Как подготовить новорожденного к общению
Как подготовить новорожденного к общению
Как подготовить новорожденного к общению
Период
новорождённости длится с момента рождения ребёнка до появления первой ответной
улыбки на обращение взрослого человека. Обычно он охватывает 1-й месяц жизни
ребёнка. В этот период происходит подготовка младенца к общению. Чтобы
обеспечить включение механизмов общения, необходимо выполнение трёх
воспитательных задач.
Во-первых,
Вы должны относиться к ребёнку как к личности. Это означает, что любую
процедуру, проводимую с младенцем, нужно сопровождать речью так, как будто
малыш-всё понимает и может ответить. Речь должна быть очень выразительной и
максимально адресованной ребёнку, говорить следует негромким ласковым голосом и
обязательно включать в “разговор” одобрения и порицания действий малыша, как
если бы он совершал их с полным сознанием.
Таким
образом, организуется атмосфера общения, в которой взрослый выполняет пока роль
обоих партнёров. Ребёнок фактически ещё не является партнёром по общению, но
постепенно поток воздействий, обращённых к нему, создаёт у малыша привычку и
вкус к ласке, тёплым словам, т.е. формирует потребность в общении. Помните, что
общение заключается не только в словах. Ваша отзывчивость на те или иные
проявления малыша, сопереживание ему, быстрые и эффективные меры по устранению
дискомфорта также выражают Ваше отношение к нему, придают значимость его
поведенческим проявлениям, которые вскоре станут использоваться ребёнком в
качестве собственных средств общения.
Не
менее важна и вторая задача - установление контакта взглядов. Контакт взглядов
- один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его
необходимо всячески подкреплять. С этой целью следует приближать или слегка
удалять своё лицо, нащупывая наилучшее расстояние для его восприятия ребёнком.
Сопровождая свои действия ласковыми словами и улыбкой, Вы поможете малышу
скорее обнаружить Вас и продлить контакт взглядов.
Если
младенец просыпается только для кормления и сразу начинает кричать, покормите
его, однако если он тут же не уснёт, попробуйте поймать его взгляд. Поначалу
Вам это не удастся, но повторяйте свои попытки всякий раз, когда ребёнок лежит
с открытыми глазами.
Третья
важная воспитательная задача - подкрепление улыбки младенца. Улыбка, как Вы уже
знаете, - самые яркий коммуникативный жест, выражающий положительное отношение
к партнёру. Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие
улыбку. Вспомним, что это “физиологические” улыбки, ещё не обращённые к
взрослому, а лишь отражающие внутреннее состояние ребёнка, вызванное
физиологическими причинами или же просто “игра лицевых мышц”. Однако если
взрослый выделяет эту улыбку и подкрепляет собственной, она очень скоро
превращается в “социальную” улыбку, т.е. становится адресованной, сопровождается
взглядом в глаза взрослому и возникает, как только ребёнок сосредоточит взгляд
на лице взрослого. Иногда малыш начинает улыбаться при звуках Вашего голоса,
помогите ему найти Ваше лицо, установить контакт взглядов. Старайтесь чаще
вызывать улыбку ребёнка, обращаясь к нему тихим ласковым голосом, поглаживая
нежно щёчку или тельце, глядя в глаза. Эти воздействия лучше производить, когда
ребёнок находится “под грудью”, и приурочить их к тому моменту, когда младенец
поел, но еще не начал дремать. Если же он бодрствует до кормления, общайтесь с
ним в это время, лишь бы малыш воспринимал Ваши обращения положительно. Купание
и пеленание - также подходящие ситуации для восприятия Ваших воздействий, равно
как и массаж и физкультура.
Правильное
воспитание новорождённого обеспечивает к концу 1-го месяца жизни завершение
подготовки ребёнка к вступлению в общение с окружающими взрослыми.
Если
же Вы не разговариваете с ребёнком, не стремитесь к контакту взглядов, не
вызываете его улыбку, то и на втором месяце он ещё не будет готов к общению. Не
затягивайте период новорождённости. Уже в первые недели жизни подвешивайте
игрушки к кроватке ребёнка, они подчас привлекают внимание малыша, и он,
возможно, потренируется фиксировать на них взор в те моменты, когда Вы занимаетесь
домашними делами.
Использованы
материалы книги: Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Раисников В.Г. «Психология
Вашего младенца»
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/
|