Обобщение и повторение в процессе подготовки выпускников школ к вступительным экзаменам в ВУЗ
Обобщение и повторение в процессе подготовки выпускников школ к вступительным экзаменам в ВУЗ
Обобщение и
повторение в процессе подготовки выпускников школ к вступительным экзаменам в ВУЗ
на примере темы "Механические колебания и волны"
А.А. Дик
Необходимость
проведения курса подготовки к поступлению в ВУЗ возникла давно, но свое
решающее значение стала иметь в последние годы. Это связано со многими
причинами. Во - первых, все увеличивающийся конкурс на технические
специальности. Во - вторых, сокращение числа студентов, обучающихся на
бюджетной основе, что влечет за собой высокие требования к знаниям и умениям
абитуриентов. В - третьих, частое несоответствие уровня знаний, полученных в школе,
требованиям высшего учебного заведения.
Сложность
подготовки абитуриентов состоит в том, что в кратчайшие сроки необходимо
обобщить и повторить пройденный за 5 лет курс обучения физике, восполнить
пробелы в знаниях, решить большое количество качественных и количественных
задач. Вопрос о времени, отведенном на этот метод обучения, затрагивал
Ф.Дистервег в <Руководстве к образованию немецких учителей>: <Заботься
о том, чтобы учащиеся действительно запоминали <выученное: Можно достигнуть этого,
посвящая один час в неделю дословному, устному, выразительному повторению: В
педагогике вопрос о пользе повторения и обобщения поднимался неоднократно и
серьезно. Еще Я.А.Коменский в своей <Великой дидактике> отмечал: <На
каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет
понят:Достигнуть этого:можно только путем затверживания, спрашивания,
повторения до полного усвоения>. Тематика обобщения и повторения
рассматривалась в работах таких педагогов и методистов, как А.И. Бугаев, П.И.
Пидкасистый, Е.А. Дьякова, С.Е. Каменецкий, К.Н. Елизаров.
Подготовка к
вступительным экзаменам в вуз осуществляется по трем основным направлениям:
-
самообразование, в процессе которого абитуриент самостоятельно повторяет курс
физики, пользуясь имеющимися учебными и методическими пособиями;
- заочные
подготовительные курсы, суть которых сводится к следующему: абитуриент
выполняет предложенные контрольные работы и имеет возможность два раза в год
получить консультацию преподавателя;
- дневные
подготовительные курсы, в процессе которых в течение одного учебного года
проводятся занятия по программе или составленному преподавателем плану.
Собственно
вопрос подготовки выпускников школ как самостоятельный раздел методики
преподавания физики в методической литературе практически не рассматривается,
написан лишь ряд статей и методических пособий для
поступающих в вузы. Такие пособия, в основном, содержат ответы на
экзаменационные билеты, примеры решения задач и тестов. Так и на
подготовительных курсах в вузах проводятся преимущественно обобщительно -
повторительные уроки в форме решения практических заданий: задач и тестов и
рассмотрения теоретических основ изучаемых явлений. Мы считаем, что такой
подход не совсем верен.
Обучение на
подготовительном отделении требует более прочного усвоения знаний, приобретения
умений и навыков путем проведения лабораторных работ, уроков- семинаров, а
также постоянного контроля знаний учащихся.
Вступительные
экзамены в вузы проводятся преимущественно в форме решения задач или тестов,
либо беседы по теоретическим вопросам, но при решении разного типа заданий на
экзаменах возникает потребность вспомнить и применить также и те дополнительные
знания и навыки, которые приобретаются в процессе и других видов учебной
деятельности.
Например, дано
задание: <Как определить жесткость пружины, имея под рукой линейку и набор
грузов известной массы?> Разрешить такой вопрос можно, либо имея хорошую
теоретическую подготовку, либо навыки, полученные при выполнении лабораторных
работ. Или вопрос из тестовых заданий: <Какой вид волн на поверхности
жидкости возникнет, если волну возбуждают, ударив ребром линейки, параллельным
поверхности воды: кольцевые, прямолинейные, продольные, поперечные>.
Ответить на данный вопрос можно, лишь детально изучив природу волн, что позволяют
сделать уроки-семинары, либо рассмотрение вопросов факультативного курса
физики.
Итак, мы
предполагаем, что для выпускников школ в процессе их подготовки к вступительным
экзаменам в вуз необходимо применять особую <усиленную> методику, которая
включает решение большого количества практических заданий, проведение
лабораторных практикумов, уроков- семинаров, просмотр кино- и диафильмов.
Следует отметить, что повторению и обобщению теоретических знаний уделяется
роль самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.
Исследование
было направлено на рассмотрение вопросов повторения и обобщения темы физики и в
частности, применение этих процессов к подготовке к вступительным экзаменам в
вуз на примере темы <Механические колебания и волны>.
