Наследственный фактор в патологии речи
Наследственный фактор в патологии речи
Наследственный фактор в патологии речи
Самсонов Ф. А., Крапухин А. В.
Речь
как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной, как
некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам
условных рефлексов. Ее развитие связано с развитием и усовершенствованием
мозга. На основе сигналов первой системы и врожденных безусловных рефлексов в
коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и
голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора
через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от
периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути. На
основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система,
которая поддерживается функцией первой сигнальной системы (особенно функцией
слухового и зрительного анализаторов).
Итак,
для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а)
нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б)
нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка,
полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в)
нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи
окружающих, но и для контроля собственной речи.
Анатомические
и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, губ,
языка, неба и других органов, их специфическое развитие находится под контролем
наследственных факторов, которые образуют полигенную систему. Таким образом,
можно утверждать, что голос и речь как признаки индивидуума определяются
полигенной наследственной системой.
Для
изучения генетической детерминированности и социального влияния на развитие
речи обычно используется близнецовый метод.
По
данным Н. А. Крышовой и К. М. Штейнгарт (1969) временные характеристики речи
при многократном повторении одного и того же слова совпадают у однояйцевых
близнецов. При усложненных речевых заданиях, требующих приобретенный
индивидуальный опыт, эти временные характеристики у близнецов отличаются, но в
меньшей степени, чем в контрольной группе неродственных людей, то есть, как
элементарная, так и более сложная речевая деятельность имеет врожденную
обусловленность у близнецов. При значительном генотипическом сходстве сроков
развития речи определяется сходство и в характеристиках функциональной
деятельности речедвигательного анализатора.
Крайние
варианты становления речи у детей также в большей степени зависят от
наследственных факторов. Известно, что раннее становление речи, как и позднее
(в 2—2,5 года), прослеживается в отдельных семьях на протяжении нескольких
поколений, для которых средовые условия были одинаковыми. Это подтверждается и
при изучении времени становления речи у близнецов.
С
определенной вероятностью, можно говорить о наследственной обусловленности
легкости и трудности у детей в овладении чтением и письмом. О влиянии
наследственного фактора в понимании природы некоторых форм дислексии и
дисграфий говорит Reinhold в работе «Врожденная дислексия» (1964). Он отмечает,
что детям по наследству от родителей передается незрелость мозга в отдельных
его областях, которая проявляется в специфических функциональных расстройствах.
В таких случаях несколько членов семьи страдают дислексией и дисграфией.
Наследственная
задержка речи, то есть отсутствие нормальной речи у ребенка в возрасте 3-х лет,
по данным М. Зеемана наблюдается в 20,6% всех случаев позднего развития речи.
Автор наблюдал семьи, в которых задержку речевого развития можно было
проследить в трех поколениях, чаще всего по линии отца. А.
Митринович-Моджеевская (1965) указывает, что лица с запоздалым развитием речи,
как правило, бывают левшами; это наблюдается чаще у мужчин, а им дефект
передается от отца. По данным некоторых авторов, причиной запоздалого развития
речи является задержка процесса миэлинизации двигательных и ассоциативных
нервных волокон в центральной нервной системе. Этот процесс обычно начинается
раньше у девочек, чем у мальчиков. Факт наследственного характера задержки
речевого развития подтверждается и наблюдениями над однояйцевыми близнецами.
С
помощью клинико-генеалогического метода нами обследованы дети из
приготовительного и первых классов в школе-интернате № 96 Москворецкого района
г. Москвы (старший логопед школы — А. В. Крапухин; в работе принимали участие
студенты-логопеды дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Заикина
В. П. и Дубовик И. Э.). Среди обследованных около 18% детей с задержкой
речевого развития имели наследственную отягощенность по этому речевому дефекту.
Часто запоздалое развитие речи прослеживалось в родословной в сочетании с
другими дефектами речи (дислалия, брадилалия и др.). Приводим родословную семьи
Р., в которой задержка речевого развития отмечалась у нескольких членов семьи
(см. рис. 1).
