Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация
Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация
Мультимедийные средства в образовательном процессе:
терминология и классификация
Кочегарова Любовь Васильевна, заведующая центром новых
информационно-образовательных технологий Сахалинского областного института
переподготовки и повышения квалификации кадров, г.Южно-Сахалинск.
Отличительными
чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного
информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и
необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там
ориентироваться.
Этими
средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто
мультимедийные средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно
поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.
«Медиаобразование
(media education), - отмечается в документах ЮНЕСКО, - связано со всеми видами
медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными
технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация
используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в
коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:
1)
анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
2)
определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие
и/или культурные интересы, их контекст;
3)интерпретировать
медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
4)
отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных
медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
5)
получать возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для
продукции.
ММС
определяют наши будни, но как точнее определить это понятие и как
систематизировать разнообразные формы этого явления? Для обычного учителя эта
терминология чаще похожа на непреодолимый хаос. Попытаемся в статье разобраться
в этих медиаджунглях.
Во-первых,
обыденное сознание обычно связывает термин «мультимедиа средства» с техникой и
ее дальнейшим развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций мы
обозначим как технический аспект ММС.
Во-вторых,
ММС значительно интенсивнее, чем традиционные средства коммуникаций, передают
информацию на большую аудиторию. При этом, у источника информации, всегда
имеется некоторое содержание, которое требует специального грамматического
оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (в
толковом словаре Ушакова семантика раскрывается как значение [слова, оборота
речи и т. п.]).
В
третьих, ММС включают в себя не только содержание, но и целевые установки
производителя, которые в идеале должны произвести на пользователя некоторое
воздействия. В таком взаимодействии производители и потребители ММС образуют
особую социальную среду. В ней пользователь всегда имеет свои интересы и
потребности. С этой точки зрения мультимедиа средства обслуживают каналы
взаимодействия. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный
на действие и применение.
Для
пользователя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать
содержание и использование ММС при организации собственной деятельности и
применять медиа для достижения поставленных целей. В таблице 1 описан этот
подход в совокупности.
Таблица1. Особенности термина «мультимедиа средство (ММС)»
|
Аспекты ММС
|
Области применения
|
Деятельность пользователя
|
Технический
|
Техника : конкретное устройство
|
обслуживание
|
Семантический
|
Информация : содержание, дизайн, интерфейс учебного
мультимедиа средства (ЦОР, ЭОР, ППС, ПСОН)
|
понимание
|
Прагматический
|
Коммуникации : способ применения в учебном процессе
(загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными учитель-ученик)
|
применение
|
Технический
аспект разделим на две группы, в зависимости от основания. Первая классификация
традиционно описываются как структура ММС и представляет из себя совокупность
аппаратного и программного обеспечения. Аппаратная часть содержит оборудование,
а программное обеспечение обеспечивает выполнение учебных задач через
аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок
- к программному.
Если
в основание деления положить техническое использованию на уроке, то ММС дел и
мы по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически
используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной
деятельности ученики делают фотографии, готовят открытки и т.д. с
использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее
использование не требует компьютера. На второй ступени как производство, так и
использование произведенной информации требует технической опоры. Например,
телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность ученика невозможна
без наличия компьютеров на всех этапах проекта.
Но
ведь для пользователя это означает, что у него не только должны быть эти
мультимедиа средства, но он должен уметь их обслуживать, а это уже значительно
ограничивает возможность их свободного применения на обычном уроке.
Семантический
аспект предполагает, что информация, в зависимости от формы ее представления,
перед использованием должна преобразовываться. Следовательно, после обращения к
памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами- кодеками, что
обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе разделим
ММС на статичные, динамичные и интерактивные (таблица 2).
Таблица 2. Мультимедиа средства и способы их восприятия
|
ММС, применяемые в обучении
|
Формы представления
|
Способы восприятия
|
Статичные
фотография, распечатки
|
Текст, картинка, графика
|
Визуальные.
Пользователь сам определяет длительность восприятия
|
Динамичные
телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD.
|
Кино, видео, звукозапись
|
Визуальные, звуковые.
Длительность восприятия определяет производитель (автор)
|
Интерактивные
интерактивное ТВ, компьютер, интернет
|
Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование
|
Визуальные, звуковые.
Пользователь имеет право и возможность свободного доступа
к информации и ее компоновки (распоряжение)
|
Длительность
восприятия статичных ММС изначально не ограничено, впрочем, как и управление
просмотром. Пользователь определяет длительность просмотра и детальность
рассматриваемого объекта. C колько он уделит времени применению ММС и в какой
последовательности он будет их компоновать, определяется только его целями и
задачами. В педагогической практике этот вид ММС широко применяется в виде
наглядности (например, изображения или статьи из газеты).