В качестве
средства обучения было разработано методическое пособие для учителя по теме
<Механические колебания и волны>, которое состоит из нескольких разделов.
В первой части
предлагается список основных формул и закономерностей, который нацелен на то,
чтобы сократить время поиска необходимых зависимостей в литературе и
способствовать усвоению и запоминанию.
Следующий
раздел представляет собой перечень вопросов для самоподготовки учащихся и
контроля теоретических знаний. Вопросы нацелены на выявление:
-умений давать
определение физической величине, объяснять физические явления, приводить
примеры, применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне.
Например, какие колебания называют свободными? Приведите примеры свободных колебаний.
- знание
основных единиц измерения изучаемых величин и умение выводить их из уже известных.
Наряду с этим
был составлен комплекс физических задач по теме, цель которого - научить
применять полученные теоретические знания к решению практических заданий. В
процессе решения задач выявляются умения верно использовать
известную формулу (закон), применять законы физики для анализа процессов на
численном уровне, пользоваться при решении заданий ранее изученными
закономерностями.
В разработке
представлены задачи различного уровня сложности от заданий на применение
формулы (закона) на количественном уровне до комбинированных задач, например,
по применению закона сохранения энергии к расчету параметров колебательной
системы. Так, например, предлагается следующая задача: Когда под маятником -
стальным шариком на нити массой 50 г, установили магнит, период его колебаний
уменьшился в 1,2 раза. Найти силу притяжения шарика к магниту. Ее решение
требует знания не только формулы периода колебаний математического маятника, но
и умения рассчитывать его в ситуациях, когда на груз действует дополнительная
сила.
Важен в
практическом применении комплекс предложенных тестовых заданий. Отличие решения
такого рода практических заданий от задач состоит в том, что ответом на
поставленный вопрос является один из предложенных вариантов. Тесты могут носить
как теоретический (на знание определений, явлений, величин), так и практический
характер.
Целесообразность
представления тестов на практических занятиях обосновывается еще и тем, что
основной формой экзамена по физике становится решение именно такого рода задач.
При составлении заданий использовались контрольно- измерительные материалы,
представленные на едином государственном экзамене в 2001 - 2002 гг.
В методическом
пособии также представлен комплекс лабораторных работ по теме. В процессе
выполнения лабораторных работ и опытов ученики убеждаются в объективности
физических законов, получают непосредственное представление о методах,
применяемых в научных исследованиях, знакомятся с физическими измерениями и
способами количественной оценки физических явлений, приобретают практические
навыки, предусмотренные программой по физике, расширяют свои политехнические
знания и умения. Так, представлены работы по наблюдению
колебаний математического и физического маятников, волн на поверхности
жидкости, по расчету периодов их колебаний и других параметров колебательных
систем.
На расширение
кругозора учащихся, улучшение и повышение процесса развития у
учащихся практических умений и навыков при обучении физике нацелены также и
просмотр кино- и диафильмов, перечень которых также был составлен, и изучение
теоретических материалов факультативного курса. Здесь представлены уже
разработанные тексты рассказов и бесед с учащимися, выходящие за рамки школьной
программы. Например, рассматривается вопрос о колебаниях шара в жидкости.
Считается, что изучение дополнительных теоретических вопросов способствует
более успешному повторению и усвоению материала.
Мы считаем, что
данное методическое пособие может использоваться также и самими абитуриентами в
качестве средства обучения, самоподготовки и повторения. Для этого предусмотрен
комплекс уже решенных тестовых и практических заданий, а также задания для
самостоятельного решения.
Следует
отметить и роль контроля знаний в завершении процесса повторения и обобщения,
который позволяет выделить недочеты, пробелы, аспекты непонимания и на
последующих занятиях устранить их, что и позволяет делать дневная форма
подготовительного обучения. Контроль может проводиться как в форме
<вопрос-ответ> с использованием разработанных вопросов, так и в форме
решения задач и тестов, которые также имеются в пособии.
Экспериментальная
работа по применению методики довузовской подготовки проводилась на базе
подготовительного отделения БГПУ (501 группы), педагогического лицея и заочного
подготовительного отделения ЦДО. Работу проводили автор и руководитель.
В начале
учебного года был проведен контрольный срез на выявление знаний по теме после
обучения в школе. По окончанию проводился повторный срез. Результаты обработки
контрольного и повторного срезов, а также наблюдений показал, что уровень
знаний учащихся повысился.
Процесс
подготовительной работы с выпускниками школ предполагает проявление
самостоятельности, сознательности, трудолюбия, усидчивости и, главное,
целеустремленности со стороны будущих студентов. Соблюдение всех этих принципов
в сочетании с грамотной деятельностью преподавателя приводит к успешному и
эффективному результату.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/
|