Отсутствие
речи (немота) как следствие наследственной глухоты, то есть глухонемота, как
правило, не сопровождается органическими поражениями речевого аппарата
(периферический и центральный отделы). Поэтому отсутствие речи в этом случае
полностью обусловлено наследственной (врожденной) патологией органа слуха.
Заикание.
Все
многообразие этиологических факторов, с которыми авторы связывают возникновение
заикания, можно разделить на два вида: предрасполагающие и вызывающие. К первым
относят: патологическое протекание беременности и родов, наследственность в
плане передачи слабого типа высшей нервной деятельности; соматическую
ослабленность ребенка, особенно в первые три года жизни; неблагоприятную,
нервозную обстановку в семье, а также речевое недоразвитие и дислалии, хотя
последние также являются результатом действия патогенных факторов. Все
предрасполагающие факторы сводятся к одному — изменение в работе нервной
системы, возникшее на ранних стадиях ее формирования.

Среди
вызывающих факторов бесспорно первое место занимает психическая травма, чаще
проявляющаяся в форме испуга. Из других причин следует отметить неблагоприятное
речевое окружение (контакт с заикающимися) и черепно-мозговые травмы. Известно,
что только определенное сочетание предрасполагающих и вызывающего факторов
играет роль в экологии каждой болезни. Можно предполагать, что в этиологии
некоторых форм заикания любой вызывающий фактор (или сочетание факторов)
внешней среды может оказаться решающим, если он воздействует на организм с
определенным генотипом.
На
роль наследственной предрасположенности в возникновении заикания указывают
многие авторы. Так, М. Зееман считает, что заикание в 1/3 случаев передается по
наследству, и приводит статистические сведения других авторов: Гуцман — в 28,8%
случаев определил наследственность заикания; Тром-нер — в 34 %; Малдер и
Надолечный в 40 %; Мигинд — в 42%; Седлачкова — в 30,9 % случаев. Автор
отмечает, что выявление заикания в родословной при опросе родственников затруднительно,
т. к. многие часто стесняются признаться, что они заикались сами или заикание
наблюдалось у их родных.
При
обследовании 100 заикающихся учеников той же школы № 98 г. Москвы (в работе
принимала участие студентка Благова Е. В.) нами установлено, что большую часть
составляют мальчики (69%). Наследственный фактор в этиологии заикания
обследуемых можно было отметить в 17% случаев, причем передача дефекта
прослеживалась по линии отца. В качестве примера приводим родословную Сергея С.

»
В
развитии семейного заикания нельзя не учитывать влияние одинаковых
неблагоприятно действующих факторов, но следует думать и о значении
специфической предрасположенности, которая может проявляться не только в виде
заикания, но и другими дефектами речи (тахилалия, задержка речевого развития,
дислалия), вегетативной и эмоциональной неустойчивостью и т. д.
Простые
статистические вычисления наследственности при заикании дополняются данными,
полученными при обследовании близнецов. Оказалось, что проявление
наследственности у однояйцевых близнецов отличается от проявления ее у
двуяйцевых. Из общего числа 31 пары однояйцевых близнецов М. Зееман (11
собственных наблюдений) отмечает заикание одного близнеца только в одной паре,
в других случаях заикались оба близнеца. Другие соотношения были обнаружены у
двуяйцевых близнецов: из 8 пар обследованных близнецов заикался только 1
близнец, хотя у 4 пар страдал заиканием один из родителей.
Дислалия.
Произношение
звуков речи, освоенное путем подражания, зависит от свойств раздражителя —
объекта подражания, от полноценности воспринимающих его аппаратов (слуха,
кинестезического чувства), от способности к воспроизводству такого же акта (М.
А. Пискунов, 1962). Мышечная система органов артикуляции участвует в акте
произношения вместе с другими мышцами тела, то есть речевая артикуляция связана
с общей моторикой организма. Моторная одаренность как биологический фактор
предрасполагающего характера определяет точность и четкость нервно-мышечной
деятельности (артикуляпии), которая развивается и совершенствуется в процессе
индивидуального развития под воздействием внешней среды.
