рефераты рефераты
Главная страница > К вопросу о телеологии образования  
К вопросу о телеологии образования
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

К вопросу о телеологии образования

К вопросу о телеологии образования

К вопросу о телеологии образования

В. Спартин

Принято считать, что образование включает в себя обучение и воспитание в качестве компонентов или составляющих. Однако теоретически это положение обосновать невозможно, поскольку изначальная ошибочность посылки не может привести к логически непротиворечивому умозаключению. Ошибка состоит в том, что обучение принимается за технологию достижения образования, в то время как обучение есть всего лишь форма, в которой организуется процесс образования, а результатом образования является не образованность, как принято считать, а воспитанность. И в этом все дело. Формула «образование есть процесс и результат», с точки зрения логики, представляет собой софизм, нисколько не проясняющий, а напротив, затемняющий суть дела. Истина заключается в том, что процесс образования принимает форму обучения, а результатом этого процесса является воспитание (или воспитанность). Весь вопрос в том, воспитание чего именно происходит в процессе образования (т.е., по сути, обучения).

Путаница возникает сразу же, как только воспитанность и образованность разделяются как семантически достаточно далеко отстоящие друг от друга понятия. Тогда образованность предстает как эрудированность, информированность, знание; обученность – как владение умениями и навыками, а воспитанность – как набор поведенческих стереотипов (этикет). Все вместе это называется социализацией. И объявляется чуть ли не целью образования. Но социализация есть не что иное, как адаптация индивида к существующим социальным условиям, то есть – по глубинной сути своей – конформизм. Если школа хочет получать на выходе конформистов, то надо признать, что она более или менее успешно справляется с этой задачей. Однако не конформисты – двигатели прогресса, не конформисты обеспечивают развитие общества, науки, техники, искусства. Конформисты нужны как носители консервативного начала, но ведь каждый нормальный прогрессист есть в определенной мере и консерватор. Оголтелых прогрессистов, к счастью, не бывает много. Но плохо, когда большинство населения – конформисты.

Задача школы – построить образовательный процесс так, чтобы ученик (студент) приобретал не просто знания или способы работы с тем или иным материалом, а – человеческие качества, которые могли бы выручить его в любой нестандартной жизненной ситуации, могли бы служить залогом приобретения им любых необходимых знаний или способов деятельности, когда ему это понадобится.

Совершенно согласен с В.С. Лысенко, когда он утверждает, что базовое, фундаментальное качество человека XXI века – это триединая – развитая и высокая – культура общения, понимания и деятельности. Я бы только добавил, что к этому качеству примыкает и такое важное свойство личности, как культура здорового образа жизни.

Чтобы в школе воспитывать эти качества и свойства, необходимо прежде всего перестроить содержание образования. Ибо с утверждаемой нами точки зрения образование есть не что иное, как содержание человеческой личности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://parent.fio.ru/



рефераты
Новости