В
динамичных ММС последовательность информации задана и привязана к временн о му
фактору. Автором-производителем определяется в них четкое время воспроизведения
и сама последовательность воспроизведения. При этом пользователь может с
помощью монтажа или прокрутки вперед-назад изменять эти параметры. Восприятие
потребителя во время занятия напрямую связано с его готовностью и возможностью
усваивать предоставляемую информацию в заданное время и заданные сроки.
Интерактивные
ММС, такие как компьютерные ММС, интерактивное телевидение или виртуальная
реальность позволяют изменять информацию в процессе ее восприятия. Пользователь
имеет возможность корректировать информацию, может ее отбирать (компьютерные
программы, базы данных) и определять последовательность ее представления, а
иногда и изменять содержание в процессе передачи (интерактивное телевидение,
моделирование).
Нужно
помнить, что каждое мультимедиа средство имеет свой специальный язык (или
кодировку). Вместе с ним спектр заранее определен его возможностей и он всегда
ограничен.
Наконец,
c точки зрения прагматического аспекта (коммуникация как обмен и
распространение знаний и способами деятельности) ММС можно разделить на три
области.
Средства
массовой информации (СМИ), к которым относятся пресса, радио, кино,
телевидение, а также диски, и видео. Здесь предполагается наличие рынка, для
которого товар – информация. Несмотря на различные попытки определения СМИ,
можно унифицировано установить следующие признаки:
•
Содержание, предварительно технически обработанное, всегда ориентировано на
широкую публику.
•
Чаще используется только односторонняя связь , то есть обратная связь является
исключением из правил.
•
Производители и пользователи разделены пространственно.
•
СМИ предназначены для доставки информации , чем способствуют формированию
общественного мнения, помогают организации развлечений, дают возможность новых
областей образования и иногда также организуют контроль.
ММС
индивидуального пользования такие как телефон, факс, письма, электронная почта,
а также используемые в повседневной жизни фото или видеокамеры имеют следующие
признаки:
•
Их содержание направлено на отдельную личность или на узкий круг людей.
•
Между производителями и получателями возникает опосредованная связь через
общественное мнение, при этом, прямая обратная связь чаще невозможна.
•
Производители имеют статус любителя.
•
Мультимедиа обслуживают индивидуальные контакты.
Учебные
ММС, например учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы,
программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные
ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и
звукового ряда, характеризуются следующими качествами:
•
Содержание ориентировано на определенный круг лиц, и всегда опирается на
имеющийся у них уровень образования (дошкольное, школьное, профессиональное,
дополнительное).
•
Между ММС и учащимися, в большинстве случаев, имеется посредник – учитель.
Иногда учебные медиа средства принимают характер СМИ, например, кино, видео,
учебное ТВ, спутниковые каналы, телевизионные передачи.
•
Эти ММС предназначены для овладения знаниями, умениями и навыками, а также
обобщения накопленного опыта.
Подведем
итоги нашей классификации.
Таблица 3. Обзор мультимедиа средств (ММС), применяемых в
обучении
|
Аспекты
Линии
|
технические
|
семантические
|
прагматические
|
Классификация
|
1. Аппаратное обесп.
2. Программное обесп.,
или
1. ММС первой ступени -
2. ММС второй ступени
|
1. статичные
2. динамичные
3. интерактивные
|
1. массовые
2. индивидуальные
3. учебные
|
Деятельность пользователя
|
Обслуживание техники
|
Понимание
и оформление информации
|
Обмен информацией
|
Нужно
помнить, что, из-за быстрого развития самих ММС, предложенная систематизация
может восприниматься достаточно условно. Все чаще у учителя на уроках
появляется возможность использовать не статичные, а интерактивные учебные
средства. Кинопроектор давно отступил перед видеоплейером, а сломанный
диапроектор с успехом заменяется монитором компьютера или мультимедиа
проектором. Глобальные сети конкурируют с классическими СМИ. При этом Интернет
успешно обслуживает как индивидуальные коммуникации (электронная почта), так и
решает общеобразовательные задачи (школьная или образовательная сеть). От
медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций.
Даже
использование традиционных ТСО привязывали учителя к обслуживанию (техника),
пониманию (семантика) и применению (прагматика) и требовали определенных
пользовательских умений, ориентации на имеющийся опыт. Сейчас компетенции
педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто
необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать
постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент.
Список литературы
1. Wolfgang Maier. Grundkurs
Medienpadagogik Mediendidaktik/ Ein Studien – und Arbeitsbuch. Mit einem
Vorwort von Georg E.Becker. Beltz Verlag – Weinheim und Basel, 1998, 208s.
2.
МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования//
Медиаобразование. - 2007, № 3 [Электронный ресурс], режим доступа
http://www.edu.of.ru/mediaeducation
3. Medien in der
Erziehungswissenschaft II. //Medienpadagogik . Zeitschrift fur Theorie und
Praxis der Medienbildung. [ Электронный ресурс], режим доступа
http://wl3www486.webland.ch/zs/index.php
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/
|