рефераты рефераты
Главная страница > Опытническая работа школьников по экологии  
Опытническая работа школьников по экологии
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Опытническая работа школьников по экологии

Опытническая работа школьников по экологии

Опытническая работа школьников по экологии

М. З.Федорова, О. В.Устюкова

Преподавание экологии в школах сопряжено со значительными трудностями, которые определяются рядом факторов, таких, как отсутствие единого подхода к рассмотрению многих направлений этой комплексной науки, неразработанность ряда положений, недостаточное количество и качество учебников и учебных пособий и др. Особые сложности связаны с проведением занятий по экологии человека. Здесь можно ограничиться проведением лишь небольшого количества исследований по изучению влияния на функциональное состояние организма некоторых естественных и антропогенных факторов среды (например, биоритмологическая организация функций, изменение умственной работоспособности и продуктивности интеллектуальной деятельности в условиях шума и т.п.) и некоторыми работами гигиенической направленности. К числу последних относится изучение загрязнения окружающей среды для здоровья человека и других живых существ химическими веществами. Предлагается два направления исследовательской работы школьников: 1) изучение содержания нитратов в сельскохозяйственных продуктах и питьевой воде; 2) контроль за выпадением кислотных дождей. Участниками исследования могут быть несколько учеников, работающих в разных районах (например, на своих дачных участках).

Перед проведением исследований учащиеся должны получить теоретические знания об источниках загрязнения данными веществами, путях миграции и трансформации в экологических системах, познакомиться с санитарно-гигиенической и токсикологической характеристикой вещества, мерах профилактики и средствах защиты.

Определение нитратов риванольным методом

Основными источниками поступления нитратов в организм человека являются продукты растениеводства (80-85%) и питьевая вода. Токсическое действие нитратов обусловлено как их прямым влиянием (гипоксия тканей за счет угнетения ферментных систем, участвующих в тканевом дыхании), так и действием нитритов (гемическая гипоксия, обусловленная образованием метгемоглобина), образующихся в организме из нитратов под воздействием микрофлоры кишечника и тканевых ферментов. В свою очередь, нитриты взаимодействуют с аминами, образуя канцерогенные вещества - нитрозамины (один из факторов злокачественных опухолей).

В недозревших овощах содержание нитратов всегда выше, чем в созревших.

Метод нитратного контроля

(предложен 1-м Московским медицинским институтом имени И. М. Сеченова)

Для работы необходимо: риванол (можно приобрести в аптеках), 0,9% раствор хлорида натрия, соляная кислота (плотность 1,038-1,041), порошок цинка.

I. Определение нитритов в воде.

К 1 мл воды прибавляют 2 мл 0,9% раствора хлорида натрия. Затем 2 мл приготовленной таким образом воды смешивают с 1 мл риванольного реактива (таблетку растворяют при нагревании в 200 мл аптечной соляной кислоты). Если появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде недопустим.

II. Определение нитратов в воде.

К 1 мл воды добавляют 2,2 мл 0,9% раствора хлорида натрия. Затем отбирают 2 мл приготовленного раствора, добавляют 1 мл солянокислого раствора риванола и немного порошка цинка (на кончике ножа). Если в течение 3-5 мин желтая окраска риванола исчезнет и раствор окрасится в бледно-розовый цвет, то содержание нитратов в питьевой воде недопустимо.

III. Определение нитратов в продуктах.

Нитрат в продуктах восстанавливают до нитрит-ионов, которые диазотируют риванолом с образованием окрашенного соединения.

