Особенности эмпатии у старшеклассников
Особенности эмпатии у старшеклассников
Особенности эмпатии у старшеклассников
Н. П. Ансимова, О. В. Тютяева
В
подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских
отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию
другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а
позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований
рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса
межличностного взаимодействия. "Секрет успешных отношений между людьми
заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном,
дружеском, созидающем значении" [9. С. 64].
Мы
исходим из понятия, предложенного И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия -
целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную
инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир
другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет
социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с
психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и
предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих
процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику.
Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и
формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных
компонентов [15].
Известно,
что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазы
эмоционального заражения в период новорожденности и заканчивая просоциальным
поведением в более поздние возрастные периоды.
В
разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались
зарубежные ученые (А. Валлон [1], Л. Мерфи [1], М. Хоффман [12], П. Массен
[12],Н. Айзенберг [5]) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова [2], В. В
Зеньковский [4], Г. Ф. Михальченко [8], Л. А. Сивицкая [13], В. П. Кузьмина
[6], И. М. Юсупов [15], М. В. Осорина [10]). Дадим краткую характеристику возрастных
особенностей эмпатии, свойственных периоду подростничества и юношества.
Центральное
социально-психологическое новообразование подросткового возраста - развитие
Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период
маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном,
пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что
накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в
повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности,
эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации,
группирования со сверстниками и т.д. [7], [14].
"К
подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на
непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве
побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом
поведения в пользу другого" [3. С. 58]. Эксперименты Т. П. Гавриловой [2],
проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию к
спонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания. Исследование
эмпатийного потенциала сельских подростков 14-15 лет, проведенное И. М.
Юсуповым [15], позволяет говорить о сохранении тенденции уменьшения
сопереживания и роста сочувствия и альтруистического поведения.
Именно
в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые
обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии.
Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем
мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками
нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их
стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики
более ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсупов
объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в
конформности и поиске социального одобрения [15. С. 140-141].
Н.Айзенберг
также считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет более проникаются заботой
и состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этого
возраста. Это связано, по ее мнению, с более быстрыми темпами созревания
девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности [5. С. 536-537].
Способность
к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное
место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается,
как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете
того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" [5.
С. 537].
Данные
зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят о
глубоких связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Нравственные
нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают
проявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в
межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в то
время как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку [15].
Помимо
связи нравственного поведения и эмпатии обнаружено, что в пубертатном возрасте
эмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе эксперимента
установка на сочувственное отношение к объекту взаимодействия, заданная извне,
способствует появлению и переживанию чувства вины за наблюдаемое неблагополучие
объекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к
"жертве", ориентировались на справедливое отношение к ней и
испытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобного
настроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания в
виде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [15. С. 143]. При этом следует
иметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственно
созданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию и
причины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной,
альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийная
установка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемые
проявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.
По
данным И. М. Юсупова, из исследуемой группы подростков (256 человек),
отбывающих наказание в возрастной трудовой колонии, а ранее входивших в
асоциальные группировки, большинство (78%) испытывали чувство
"эгоистической удовлетворенности" при виде страданий жертвы. Наряду с
этим, автор замечает, что "подобные эмоциональные проявления не являются
специфичными для неформальных подростковых объединений с асоциальной
направленностью" [15. С. 143].
Если
подростковый возраст является критическим в становлении личности и решающим в
плане формирования черт характера, то, начиная с юношеского периода и далее,
изменения черт характера могут возникать только под влиянием сильных
воздействий.
Эмпатия
как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период
пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и
альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и
юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества
на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если
будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание,
то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает
отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит
на других людей ненависть к своим родителям" [15. С.150]. Эффект переноса
эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в
отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие
объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.
Стимулирование у испытуемых эмпатийных переживаний способствовало возникновению
у них действенной помощи и усилению просоциального поведения [15. С. 150].