Артикуляторные
расстройства у детей после 5-летнего возраста чаще наблюдаются у мальчиков, чем
у девочек, и также чаще наследуются по мужской линии. Известны случаи, когда в
трех поколениях одной семьи были лица с идентичной особенностью произношения
звука «Р». Наследственный характер дислалий подтверждается случаями одинакового
дефекта звукопроизношения у обоих однояйцевых близнецов.
Л.
Н. Ильина (1971) обследовала 123 семьи с семейными формами речевых расстройств
(заикание, дислалия, недоразвитие речи) и установила при
клинико-генеалогическом исследовании, что в семьях, где имеются дети с
нарушениями речи, идентичные речевые расстройства наблюдаются и у родителей.
Интересно, что заикание по линии матери передавалось чаще мальчикам, а по линии
отца — с одинаковой частотой и мальчикам и девочкам. У сибсов отмечены
одинаковые дефекты речи в виде нарушения темпа, ритма, фонетики, лексики,
контекстного изложения. Однояйцевые близнецы (11 пар) имели подобные нарушения
речи, а также изменения в психическом, неврологическом и соматическом
состоянии. Конкордантность по речевым нарушениям, по автору, равна 80%. При
анализе родословных установлено, что речевые расстройства начинаются в
определенном возрасте и передаются по доминантному типу.
Тахилалия.
Быстрая
невнятная речь (тахилалия, баттаризм) может быть у детей из семей, где есть
быстро и нормально говорящие лица. Некоторые авторы считают ускоренную речь
органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма и значительную
роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной
речи с заиканием.
Куршев
В. А. (1967) наблюдал 8 детей, которые не контактировали в момент развития
быстрой речи с быстро говорящими родителями и были в окружении медленно
говорящих, и все-таки стали говорить быстро. Этот факт указывает на связь этого
дефекта речи с наследственностью. Автор считает, что быстрый темп речи
обусловлен быстрым темпом мышления, и что тахилалия — мыслительно-речевое
нарушение.
В
этой статье мы не рассматриваем речевые нарушения при наследственных формах
умственного недоразвития. Известно, что олигофрения наследственной и
ненаследственной этиологии сопровождается различными нарушениями речи вплоть до
немоты, затруднением понимания обращенной речи, расстройствами (вплоть до
невозможности) чтения и письма, заиканием, дислексией и др.
Мы
не касаемся также дефектов речи, обусловленных нарушениями артикуляционного и
голосового аппаратов наследственной этиологии (расщелины губы и неба, прогения
и прогнатия и др.). Хромосомные синдромы и генные заболевания также могут иметь
в клинической картине симптомы нарушения речи и голоса, связанные с нарушениями
центрального и периферического отделов речевого аппарата.
Кроме
того, в наследственной патологии нервной системы (корковые речевые центры,
подкорковые образования, связанные с речевой функцией, и мозжечок) и при
нервномышечных заболеваниях (миотония, миопатия), когда в процесс вовлекается
мускулатура органов артикуляции, часто отмечается грубое нарушение речевой
деятельности, входящее в сложную симптоматику неврологического заболевания.
Итак,
различные нарушения речи — задержка развития речи, заикание, тахилалия и
дислалия, несвязанные с дефектами психики и органов чувств, — в некоторых
случаях имеют генетическую обусловленность. Речь — молодая функция коры
головйого мозга, развивается под влиянием различных факторов, каждый из которых
важен для развития нормальной речи. Поскольку и морфологические, и
функциональные признаки организма формируются на базе определенного генотипа
(под влиянием среды), то исключить роль генетического фактора в этиологии
некоторых нарушений речи нельзя. Имеющиеся в литературе сведения о роли
наследственности в патологии речи еще разрозненные и скудные. Однако в
последние годы заметно повысился интерес генетиков, логопедов, физиологов и
врачей к изучению и осмысливанию значения генетического фактора в развитии
речи. Можно надеяться, что совместные усилия специалистов разных отраслей науки
при комплексном изучении этиологии и патогенеза речевых нарушений помогут
педагогам логопедам эффективнее строить педагогический процесс и создадут
условия для успешного лечения и предупреждения расстройств речи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru
|