Играть или учить
Играть или учить
Играть или учить
Смирнова Е. О.
В
последнее время главной заботой родителей, когда их ребёнок достигает 3 лет
становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а
...его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того, чтобы ребёнка
приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное
образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет
нужно выдержать солидный экзамен на "готовность". Следовательно нужно
как можно раньше начать обучение. А поскольку самим учить некогда, да и
непонятно как учить 3-летнего ребёнка, одна надежда на профессирналов, т.е. на
детский сад. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и
как можно больше учат. Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному
языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. За такой детский сад они
готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко! И
воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу
потребителю (т.е. родителю) и учат.
В
результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую
ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические
концепции учёных, несмотря на политику дошкольного отдела Министерства
образования и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и
"готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей
и даже психологов, работающих в детских садах. Данная тенденция является не
только неоправданной - ни с педагогической, ни с психологической точки зрения,
но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия.
Дело
в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста
(до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности.
Знания и умения, приобретаемые в ситуации учебных занятий и не включенные в
контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а
потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта. Даже заучив
какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать.
Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают,
какое сейчас время года, или запомнив на занятиях названия предлогов, (над,
под, сверху и пр.) он не использует их в своих действиях. Такие заученные
знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми
штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение
дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной. Дети не могут
учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые
и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не
приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно
важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный
возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда
возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно
развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти
важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной
деятельности дошкольника - в игре.
Самое
существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство
опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали
меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по
продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают
традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно
называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов
режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся не менее
часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно
и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к
дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют
и не хотят играть. Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а
передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В
настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские
сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение).
Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого
делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Сворачивание
игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и
личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно
развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым
или заданным в игровой роли), при чём именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и
осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра, оставаясь
максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, становится
школой произвольного поведения, учит его добиваться цели (пусть пока игровой),
преодолевать свои импульсивные желания. Игра наводит порядок в голове ребёнка,
помогает ему понять себя и своё отношение к миру. Это практически единственная
область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя,
понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать
правильно.
Отношение
современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно
изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов
(прятки, салочки, дочки-матери) из игры уходит "правилосообразность":
дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их
выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с
"идеей" - с образом идеального взрослого или образом правильного
поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий
превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение
осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не
овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными дорожного
движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а
ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество
игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно
принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том,
что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети
сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может
свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть
"школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для
ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность - это не
только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность,
самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего
этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным,
зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные
дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом:
они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито
воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А
поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования
этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности
возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
Бедность
и примитивность игры пагубным образом отражается и на коммуникативном развитии
детей. Общение дошкольников происходит в основном в совместной игре. Именно
общая игра - её правила, её сюжет, распределение ролей и пр. - является главным
содержанием общения детей. Играя и выполняя различные игровые роли, они учатся
видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других,
соблюдать нормы и правила общения. Дошкольники, не умеющие играть, не могут
содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не
интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления
агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам. Дети могут просто
так, без особой причины больно стукнуть товарища головой об стену, таскать за
волосы, отнять игрушку, обидеть, не испытывая особых переживаний. Нетрудно
представить, какие последствия (в том числе и социальные) могут иметь подобные
детские "шалости".
Между
тем и родителей и воспитателей как правило мало волнуют эти проблемы. Главным
показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается
степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать
и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не
способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись
принудительными учебными занятиями в детском саду дети часто не хотят в школу,
или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения
сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких
"готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только
нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать
- эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность,
отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Детство
- это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это ещё и
период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в
детские годы, уже невозможно "впихнуть" во взрослого человека. Надо
понимать, что лишая маленького ребёнка игры и заставляя его учиться, мы
забираем у него детство, а значит крадём у него целый мир детских переживаний,
стремлений, отношений и лишаем его возможности стать полноценным человеком.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|