Несмотря
на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных
возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер,
представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и
систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения
генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял
своей актуальности [1. С. 156]. Наше исследование является попыткой внести свой
вклад в решение очерченного выше круга вопросов, не претендуя, однако, на
решение всей проблемы.
Цель
настоящего исследования: выявление особенностей эмпатии у старших школьников,
включая подростковый и юношеский возраст.
Исходя
из цели, определены следующие задачи исследования:
Отследить
динамику временных изменений эмпатии как феномена социально-психологического
происхождения за четырехлетний период в связи с изменяющейся
социально-экономической ситуацией.
Сравнить
характеристики эмпатии у старших школьников в зависимости от места жительства.
Для
этого были выбраны города, расположенные в одном регионе, но различающиеся по
своему типу:
а/
провинциальный город, приравненный к сельской местности (г. Пошехонье
Ярославской области);
б/
крупный промышленный и культурный центр (г. Ярославль);
в/
город, занимающий промежуточное положение между провинциальным и большим
населенными пунктами (г. Рыбинск Ярославской области).
Задача
диагностики эмпатии у детей старшего школьного возраста решалась с помощью
теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии),
разработанного И. М. Юсуповым.
Под
эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к
вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к
принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти
испытуемого" [15. С. 121].
Исследование
эмпатии у школьников проводилось на базе средней школы №1 г.Пошехонья в 1997 и
2001 годах, а также в школах №32 г. Рыбинска и №56 г. Ярославля в 2001 году.
Возрастные границы выборки испытуемых: от 14 до 18 лет включительно. Опросник
был предложен учащимся 8-11 классов.
При
обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные
автором методики. Результаты исследования, признанные недостоверными, а также
результаты, имеющие сомнительный характер, исключались из исследования.
Остальные проходили дальнейшую, в том числе и статистическую, обработку.
Для
решения вопроса о динамике изменений, произошедших в компонентном составе и
общем уровне эмпатии за определенный временной промежуток, проведено
исследование, включающее в себя два этапа.
Первый
этап исследования эмпатии у старших школьников проводился в апреле 1997 года на
базе средней школы №1 г. Пошехонья на выборке в 196 человек. Было получено 160
достоверных результатов, что составляет 81,6% от общего числа испытуемых.
Результаты представлены в табл.1.
Анализ
полученных первичных статистических данных показал следующее.
Таблица
1
Средние
показатели развития эмпатии и ее составляющих
Наименование показателя
|
Выборочное среднее
|
г.Пошехонье, 1997г.
|
г.Пошехонье, 2001г.
|
г.Рыбинск, 2001г.
|
г.Ярославль, 2001г.
|
Эмпатия к родителям (Эр)
|
11,45
|
11,05
|
9,94
|
10,4
|
Эмпатия к животным (Эж)
|
7,24
|
7,45
|
6,7
|
6,25
|
Эмпатия к старикам (Эс)
|
8,85
|
8,6
|
8,16
|
9,33
|
Эмпатия к детям (Эд)
|
7,31
|
9,23
|
10,3
|
8,69
|
Эмпатия к героям худож.
произведений (Эгхп)
|
7,06
|
6,18
|
6,86
|
6,5
|
Эмпатия к незнаком. и
малознаком. людям (Энл)
|
8,98
|
8,36
|
9,32
|
8,76
|
Общий уровень эмпатии. (Эо)
|
50,92
|
50,85
|
51,24
|
49,95
|
Значительно
выше, чем другие составляющие эмпатии, у старших школьников развита эмпатия к
родителям (Эр=11,45 балла, при возможных значениях от 0 до 15 баллов). Данный
факт, по нашему мнению, не нуждается в пояснениях, т.к. родители являются
самыми значимыми людьми для подавляющего большинства детей любого возраста.
Наименее развита эмпатия к героям художественных произведений, что, вероятно,
связано с нежеланием читать, проявляющимся у современных школьников (Эгхп=7,06
б.). На чуть более высоком уровне находятся эмпатия к животным и к детям
(Эж=7,31 б., Эд= 7,24 б.). Значительно развиты на этом фоне эмпатия к старикам
(Эс=8,85 б.), ввиду того, что в провинции сохраняются достаточно сильные
родственные, в том числе и межпоколенные связи, а также эмпатия к незнакомым и
малознакомым людям (Энл=8,98 б.). Жители провинции лично или опосредовано знают
значительную часть населения города, что, вероятно, накладывает свой отпечаток
на восприятие незнакомых и малознакомых людей, способствует повышению чувства социальной
безопасности. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия для
формирования у школьников эмпатийной установки.
