К вопросу о девиации в подростковой среде
К вопросу о девиации в подростковой среде
К вопросу о девиации в подростковой среде
Доц. Пилиева Д.Э.
Кафедра социологии и
политологии.
Северо-Кавказский
горно-металлургический институт
(государственный технологический университет)
В
статье показано, как кризис российского общества и дезинтеграция его
структурообразующих элементов, снижение жизненного уровня населения, ослабление
морально-этического фактора ведут к нарастанию девиантного поведения детей и
подростков.
Процесс
реформирования российского общества сопровождается социальной трансформацией,
которая охватила все сферы жизнедеятельности и затронула интересы всех слоев и
групп населения, вызвав серьезные изменения в социальных отношениях, сознании и
самочувствии людей. Все более обостряются противоречия между реформационными
действиями в экономике и их социальными последствиями. Растет социальная дифференциация
общества по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. В
настоящее время у черты бедности находится около 40 млн. граждан, т.е. треть
населения страны [1].
Неудовлетворенность
широких слоев населения материальным положением, несопряженность целей
преобразований в обществе с личными жизненными интересами значительной части
населения ведут к ухудшению социального самочувствия населения, социальному
напряжению, порождают отчуждение и обособленность. Это подрывает нормативные
основы человеческого общежития, влечет за собой такие асоциальные явления, как
моральная деградация, бездуховность, преступность, девиантность (как негативная
форма поведения, проявление нравственных пороков).
Кризис
российского общества и дезинтеграция его структурообразующих элементов, и в
первую очередь таких социальных институтов, как семья и школа, снижение
жизненного уровня населения являются теми факторами, которые ведут к нарастанию
девиантного поведения детей и подростков.
Социальную
девиацию порождают социальная несправедливость, социальное неравенство.
Дифференциация общества на богатых и бедных, расширение масштабов бедности,
маргинальности - свидетельства нарушения прав человека, отступления от норм
жизнедеятельности и поведения людей, что обусловливает развитие форм девиации в
детской и подростковой среде.
Социум,
социальная среда безразлично, а часто и благосклонно относятся к девиантному
поведению несовершеннолетних. Нужны скоординированные усилия государственных и
общественных организаций по оздоровлению среды обитания, нейтрализации
отрицательного влияния социума.
Важную
роль в развитии подростковой девиации играет морально-этический фактор. Низкое
морально-нравственное состояние общества, бездуховность, отчуждение личности
приводят к развитию токсикомании и наркомании, бродяжничества, насилию и
правонарушениям в подростковой среде. Усилиями государства и общества в стране
должна быть создана такая обстановка, при которой нравственные ценности
становятся более непреложными, чем юридические положения.
Межэтнические
конфликты, война в Чечне внесли в развитие социокультурных, экономических и
распределительных отношений в РСО-Алания многочисленные противоречия. Эта
«перегрузка» усугубляет не только трудности социальных институтов, призванных
по роду деятельности заниматься воспитанием и социализацией младших поколений,
но и проблемы в становлении системы ценностей и ценностных ориентации,
стимулирует появление отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде.
Особую
опасность представляет катастрофический рост девиантного поведения детей и
подростков, у которых еще не сформировались устойчивые убеждения, цельное
мировоззрение. На начало 2001
г. в общей численности населения 19,0 % составляли дети
[2]. Сегодня в России 33 млн. детей в возрасте до 14 лет. В сиротских
учреждениях разных типов воспитывается более 700 тыс. детей. Из них лишь
десятая часть не имеет родителей, остальные – социальные сироты. В стране до 5
млн. беспризорных детей, около 2 млн. неграмотных детей школьного возраста. В
колониях для несовершеннолетних содержатся 17 тыс. подростков, 12 тыс. – в
следственных изоляторах, на учете в органах внутренних дел – 423,3 тыс.
подростков [3]. Число грабежей, совершенных ими, возросло за последние годы в
полтора раза, количество убийств и покушений – в 3 раза [4]. Девиантное
поведение детей и подростков нарастает и во вполне благополучных, материально
обеспеченных семьях. Не случайно основной процент детей, попавших в алкогольную
и наркотическую зависимость – из материально благополучных семей. За последние
годы число подростков-наркоманов возросло в 2,3 раза, токсикоманов – в 2 раза
[5].
Нарастание
девиации в решающей степени зависит от увеличения числа безнадзорных детей, что
тесно связано со значительным числом беженцев и вынужденных переселенцев. На
начало 2001 г.
насчитывалось 782,2 тыс. вынужденных переселенцев и 26,5 тыс. беженцев, 242,6
тыс. из них – дети. В приемники-распределители ежегодно попадают 12 – 15 тысяч
детей-беженцев из стран СНГ и районов межнациональных конфликтов [6].
Причины
девиантного поведения весьма многочисленны и имеют сложную и противоречивую
природу, требующую всестороннего исследования, разработки системы разнообразных
социально-экономических, медико-психологических, воспитательно-социализирующих
и других мер, направленных на предупреждение, ограничение и преодоление
девиации.
