рефераты рефераты
Главная страница > Опасность школьной дезадаптации  
Опасность школьной дезадаптации
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Опасность школьной дезадаптации

Опасность школьной дезадаптации

Опасность школьной дезадаптации

Петрова Е. Э.

Неравномерность развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников и почти половина из них — отстает в психофизическом развитии. Причин тому — несколько. Одна из них — стремление родителей к раннему обучению ребенка чтению, письму, языку и т.д. без учета его индивидуальных особенностей, возможностей, состояния здоровья. В какой-то мере это оправдано современными требованиями начальной школы — охотнее принимаются дети, которые к 6—7 годам уже умеют читать, писать, считать, они изначально ориентированы на ускоренное, опережающее обучение.

Итак, родители вынуждены перед школой в прямом смысле "натаскивать" ребенка, перегружая его неокрепший мозг, как правило, лишней информацией. В итоге — количество успешных детей в среднем звене школы не только не увеличивается, а напротив — учащаются случаи, когда ребенок "выпадает" из учебного процесса. Совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии психологического, социального и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, называется школьной дезадаптацией. Необходимо учитывать, если у ребенка были какие-либо отклонения в развитии в период дошкольного детства, патология при родах, травмы, наличие страхов и т.д., то, вероятно, мозг этого ребенка будет не в состоянии переработать огромное количество учебной информации в рамках школьной программы.

Стойкая ситуация неудовлетворенности, усталости, неуспеха является психотравмирующей и ведет к дальнейшим нарушениям в развитии, причем нередко на фоне негативного отношения к учебе и к взрослым, являющимся в этом плане раздражителем. Неудачи (в ситуации неоправданных притязаний родителей) формируют чувство неполноценности, у ребенка появляются попытки компенсировать личную несостоятельность, но так как выбор адекватных способов самоутверждения ограничен, ребенок реализуется в противодействии школьным нормам: "уход в болезнь", агрессивность, гиперподвижность, конфликтность, обидчивость в сочетании с повышенной утомляемостью, торможением познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.).

Хочется отметить, что психодиагностические методики (тесты), которые используются в современной школе, зачастую дают неверную оценку развития ребенка, отсюда затруднения в плане прогнозирования и стереотипность рекомендаций: нарушения письма и чтения — требуется увеличить количество упражнений; признаки школьной де-задаптации — необходимо создать ситуацию успеха и т.д. Получив такие рекомендации от специалистов, педагоги и родители в явном недоумении: с чего начинать и каким образом воздействовать на того или иного ребенка? При этом система активизации однотипна: убеждение, внушение, ограничение, запрет, наказание и т.д. Круг замыкается. Взрослые пытаются "вписать" ребенка в учебный процесс, от которого он в силу индивидуальных особенностей отходит все дальше и дальше.

Даже в пределах одного класса уровень развития детей настолько разный, что нелегко передаваемую информацию ориентировать на всех учеников. Да и цели, стоящие перед учителем, и их отражение в сознании учеников не всегда соответствуют.

Полноценное усвоение информации — активный процесс, проходящий несколько этапов:

1) установка — готовность к восприятию информации. Может быть положительной (вызывать интерес) и отрицательной (дальнейшая информация не воспринимается;

2) отбор информации, необходимой для развития именно этого ребенка. Процесс основан на соотношении с уже известным материалом;

3) перекодировка информации (обобщение, осознание). Как правило, зависит от словарного, понятийного запаса каждого ребенка;

4) понимание — осмысление информации.

В условиях накопления непонятной информации у ребенка формируются ситуативная тревожность и естественное желание изменить негативную ситуацию имеющимися в наличии способами (плаксивость, агрессивность и т.д.). При постоянных неудачах появляется и закрепляется личностная тревожность, которая уже может служить сигналом психического нездоровья.

Первыми из учебного процесса "выпадают" так называемые "заторможенные" дети. Их психофизиологическое состояние имеет свои причины:

— проявление особенностей темперамента;

— результат несформированности учебных умений;

— ситуативная медлительность (утомление, астения, ситуация неуспеха, нарушение самооценки и т.д.).

Практика показывает, что если этих детей постоянно торопить, напоминать об ограничении во времени, то процесс их деятельности нарушается: появляются лишние движения, суетливость, затрудняется контроль, в результате — количество ошибок увеличивается, и опять неудачи.

Выход из данной ситуации довольно прост:

• проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка (в дошкольном детстве);

• момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет);

• диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

Сегодня существует серьезная необходимость пересмотреть качество и сущность диагностики в предучебный период жизни ребенка. Иначе тенденция к росту количества неуспешных школьников, к сожалению, сохранится.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/



рефераты
Новости