Корреляционный
анализ и использование критериев значимости различий Стьюдента позволил выявить
связи различной степени значимости между отдельными составляющими, общим
уровнем эмпатии, а также полом и возрастом испытуемых и существенные различия
между показателями, используемыми в исследовании.
Анализ
показал, что существуют половые различия в показателях составляющих и общего
уровня эмпатии. У девушек значительно более развита эмпатия к героям
художественных произведений, нежели у юношей (t=6,19, уровень значимости 5%).
Старшеклассницы более эмпатийны к незнакомым и малознакомым людям (t=3,03).
Женская часть выборки характеризуется и более высокими показателями общего
уровня эмпатии (t=4,84).
При
рассмотрении возрастных различий обнаруживается существование отрицательной
корреляции между возрастом и эмпатией к животным. Учитывая, что данная
составляющая эмпатии имеет значимую связь с ее общим уровнем (r=0,59), этот
факт имеет принципиальное значение. Мы предполагаем, что это связано, прежде
всего, с отношением взрослых малого города к разводимым ими
сельскохозяйственным животным как к одному из средств пропитания и
существования, а не как к члену семьи, что можно наблюдать в отношении домашних
животных у жителей крупного центра. А дети, как известно, принимают формы
поведения, транслируемые обществом, прежде всего, семьей и близким окружением.
Обнаружена
отрицательная корреляция между возрастом и общим уровнем эмпатии (r=-0,16), что
подтверждает данные, полученные И.М. Юсуповым на выборке испытуемых 16-22
летнего возраста численностью 684 человека [11. С. 33].
Анализ
связей отдельных составляющих эмпатии между собой и общим уровнем ее выраженности
показал следующее:
Составляющая
эмпатии к родителям коррелирует лишь с показателем общего уровня эмпатии
(r=0,26).
Эмпатия
к животным имеет значимые связи с двумя другими составляющими- эмпатией к детям
(r=0,22) и эмпатией к героям художественных произведений (r=0,31). Последняя
составляющая, в свою очередь, чуть менее существенно коррелирует с эмпатией к
старикам (r=0,2) и с эмпатией к детям (r=0,16).
Эмпатия
к героям художественных произведений как составляющая исследуемого феномена
занимает особое положение. Во-первых, наличествуют значимые связи со всеми
составляющими эмпатии, за исключением эмпатии к родителям (r=0,37). При этом на
данную составляющую приходятся наиболее существенные различия по полу (t=6,19).
Во-вторых,
обнаружено следующее противоречие. С одной стороны, именно на показатели уровня
эмпатии к героям художественных произведений и общего уровня эмпатии приходится
самый высокий коэффициент корреляции (r=0,7). С другой же стороны, именно по
данной составляющей получен самый низкий показатель выборочного среднего.
Заканчивая
анализ данных, полученных в ходе первого этапа исследования в 1997 году,
необходимо отметить высокую степень связи показателей общего уровня эмпатии с
показателями составляющих эмпатии, а также с полом и возрастом испытуемых. Как
уже отмечалось выше, девушки обладают более высоким уровнем эмпатии по
сравнению с юношами. Обнаружена связь между возрастом и уровнем эмпатии.
Наиболее значимую связь общий уровень эмпатии имеет с такими составляющими, как
эмпатия к героям художественных произведений (r=0,59). Существенна связь с
эмпатией к детям (r=0,5) и к незнакомым и малознакомым людям (r=0,48). Менее
высокий коэффициент корреляции между показателями общего уровня эмпатии и
эмпатией к старикам (r=0,32) и родителям (r=0,26).