Важную
роль в борьбе с девиацией призваны сыграть социальные институты общества
(семья, школа, государство, политические и общественные организации и движения
и др.). Как устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей,
они влияют на сознание и поведение детей и подростков, осуществляют контроль за
отклоняющимся поведением. Научный анализ, обобщение опыта сотрудничества государственных
и общественных организаций в решении социальных проблем несовершеннолетних, в
том числе предотвращения девиантного поведения, позволят выявить и выделить
формы и инструменты воздействия на девиантов в желательном для общества
направлении. Для этого должны быть созданы условия эффективного использования
ими своих функций, в т.ч. в области контроля за поведением несовершеннолетних и
с отклоняющимся поведением.
Рост
численности подростков-девиантов, склонность многих из них к правонарушениям,
алкоголизму и наркомании потребовали разработки новой концепции воспитания
молодого поколения, оказавшегося в условиях трансформирующегося общества без
социальной философии и мировоззренческих ориентиров, принятия срочных мер со
стороны государства и общества по вопросам профилактики безнадзорности, других
проявлений девиации.
Функционирование
и развитие системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, а
также социальной и морально-психологической реабилитации тех из них, которые
отбыли определенную форму наказания, возможно лишь на уровне
общегосударственной координационной деятельности при взаимодействии всех
заинтересованных сторон: семьи, школы, правоохранительных органов, общественных
организаций всех видов, занимающихся проблемами их воспитания.
Нарастание
девиации и ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан
делает особенно актуальным открытие социально-реабилитационных учреждений для
несовершеннолетних, значительное усиление работы по профилактике девиантного
поведения, проводимой социальными службами (центрами семьи,
психолого-педагогическими центрами и др.).
В
конкретно-исторических условиях РСО-Алания система профилактики девиантного
поведения детей и подростков может быть дополнена национально-традиционными
формами общественного контроля, не потерявшими еще своей социальной значимости
и в наши дни.
Одним
из факторов предупреждения и преодоления девиантного поведения является
социально-реабилитационная работа. Расширяется сеть реабилитационных учреждений
по профилактике, предупреждению и коррекции девиантного поведения,
осуществлению системы контроля и социально-нормативного регулирования поведения
несовершеннолетних, совершенствуются технологии их деятельности.
Проблемы
отклоняющегося поведения подростков существовали во все времена. Сегодняшнее
состояние девиации в детской и подростковой среде не следует классифицировать
как уникальное или новое. Напротив, оно полностью вписывается в те социальные
закономерности, согласно которым переломные и кризисные периоды развития общества
инициируют криминогенные факторы, негативно воздействующие на социализацию
детей и подростков, на их неокрепшие ценностные ориентации, мотивы и побуждения
поступков. Эту социальную обусловленность становления личности состоянием
общества отмечали М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Смелзер, П.
Сорокин и др.
Значительное
внимание развитию теоретических проблем девиации уделяли отечественные ученые:
B.C. Афанасьев, Я.И. Гилинский, В.М. Кудрявцев. Представляют большой интерес
работы по проблемам статусных характеристик, особенностей подросткового
возраста, влияния ближайшего социального окружения и семьи на становление
личности подростка, осуществленные Ю.М. Антоняном, И.А. Двойменным, М.С.
Мацковским, А.Г. Харчевым. Их труды помогают полнее понять сущность девиации и
порождаемые ею проблемы, социальный механизм воздействия на сознание и
поведение подростков.
Проблемы
профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального
контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению,
вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная
работа с ними отражены в работах Л.С. Алексеевой, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленка,
A.M. Панова, Е.И. Холостовой. Ими высказаны идеи об адресности профилактической
работы, о характере предупредительной работы с детьми и развитии социального
творчества как альтернативы антиобщественному поведению. Публикации оказывают
большую помощь в оценке опыта социально-реабилитационной работы учреждений
социального обслуживания, раскрывают проблемы и технологии социальной работы в
профилактике и преодолении девиаций.
Заключение.
Теоретические исследования проблемы девиантного поведения детей и подростков
пока слабо подкреплены социологическими исследованиями, особенно их не хватает на
региональном уровне, в частности в РСО-А. Требуют глубокого исследования
вопросы, связанные с деятельностью реабилитационных учреждений, созданием
системы социальной защиты детей и подростков девиантного поведения.
Нерешенность этих вопросов затрудняет реальную оценку состояния исследуемой
проблемы и выработку системы мер по профилактике и исправлению девиантного
поведения.
Список литературы
1.
Из послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации. Социальное обеспечение. 2002, № 6. С. 11.
2.
Социальная работа. 2002, № 1. С. 28.
3.
Информация о социально-экономическом положении России. М.: Госкомстат. 1999.
XII. С. 57.
4.
Социальное обеспечение. 2002, № 1. С. 18.
5.
Молодежь Российской Федерации: положение, выборы пути. М., 2000. С. 91-92.
6.
Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2001.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/
|