Исходно предполагается, что содержание нитратов в продукте - предельно допустимое. Поэтому разбавляют пробу так, чтобы концентрация нитрата в ней сравнялась с пределом обнаружения данным методом. Если концентрация превышена, то раствор окрасится в бледно-розовый цвет. Количество разбавлений можно вычислить по формуле:

Х = ГОСТ + 1, где

М х К

Х - количество разбавлений, ГОСТ - норма нитратов для исследуемого продукта, М - предел обнаружения данным методом, К - табличный коэффициент содержания влаги в продукте.М = 20 мг/л

К: для огурцов, томатов, редиса, салата, баклажанов, капусты, перца, кабачков, щавеля, дынь, арбузов, свеклы - 0,9; картофеля, моркови, зеленого горошка и фруктов - 0,8; мяса - 0,5 (см.табл. 1 и 2)

Таблица 1

Примеры расчета количества разбавлений

 Опытническая работа школьников по экологии

2 мл разведенного продуктового сока смешивают с 1 мл солянокислого раствора риванола и добавляют на кончике ножа цинковый порошок. Если в растворе содержится более 20 мг/л нитратов, то желтая окраска раствора постепенно обесцвечивается и сменяется розовой. Это означает, что нормы нитратов в этом продукте превышены.

(Нитриты определяют как в воде: разбавляют сок по приведенной выше формуле).

! Температура для анализа не должна превышать 18оС !

! При содержании даже небольшого количества аскорбиновой кислоты реакция нитрозирования, сопровождающаяся образованием окрашенных веществ, не идет !

То же самое происходит и в организме. Не случайно аскорбиновая кислота рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как обязательный компонент диеты для людей, принимающих аминосодержащие лекарственные препараты, и просто при опасности нитратного отравления.

Овощи и фрукты, содержащие большое количество витамина С, нельзя анализировать на нитраты и нитриты без предварительной обработки. Аскорбиновая кислота устраняется с помощью метода предельных разбавлений. Для большей уверенности разбавленные соки капусты, лимона и осенних яблок перед анализом следует хорошо прокипятить 5-10 мин., а затем довести водой до прежнего объема. Аскорбиновая кислота при нагревании разрушается.

Таблица 2

Допустимые уровни мг нитрат-иона/кг

 Опытническая работа школьников по экологии

Допустимая суточная доза нитратов для человека - 300 - 325 мг. Предельно допустимая концентрация нитратов в воде - 45 мг/л, при среднем количестве потребляемой воды - 2 л в сутки.

Контроль за выпадением  кислотных осадков

Кислотными называют любые осадки: дожди, туманы, снег, росы - кислотность которых выше нормальной. Промышленные и транспортные загрязнения ведут к выбросам в атмосферу оксидов серы и азота. Они реагируют с парами воды, образуют серную и азотную кислоты, которые возвращаются на землю с осадками, из-за чего последние становятся ненормально кислыми. Их влияние на экосистемы многообразно (см. список рекомендованной литературы).

В отсутствие загрязнителей у дождевой воды обычно слабокислая реакция (pH = 5,6), поскольку в ней легко растворяется углекислый газ из воздуха с образованием слабой угольной кислоты. Кислотными называют осадки с pH 5,5 и ниже. Значение pH легко измерить с помощью индикаторной бумаги, которая есть в любой лаборатории. Полоску индикаторной бумаги опускают в раствор и сверяют ее цвет с прилагаемым эталоном.

Кислотные осадки снижают урожай, вызывая повреждение, а иногда и гибель растений, уничтожают жизнь в пресных водоемах.

Участие школьников в несложных исследованиях подобного рода имеет важное значение, т.к. способствует распространению экологических знаний не только по вертикали (образовательные учреждения - население), но и по горизонтали, т.к. ученик делится своими знаниями и результатами опытов с родственниками, друзьями и знакомыми.

Список литературы

По нитратам:

[1] Дерягина В.П. Ах, нитраты! И кто же вас выдумал? // Здоровье. 1989. №9.

[2] Мугниев А.Ф., Посмитная И.В. Содержание нитратов в овощах можно регулировать // Картофель и овощи. 1989. №1.

[3] Рычков А.Л. Нитратная кухня // Химия и жизнь. 1989. №7.

[4] Соколов О.А. Особенности распределения нитратов в овощах // Картофель и овощи. 1987. №6.

[5] Чапкявичене Э.С. Как уменьшить содержание нитратов и нитритов в овощах // Здоровье. 1988. №3.

[6] Эвенштейн З. Нитраты, нитриты, нитрозамины // Общественное питание. 1989. №3.

По кислотным осадкам:

[1] Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.3. М.: Мир, 1990.

[2] Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru



рефераты
Новости