Второй
этап исследования включал в себя вторичное, по прошествии четырех лет,
проведение экспресс-диагностики эмпатии у учащихся старших классов средней
школы №1 г. Пошехонья, а также исследование особенностей эмпатии у
старшеклассников школ г. Рыбинска и г. Ярославля в марте-апреле 2001г. (в сборе
материала участвовали студенты С. Гусева, И. Шестериков, П. Шувалова).
Рассмотрим
результаты повторного проведения теста эмпатийного потенциала личности среди
старшеклассников Пошехонской средней школы. В исследовании приняли участие 192
человека. Получено 168 достоверных анкет, что составляет 87,5% от общего числа.
Анализ
результатов математико-статистической обработки данных позволяет сделать
следующие выводы (см. табл.1).
Эмпатия
к родителям имеет наибольшее значение по сравнению с остальными компонентами
(Эр=11,05 балла). Высокими показателями отличается также эмпатия к детям
(Эд=9,23 б.). Чуть менее выражена эмпатия к старикам (Эс=8,6 б.) и эмпатия к
незнакомым и малознакомым людям (Энз=8,36 б.). Наименьшее выборочное среднее
получено по показателям эмпатии к животным и эмпатии к героям художественных
произведений (Эж=7,45 б., Эгхп=6,18 б.).
Пол
связан с показателями эмпатии к животным, к героям художественных произведений,
к незнакомым и малознакомым людям и с показателями общего уровня эмпатии.
Девушки обладают большим, по сравнению с юношами, эмпатийным потенциалом по
отношению к животным (t=2,09), к героям художественных произведений (t=6,2) и к
незнакомым и малознакомым людям (t=4,28). Для женской части выборки характерны
также более высокие показатели общего уровня эмпатии (t=4,22).
Возраст
связан с показателями эмпатии к старикам (r=0,17) и к незнакомым и малознакомым
людям (r=0,16).
Говоря
о составляющих эмпатии, следует обратить внимание на триаду составляющих,
имеющих значимые взаимные связи. Это эмпатия к животным, эмпатия к детям и
эмпатия к героям художественных произведений. При этом с двумя последними
составляющими имеет высокую степень связи эмпатия к незнакомым и малознакомым
людям.
Для
изучения динамики изменения результатов за четыре года мы провели сопоставление
показателей двух выборок с использованием Т-критерия Стьюдента.
Были
выявлены следующие тенденции.
К
2001 году значение выборочного среднего по показателям эмпатии к детям существенно
выросло (Эд 1997 =7,3 б., Эд 2001=9,2 б.; t=6,2), уступив место лишь эмпатии к
родителям. Последняя была и остается составляющей с наиболее высокими
показателями. Существенные различия обнаружены в показателях уровня эмпатии к
героям художественных произведений (t=2,82) и эмпатии к незнакомым и
малознакомым людям (t=2,22). По сравнению с 1997 годом выборочное среднее по
первой составляющей уменьшилось с 7,1 балла до 6,2 балла. Эта же тенденция к
снижению наблюдается и в показателях эмпатии к незнакомым и малознакомым людям
(Энл 1997=8,98 б., Энз 2001 =8,36 б.).
Что
касается остальных составляющих, то показатели уровня эмпатии к родителям, к
животным, к старикам не претерпели значительных изменений. Общий уровень
эмпатии тоже практически не изменился (Эо 1997 =50,9 б.; Эо 2001 =50,8 б.).
Показатели
связи общего уровня эмпатии с эмпатией к животным и эмпатией к старикам
практически не изменились, в то время как в отношении эмпатии к родителям и к
детям за последние годы они стали более значительны.
Обращают
на себя внимание изменения в показателях связи между общим уровнем эмпатии и
эмпатии к героям художественных произведений. Если в 1997 году эта связь была
самой значимой по всей корреляционной матрице (r=0,7), то к 2001 году
показатели снизились (r=0,59).
Помимо
сохранившейся триады составляющих - эмпатии к животным, эмпатии к детям,
эмпатии к героям художественных произведений, образовалась новая, включившая в
себя помимо двух последних составляющих эмпатию к незнакомым и малознакомым
людям.
