Как справляться с негативной информацией
Как справляться с негативной информацией
Как справляться с негативной информацией
Светлана Владимировна Иванова, директор по персоналу
компании Johnson & Johnson, преподаватель курса МВА "Управление
человеческими ресурсами" МИРБИС.
Почти
на каждого из нас постоянно обрушиваются потоки негатива — трудностей,
нерешенных проблем. Как справиться со всем этим, не испытывая постоянного
стресса? Существует несколько приемов, которые позволят вам повысить
собственную мотивацию и успешность.
Почти
на каждого из нас постоянно обрушиваются потоки негатива — трудностей,
нерешенных проблем. Как справиться со всем этим, не испытывая постоянного
стресса? Существует несколько приемов, которые позволят вам повысить
собственную мотивацию и успешность:
1.
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное,
минимум три раза проводить рефрейминг, т.е. стараться найти три позитивных
последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
2.
Подходите к вопросу достоинств и недостатков следующим образом: достоинства мы
развиваем, а недостатки стараемся нейтрализовывать, т.е. старайтесь
моделировать ситуации таким образом, чтобы недостаток не был значим.
Представьте себе следующую ситуацию: человек является интровертом и мучается от
осознания своего основного недостатка — отсутствия коммуникативных способностей
(все мы знаем, что существуют общепринятые представления о достоинствах и
недостатках). Как следует поступить такому человеку? В первую очередь, он
должен понять, есть ли ситуации, в которых он не сможет обойтись без
коммуникативных навыков, или он прекрасно справится с работой и без них. Если
он легко сможет добиться успеха при том наборе способностей, который у него
реально имеется, ему не стоит сожалеть о своем якобы недостатке. В обобщенном
виде данная идея сводится к следующему: недостатки — это только то, что нам
действительно мешает, а не то, что принято считать недостатками. Другая
ситуация: какой-то недостаток на самом деле мешает нам достичь успехов. В таком
случае мы должны сказать себе: «Да, это недостаток. Что можно сделать, чтобы он
мешал мне как можно меньше?» — после чего постараться найти возможности
максимально нейтрализовать этот недостаток — например, ту же
некоммуникабельность. Если основной вид деятельности не требует постоянного
личного общения с клиентами (как, например, продажи), можно свести его к
минимуму, заменив перепиской по электронной почте. Достоинства же, напротив,
необходимо развивать, как можно чаще создавая ситуации, в которых наши положительные
качества смогут проявиться особенно ярко.
3.
Четко обозначьте свою референтную группу. Никогда не забывайте замечательные
слова: «Никто не может обидеть нас без нашего на то согласия». Очень важно
научиться не реагировать на негатив, исходящий от людей, как знакомых, так и
незнакомых. Приведем пример: вы идете по улице, и вдруг сидящая на скамейке
пожилая женщина, мимо которой вы проходите, делает неодобрительное замечание о
вашем внешнем виде. Это вас расстроит? Если да, это значит, что вам еще
предстоит очень долго работать над самомотивацией и четким определением
референтной группы. Если же вы не придадите этому эпизоду большого значения,
вспоминайте о нем всякий раз, когда будете болезненно реагировать на критику со
стороны людей, не входящих в вашу референтную группу.
Еще
одна ситуация: человек, входящий в вашу референтную группу, часто вызывает у
вас отрицательные эмоции, вы чувствуете его отрицательное к вам отношение.
Может быть, вы оказались в руках манипулятора? Понаблюдайте за ним, и если вы
убедитесь, что это именно так, подумайте, не стоит ли вам изменить свое
отношение к этому человеку.
4.
Нельзя забывать о том, что положительный настрой в ситуации, когда вы
приступаете к решению сложной задачи, — залог успеха. Приведем несколько примеров.
Сотрудник, успешно осуществляющий продажи, рассуждает таким образом: «Я могу
предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя
(заработать, улучшить качество жизни и т.д.). Неэффективный же продавец,
который вряд ли добьется успеха, думает так: «Я отвлекаю человека от дел,
надоедаю ему, пытаюсь заставить его купить то, что ему, в общем-то, и не
нужно». Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек полон
решимости: «И все равно я перетяну его на свою сторону! Я не я буду, если его
не сделаю!» Человек же, программирующий себя на неудачу, говорит себе: «Опять
он будет недоволен, начнет хамить мне... Бедный я, бедный!» Вот пример
рассуждений негативно и позитивно настроенных руководителей: «Как же много
все-таки у Васи серьезных недостатков», — «Васе еще развиваться и развиваться!»
Очень
важно постоянно контролировать себя и требовать от себя позитивного настроя.
Существует мнение, что мысли материальны. Не беремся судить, так ли это, но мы
сами можем программировать себя на успех или неудачу. Поэтому дело каждого —
решить, на что делать установку — быть успешным или обречь себя на вечный
проигрыш.
5.
Продолжением предыдущей темы можно считать позитивное моделирование будущего:
«Почему у меня это должно получиться?» Один из важнейших факторов успеха в
жизни и карьере — определение реальных ресурсов, которые позволяют с большой
вероятностью прогнозировать успех задуманного. В данном случае речь идет не о
самообмане, а о подходе: нужно четко и объективно оценить внутренние и внешние
ресурсы для достижения поставленной цели.
Существует
и противоположный подход — обоснование причин неудачи. Надо сказать, что те,
кто придерживается этого подхода, обычно становятся неудачниками. Поэтому
вначале следует проанализировать имеющиеся возможности и только потом
просчитывать риски, причем вопрос при этом нужно ставить следующим образом:
«Что я могу сделать, чтобы нейтрализовать этот фактор риска?»
6.
Выход из отрицательного якорения. Часто бывает так, что мы несколько раз подряд
терпим неудачи или испытываем отрицательные эмоции в однотипных ситуациях. В
таких случаях происходит так называемое отрицательное якорение, то есть
возникает устойчивая ассоциативная связь любой подобной ситуации с
отрицательными эмоциями. В дальнейшем основной риск бывает связан с тем, что
сама по себе ситуация или ее ожидание вызывает отрицательные эмоции, негативный
настрой и как следствие — возросшую вероятность неудачи. Как быть? Самый лучший
выход — смоделировать для себя подобную ситуацию, но обязательно с успешным
финалом, и, таким образом, закрепить ее положительное восприятие. Например,
начинающий водитель несколько раз подряд попадает на участок дороги с
оживленным движением, ему сигналят, и он чувствует себя неуверенно, теряется.
Понятно, что вождение машины станет вызывать у него негативные эмоции. Такому
человеку нужно выбрать тихую улицу, по которой будет легко вести машину,
получая удовольствие от процесса вождения, и повторить эту ситуацию несколько
раз. Другой пример: подготовка презентация требует от вас многочасовой
кропотливой и нудной работы по сбору информации. Это вас раздражает, и есть
риск, что подготовка презентаций всегда будет вызывать у вас раздражение. Для
разнообразия подготовьте несколько простых презентаций, подготовка к которым не
займет много времени.
Практикум
1.
Вы собираетесь на переговоры с очень трудным клиентом, который работает с
вашими конкурентами. Опишите процесс вашей подготовки к этой встрече.
2.
В начале дня вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами по
работе. Есть риск, что процесс общения с коллегами в течение всего дня будет
вызывать у вас негативные эмоции. Предложите выход из этой ситуации.
3.
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость — серьезный
недостаток. Скорректируйте данную ситуацию.
4.
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона — коммуникации, слабая —
работа с документами. Предложите как можно больше различных способов
минимизации отрицательного влияния вашей слабой стороны на результаты работы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru
|