Инструменты профессионального саморазвития
Инструменты профессионального саморазвития
Инструменты профессионального саморазвития
Александр Петрович Исаев, кандидат экономических наук,
психолог, заведующий лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров
Уральского государственного технического университета.
Почти
каждый человек, занимающийся интеллектуальным трудом, понимает необходимость
саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то
конкретного результата. Чаще всего либо из-за того, что не понятно, с чего
начать, либо выбираемые способы самосовершенствования оказываются трудными,
неинтересными и не дают быстрых результатов. Знание методов саморазвития
позволяет начать и поддерживать данную активность менеджера даже при наличии
умеренной по силе мотивации к профессиональному росту. Основной принцип этой
работы заключается в том, чтобы рассматривать все имеющиеся возможности как
определенный ресурс профессионального развития, затем искать возможности для
использования этих ресурсов в развитии своих способностей и компетенций. В
целом это и будет основой саморазвития.
Для
активизации профессионального саморазвития менеджеру не обойтись без
специальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим некоторых из них, наиболее
доступных для каждого.
1.
Самоконтроль компетентности:
Оценка
знаний современной экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также
новаций, используемых в управлении, в том числе при проведении организационных
преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний,
практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок
важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной
компетентности за последний период времени.
Оценка
своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как
критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность,
зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с
помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного
поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто
измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс
(положительная динамика), а в чем он отсутствует.
Определение
причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это
позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап
карьерного роста.
Самоконтроль
компетентности — процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как
минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством
качественного инструментария.
2.
Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую необходимо
проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе
и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях выполняемой
работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период произошли в
собственной личности и профессиональной компетентности — с другой. Подобные
оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой
процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно
опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.
3.
Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и освоение нового в
различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания,
новый опыт. Управление своими мотивационными установками обеспечивает высокий
эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях, семинарах и тем более
в специально организованных формах обучения и развития. Примером такой
установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение одного
из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру (учитель),
у которого можно научиться чему-нибудь полезному».
4.
Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление и периодическая
коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей. Основные
задачи методики состоят в том, чтобы:
осознать
как можно больше реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
дифференцировать
свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и
профессиональные;
определить
степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже
провести осознанную их коррекцию.
5.
Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание ситуаций с
анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов
собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают
на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать
и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.
6.
Моделирование своего профессионального портрета. Процедура составления своей
профессионально-психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как
положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то
период (например, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной
задачи. Лучше всего использовать графические средства моделирования. В этом
случае профессиональный портрет будет выглядеть как схематизированный рисунок с
краткими словесными обозначениями. Данную процедуру следует проводить
периодически, при этом желательно чередовать успешные и неудачные этапы работы,
в которых менеджер выглядит по-разному и соответственно его профессиональный
портрет будет существенно отличаться.
После
составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать полученный
портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения, проводить
уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих
профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше
использовать и контролировать.
7.
Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь рекомендуются следующие
методы самомотивирования:
стремиться
к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая,
что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
брать
на себя основную ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени
человек ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в
своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше
мотивированность и удовлетворенность;
учитывать,
что организации и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и
соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап, необходимый
атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него обязательно
следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного роста;
учитывать,
что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни. Одна-единственная
«мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на профессиональной
сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах, наступает
«мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты смысла жизни и
личностным драмам.
Учимся
рефлексии
Рефлексия
является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности
менеджера: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в организации в
целом, а также собственного развития.
Рефлексия
— процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей,
умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.
Основная
функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания
человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели,
средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование,
составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии
позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.
Рефлексия
возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и
самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и
личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают
мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной
реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же
происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее
содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее
развития.
Рефлексия
имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она
играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах, которые характеризуются
сложным межличностным и групповым взаимодействием. К ним, бесспорно, относится
управленческая деятельность. Поэтому менеджер должен обладать высокими
способностями как интеллектуальной, так и социальной рефлексии.
Способности
менеджера к рефлексии наиболее полно проявляются в следующих видах
профессиональной деятельности:
в
оценке производственной ситуации, в том числе поведения других людей;
определении,
постановке, выборе цели;
анализе
производственных проблем, принятии решений;
определении
отношений и действий в межличностном или групповом взаимодействии, а также
выборе стратегии и тактики организационного поведения в целом;
оценке
и объяснении своего служебного положения.
Во
многих случаях условия и содержание управленческой деятельности, с одной
стороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, не
способствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия.
Что
мешает рефлексии в управленческой деятельности? В первую очередь помехами здесь
являются:
отсутствие
целей и стратегии развития предприятия;
стереотипы
и шаблоны поведения;
авторитарные
стиль и методы управления;
жесткие
организационные системы и технологии;
страх
(наказания, неуспеха, несоответствия внешним требованиям);
недостаток
ответственности (неполная или формальная);
низкие
профессиональные компетенции;
примитивные
механизмы психологической защиты;
ограниченность
интеллекта;
недостаточный
уровень развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная
самооценка).
Минимизация
приведенных помех — одно из направлений создания развивающей среды для
профессионального роста менеджеров.
В
качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии
можно дать такие рекомендации:
Возьмите
за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных
ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы
действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было
действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события,
что следует учесть в дальнейшей работе?
Каждый
рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом. После того как
вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь
на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые
требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам
рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный зритель.
Проверяйте
свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях. Насколько
они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в
большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией
открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить коммуникативные компетенции.
Это также один из способов развития способностей к рефлексии.
Проводите
совещания по полученным результатам производственной деятельности, независимо
от того, какие они, положительные или отрицательные. Но не с целью подвести
итоги и раздать благодарности и замечания, а для того, чтобы провести детальный
«разбор полетов» совместными усилиями. При этом анализируйте сами и давайте
другим оценивать различные этапы и эпизоды выполненной работы, а главное —
действий людей.
Чаще
общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается
понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять
таких людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании
есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь
стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к
тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.
Используйте
для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с
помощью приема «взгляд с высоты».
Наверное,
вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации
есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, необходимо
посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю
оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном
деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря
чему открывается путь к ее решению. Используйте этот прием. Юмор, парадоксальность
или комизм есть в каждой фразе, но дополнительную остроту они приобретают в
определенном контексте.
Освоив
метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, что стали лучше разбираться в
людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно будете читать чужие мысли и
предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете лучше понимать себя и вести
себя более ровно, вы почувствуете в себе силу. Помните: рефлексия — мощное и в
то же время тонкое оружие. Совершенствование его бесконечно. Использование его многообразно,
как сама жизнь.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
|