За
четырехлетний период нивелировались существовавшие ранее значимые отрицательные
корреляции между возрастом и эмпатией к животным. Также не прослеживается
имевшая ранее место тенденция к снижению с возрастом общего уровня эмпатии.
Вместе с тем, обозначились связи между возрастом и составляющими - эмпатией к
старикам и эмпатией к незнакомым и малознакомым людям.
Показатели
общего уровня эмпатии на протяжении четырех лет остаются более высокими у
женской части выборки (в 1997г. t=4,84, в 2001г. t=4,22). Девушки по-прежнему
более склонны к эмпатийным переживаниям в отношении героев художественных
произведений, незнакомых и малознакомых людей. За последние годы эмпатийный
потенциал в отношении к животным стал более значителен также у женской части
выборки (t=2,09).
Старшие
школьники за прошедшие четыре года стали значительно более эмпатийны по
отношению к детям (t=6,16), но менее эмпатийны к героям художественных
произведений (t=6,82) и к незнакомым и малознакомым людям (t=2,22).
Таким
образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Существуют
половые различия в показателях составляющих эмпатии и ее общего уровня. Девушки
в большей степени склонны к сопереживанию и сочувствию, нежели юноши.
Эмпатия
к родителям является наиболее развитой составляющей у детей среднего и старшего
школьного возраста, проживающих в провинциальном городе. Показатели не зависят
от времени проведения исследования.
Относительно
постоянными остаются показатели уровня эмпатии к родителям, к животным, к
старикам, а также общий уровень эмпатии.
Сохранилась
триада составляющих эмпатии, включающая в себя эмпатию к животным, эмпатию к
детям и эмпатию к героям художественных произведений.
Образовалась
новая триада, состоящая из эмпатии к детям, эмпатии к героям художественных произведений
и эмпатии к незнакомым и малознакомым людям.
Наиболее
значительные изменения в последние годы произошли в показателях эмпатии к детям
и к героям художественных произведений.
Перейдем
к вопросу об особенностях эмпатии, характерных для старшеклассников в
зависимости от места их проживания. Поскольку особенности эмпатии школьников,
проживающих в провинциальном городе в условиях, приравненных к сельским, были
рассмотрены выше, обратимся к рассмотрению результатов исследования,
проведенного в г. Рыбинске, а затем и в Ярославле весной 2001 года.
В
опросе принимали участие 76 рыбинских школьников. Было получено 63 достоверных
результата, что составляет 83% от общего числа.
Анализ
результатов математико-стати-стической обработки данных позволил сделать
следующие выводы (см. табл.1).
Наибольший
показатель имеет эмпатии к детям (Эд=10,27 б.). Эмпатия к родителям, имевшая
наибольшее значение в выборках пошехонских и ярославский школьников, уступила
место эмпатии к детям, став второй по значимости составляющей (Эр=9,92 б.).
Достаточно развита эмпатия к незнакомым и малознакомым людям (Энл=9,32 б.).
Наименее выражены на этом фоне показатели эмпатии к животным и к героям
художественных произведений (Эж=6,69 б., Эгхп=6,86 б.).
Анализ
корреляционной матрицы позволяет предполагать наличие связей между эмпатией к
незнакомым и малознакомым людям, к героям художественных произведений и
эмпатией к детям (r=0,38 и r=0,25 соответственно). Последняя составляющая имеет
высокую степень связи с эмпатией к животным (r=0,44). Прослеживается связь
между возрастом и показателями уровня эмпатии к незнакомым и малознакомым людям
(r=0,29). Наиболее значимую связь общий уровень эмпатии имеет с составляющей
эмпатии к героям художественных произведений (r=0,62) и эмпатией к животным (r=0,61).
Следует отметить, что интеркорреляции, полученные по данной выборке,
немногочисленны.
Говоря
о сравнительных характеристиках эмпатии у старшеклассников г. Пошехонья и г.
Рыбинска, необходимо отметить отсутствие различий в показателях общего уровня
эмпатии, но наряду с этим существующую разницу в показателях состава эмпатии.
