Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
Реферат
подготовила Далакян К.Г., д/о, 4 курс, 47 группа
Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова
Москва, 2007
В
своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его
исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и
обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его
интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно
ли развивать способности. По его мнению, образование, т.е. обучение и
воспитание каждого конкретного ребенка должно выстраиваться в соответствии с
этими способностями. То есть эта проблема напрямую взаимосвязана с практическим
применением психологии в воспитании и педагогии.
Главная
задача, стоявшая перед Бине, задача измерения умственных способностей. Она
связана с некоторыми особенностями (проблемами):
существует
много различных способностей;
у
конкретного ребенка они могут быть развиты неравномерно.
Ум
– это способность познания, направленная на внешний мир и работающая над
воспроизведением его в целом на основании данных нам незначительных отрывков
его.
Для
измерения умственных способностей необходимо было «придумать большое количество
испытаний, быстрых и точных, возрастающих по трудности; испробовать их на детях
разного возраста большой выборки; выяснить испытания с точностью до года;
составить шкалу». Эта шкала была составлена Бине и его коллегами.
Шкала
для детей самого младшего возраста (3 месяца – 2 года) составлена на основании
исследований, проведенных в яслях. Примеры заданий, которые соответствуют
определенному возрасту ребенка (то есть те задания, которые большинство детей в
этом возрасте выполняет):
3
месяца – произвольный взор.
9
месяцев – внимание к звукам; схватывание предмета при соприкосновении с ним или
после зрительного восприятия.
1
год – различение пищи (если ребенку предложить шоколад и дерево, он выберет
шоколад).
2
года – хождение; исполнение поручений (направлено на понимание речи); указание
своих естественных нужд.
С
детьми 2 6 лет исследования проводились в детском саду.
Детям
предлагали повторять слова и цифры, называть предметы окружающей обстановки,
называть предметы по картинке, отвечать на вопросы (например, «ты мальчик или
девочка?»), сравнить два предмета, например, две коробки, и указать более
тяжелую, срисовать квадрат.
С
6 и до 12 исследования проводились в школе. Детям задавались вопросы, например,
«сколько тебе лет?», «сколько у тебя пальцев?» или более сложные – назови дни
недели, месяцы года, девять монетных единиц Франции.
Кроме
того, давались задачи на счет: назвать сумму двух чисел; назвать, какую ребенок
получит сдачу в магазине. Более сложные задачи – на умножение и деление.
Примеры
других заданий:
составить
фразу, в которой были бы два данных слова;
повторить
пять цифр;
прочитать
текст и затем ответить на вопросы по нему;
исполнить
три поручения одновременно;
рассказать
о различии между двумя материалами (например, стекло и дерево);
найти
ошибку во фразе (например, «Вчера нашли на укреплениях труп несчастной молодой
девушки, разрезанный на восемнадцать кусков. Думают, что она сама лишила себя
жизни»).
Исследования
проводились и с детьми старше 12 лет, также с взрослыми людьми. Например, нормы
для 15 лет: повторить 7 цифр; подобрать три рифмы к слову; повторить фразу из
26 слов; решить психологическую задачу.
Умственное
развитие – это сопоставление со шкалой.
Таким
образом, в центре исследований Бине – умственные способности ребенка. Измерение
осуществляется на основании серии субтестов и сопоставления результатов ребенка
с результатами, полученными на выборке.
(по
книге А. Бине «Современные идеи о детях»)
|