О гуманизации и христианизации в педагогическом процессе
О гуманизации и христианизации в педагогическом процессе
О гуманизации и христианизации в педагогическом
процессе
А.В. Павлова
Перед
курсом социальной педагогики во все времена и для всех поколений будет стоять
двойственная цель: с одной стороны, необходимо познакомиться с настоящим
положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать
себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки
социальной педагогики требуют анализа и оценки по существу, но оценивать их
правильно можно лишь с учетом исторических условий их развития.
Так,
вера в силу разума, в прогресс, вера в школу – все, что может быть обобщено
одним термином просвещенчества, захватила научную мысль в ХVIII – XIX веках и
держалась в ней достаточно прочно до сих пор. Правда, уже в конце ХVIII века
это течение получило сильные удары сначала со стороны романтического
направления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается
сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не
чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм
легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не
имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и
иногда преуспевает в этом.
В
настоящее время борьба двух сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно
охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими
порывами, и в борьбе этих ориентаций проигрывает педагогика. В ней мы наблюдаем
или наивное сочетание религии и гуманизма, или педагогический натурализм, веру
в естественное природное раскрытие души, как бесконечной возможности. В научном
творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с
религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается
подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную
установку, например, коммунизм, или же пытается создать объективную науку
безотносительно к какой бы то ни было религии.
В
педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение
для многих педагогов, но в общем имеют на педагогику малое влияние. Так, по
крайней мере, было до сих пор.
Мы
полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской
педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности
христианизация мысли особенно трудна, ибо она неминуемо должна выйти из рамок
теории в практику и жизнь.
Как
вариант христианизации педагогической мысли мы предлагаем путь смысловой педагогики.
Ученик
вряд ли способен запомнить расфасованную по урокам информацию, но он должен
обрести смысловую картину мира. Ученику ни к чему наизусть знать закон
Бойля-Мариотта, но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в
среду неопределенности и изменчивости.
Задача
образования – приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Образование –
средство развития личности, а не накачка информацией.
Лучшие
школы России ведут обучение детей по методикам Эльконина, Давыдова, Занкова, в
духе Штайнеровской педагогики, исповедуют культурно-историческую педагогику
развития, о которой мы ведем разговор. Социальная природы школы позволяет
сделать вывод, что ее социальные силы должны быть использованы в педагогическом
процессе.
Из
сказанного видно, что педагогика не есть техника, но – искусство, не только
потому, что первая добродетель педагога есть воспитательное воздействие, но и
потому, что педагогика есть творческая работа. Здесь творческое использование
детского материала достигает высшей формы.
Современная
эпоха характеризуется тем, что дети хотят быть не объектом своих действий, а
субъектом своих действий. Здесь мы предлагаем две идеи: нужно, чтобы школа была
единым духовным организмом. С другой стороны, необходимо, чтобы перед ребенком
были открыты возможности разностороннего выражения его энергии и созданы
условия его духовного самоуправления.
Современная
эпоха обнажила и заострила основные проблемы нашего времени, и педагогическая
мысль начинает осознавать себя стоящей не перед частными проблемами школы, а
перед основной и первостепенной проблемой истории и культуры. Связывание
педагогических проблем с темами современности и есть та плодотворная сила,
которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли. Проблемы
педагогики не могут быть до конца поняты автономно, они должны быть связаны с
общими вопросами нашего времени. Идея связывания школы и жизни, раскрытие в
теории и живом творчестве пути целостной школы и есть задача нашего времени.
Русская педагогика стоит на пороге грядущего торжества духовных сил над
социальной действительностью. В построениях российской педагогики уже намечены
основные предпосылки для понимания школы, для того ее построения, которое,
вобрав в себя итоги исканий отечественных педагогов, найдет вечные и прочные
основы воспитания в единении с гуманизацией и христианизацией.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru
|