Так, например, старшие школьники провинции обладают более высоким уровнем
эмпатии к родителям, чем их сверстники из Рыбинска (t=2,97). Последние, в свою
очередь, несколько менее эмпатийны к животным (t=2), но обладают более высоким
уровнем эмпатии к детям (t=2,42) и к незнакомым и малознакомым людям (t=2,5).
Перейдем
к рассмотрению особенностей эмпатии у старших школьников областного центра (см.
табл.1). В исследовании приняло участие 123 человека. Было получено 114
достоверных результатов, что составляет 93% от общего числа.
У
ярославских школьников наиболее выражена эмпатия к родителям (Эр=10,4 б.).
Наименьшими показателями характеризуются эмпатия к животным и к героям
художественных произведений (Эж=6,25 б., Эгхп=6,5 б.). На более высоком уровне
находятся эмпатия к детям (Эд=8,69 б.) и к незнакомым и малознакомым людям
(Энл=8,76), уступая место лишь эмпатии к старикам (Эс=9,33 б.) и упомянутой
выше наиболее развитой составляющей эмпатии к родителям.
Корреляционный
анализ позволил выявить связи различной степени значимости между отдельными
составляющими, общим уровнем эмпатии, а также полом и возрастом испытуемых.
В
ярославской выборке, в отличие от других, отсутствуют связи между возрастом,
показателями составляющих и общего уровня эмпатии.
Существуют
достаточно выраженные половые различия в показателях общего уровня и состава
эмпатии. Если показатели эмпатии к родителям, к старикам, к незнакомым и
малознакомым людям у юношей и девушек существенно не различаются, то большая
выраженность остальных составляющих у женской части выборки представлена в
достаточной степени. Можно говорить о том, что девушки более эмпатийны к героям
художественных произведений (t=4,07) и к животным (t=3,75), чем юноши. У
старшеклассниц также прослеживается большая склонность сочувствовать и
сопереживать детям, имеющая характер тенденции (t=2,39). Общий уровень эмпатии
у девушек также выше, чем у юношей (t=4,42).
Обнаружена
значительная корреляция показателей эмпатии к героям художественных
произведений с общим уровнем эмпатии (r=0,72), а также выявлены связи различной
степени между данной составляющей и другими, за исключением эмпатии к старикам.
Существуют
значимые связи в триаде составляющих эмпатии к детям, эмпатии к героям
художественных произведений и эмпатии к незнакомым и малознакомым людям.
Обращает на себя внимание тот факт, что именно эти составляющие, в свою
очередь, имеют самые значимые связи с общим уровнем эмпатии. Коэффициент
корреляции достигает соответственно r=0,61, r=0,72 и r=0,63.
Сравнивая
особенности эмпатии у школьников Пошехонья и Ярославля, отметим сходные
характеристики эмпатии.
Во-первых,
показатели уровня развития эмпатии к родителям у представителей и той и другой
выборки являются самыми значительными по сравнению со всеми остальными
составляющими эмпатии.
Во-вторых,
в характеристиках эмпатийных тенденций у старшеклассников обоих городов
наблюдается некоторое противоречие, касающееся эмпатии к героям художественных
произведений. С одной стороны, достаточно выраженная связь данной составляющей
с общим уровнем эмпатии. С другой стороны, именно она имеет один из самых
низких показателей среднего арифметического, полученного по обеим выборкам.
В-третьих,
обнаружено наличие триады значительно связанных между собой составляющих
эмпатии к детям, к героям художественных произведений, к незнакомым и
малознакомым людям. Эти составляющие имеют и самые высокие коэффициенты
корреляции с показателями общего уровня эмпатии.
Помимо
сходства существуют и некоторые различия. Высокие показатели, характерные для
эмпатии к родителям, у представителей и той и другой выборки несколько
различаются между собой (t.=2,19). Молодежь, проживающая в небольшом городе,
обладает более высоким уровнем развития эмпатийных тенденций в отношении
родителей.
Второе
различие состоит в том, что для ярославских школьников, в отличие от
пошехонских, характерны более выраженные эмпатийные тенденции в отношении
стариков (t=2,39) и менее выраженные - в отношении животных (t=3,78).
В
заключение обратимся к сравнительной характеристике особенностей эмпатии у
школьников, проживающих в г. Рыбинске и в г. Ярославле.
Если
у выборки рыбинских старшеклассников практически отсутствуют половые различия в
составе и общем уровне эмпатии, то у ярославских школьников эти различия
представлены достаточно ярко, о чем говорилось выше.
Самый
высокий коэффициент корреляции по обеим выборкам приходится на показатели
эмпатии к героям художественных произведений и общий уровнень эмпатии.
В
целом выборки характеризуются достаточно большим сходством между собой.
Значимые различия сводятся к следующему: показатели эмпатии к детям у рыбинских
школьников гораздо выше, чем у ярославских (t=3,6). Старшеклассникам областного
центра, в свою очередь, свойственен более высокий уровень развития эмпатии к
старикам (t=3,03).
Завершая
сравнительную характеристику особенностей эмпатии у старших школьников в
зависимости от места жительства, а также описание изменений, произошедших в
данном социально-психологическом феномене у старшеклассников за четырехлетний
период, остановимся на общих характеристиках эмпатии, не зависящих от фактора
времени и от места проживания испытуемых данной возрастной группы.
В
показателях общего уровня эмпатии между выборками нет значимых различий. Они
обнаруживаются только в половозрастных особенностях и составе эмпатии.
Девушки
отличаются более высокими показателями общего уровня эмпатии и ряда
составляющих (за исключением рыбинской выборки, где значимых половых различий
не обнаружено).
Наиболее
высокий уровень развития имеет эмпатия к родителям (кроме школьников
г.Рыбинска, где данная составляющая уступает место лишь эмпатии к детям).
У
современных школьников прослеживаются связи между эмпатией к детям и эмпатией к
незнакомым и малознакомым людям.
Существует
значимая связь между эмпатией к детям и эмпатией к животным у старших
школьников, за исключением представителей ярославской выборки.
Во
всех исследуемых группах обнаружено следующее противоречие. С одной стороны,
выявлена весьма значительная связь между эмпатией к героям художественных
произведений и общим уровнем эмпатии. С другой стороны, именно по данной
составляющей получен самый низкий показатель выборочного среднего. На наш
взгляд, данный факт имеет принципиально важное значение.
Если
составляющие эмпатии к детям, эмпатии к героям художественных произведений,
эмпатии к незнакомым и малознакомым людям образуют триаду со значимыми связями
(как это наблюдается в выборках пошехонских и ярославских школьников), то и
коэффициенты корреляции с общим уровнем эмпатии у этих трех составляющих самые
высокие.
Обобщая
изложенные выше результаты проведенного исследования, можно констатировать
следующее:
Эмпатия
у современных школьников 14-18 лет и их ровесников конца 90-х годов имеет свои
половозрастные особенности, проявляющиеся в общем уровне и составе эмпатии.
Эмпатия
у старшеклассников имеет свои особенности, во многом зависящие от того, в каком
городе проживают школьники: провинциальном (приравненном к сельской местности),
крупном областном промышленном и культурном центре либо в городе, занимающем
промежуточное положение между первым и вторым.
Следовательно,
можно говорить о том, что эмпатия как феномен имеет свою динамику изменений с
течением времени. Специфические особенности эмпатии, на наш взгляд, обусловлены
характером социального окружения подростков и юношей, что, в свою очередь,
определяется целым комплексом различных социально-психологических факторов.
Выявление круга этих факторов и изучение степени и характера их влияния на
формирование и развитие эмпатии станет одной из задач нашего дальнейшего
исследования.
Список литературы
Гаврилова
Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное
состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.
Гаврилова
Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного
возраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.
Гаврилова
Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста:
Дис....канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.
Зеньковский
В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.
Крайг
Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
Кузьмина
В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от
детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород,
1999. 157 с.
Личко
А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина,
1985. 416 с.
Михальченко
Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую
профессию. Дис....канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.
Мэй
Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994.
144 с.
Осорина
М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288
с.
Практикум
по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.
С. 32-37.
Развитие
личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.
272 с.
Сивицкая
Л. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском
общественном объединении. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.
Философский
энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
Юсупов
И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра.
психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
|