Групповое сознание японцев (Сюдан исики)
Групповое сознание японцев (Сюдан исики)
Групповое сознание японцев (Сюдан
исики)
В японском обществе люди в первую
очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии
больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной
добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к
которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство
солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях
жизни японцев. Члены группы создают свой собственный социальный кодекс
поведения, и групповое сознание становится основой общества. Развитие
невербального общения, разделение между сото и ути, особое внимание к гармонии
и согласию — все это влияло и влияет на разные виды группового сознания
японцев.
Невербальное общение — типичный
тому пример. В отличие от западных стран, Япония— это общество, в котором
больше ценится примиренческое, соглашательское поведение (позиция), чем
несгибаемая настойчивость. Поэтому японцы в зависимости от ситуации прибегают к
хоннэ (истинные чувства) или к татэмаэ (внешняя позиция). Иногда даже нет
необходимости что-нибудь говорить, и простое молчание может рассматриваться как
средство общения. В противоположность этому, когда люди неосторожно и открыто
высказывают свои истинные намерения, присутствует вероятность задеть чувства
других, изменить атмосферу в группе или разрушить гармоничные отношения. Многие
японские пословицы предостерегают против опрометчивых высказываний, например
«Все беды от рта» (Кути ва вадзавай-но мото) или «Молчание — золото» (Ивану-га
хана).
Японское общество образует
множество независимых групп, каждая из них обладает собственным
внутригруппо-вым сознанием и молчаливым согласием, которое достигается без слов.
Люди, разделяющие эти групповые ценности, принадлежат к внутреннему кругу
общения — ути. Те же, кто не может этого сделать, относятся к сото (внешнему,
окружающему миру). Другими словами, японцы делают ясное различие между ути
(находящимися внутри) и сото (внешним окружением). По Наканэ (1967, с. 111),
ути состоит из двух категорий. К первой относится «группа, которую
характеризуют очень тесные отношения и сильные отличительные признаки, и в
которой ее члены долгое время поддерживают прекрасные отношения друг с другом».
Для большинства людей она становится малой или большой семьей. Вторая
разновидность ути часто образуется вокруг первой и включает знакомых (сириаи)
семьи мужа или жены, семьи их детей, старых друзей и школьных товарищей, более
отдаленных родственников. Люди за пределами этих категорий уже принадлежат к
сото, к ним относятся лица, с которыми члены ути случайно вступали в контакт
однажды, сталкивались по делам например. Эти три категории групп — две ути и
одна сото— формируются еще в молодости (двадцатилетними) и редко меняются.
Японцы проводят резкое различие между ути и сото и не балуют общением
представителей сото.
В своих группах японцы обычно не
заинтересованы в общении с окружающими. Однако когда кого-либо из внешнего
круга приглашают, его встречают учтиво, как официального гостя. Если же
«чужаки» попытаются войти в какую-либо группу без каких-то предварительных
контактов с ее членами, они никогда не встретят теплого приема, и им негласно
будет закрыт доступ в группу (Такэути, 1995, с. 213).
Нет сомнения в том, что согласие
в группе жизненно важно в японском обществе. Японцы часто думают и поступают,
как некая группа, и то, что приносит выгоду группе, для большинства является
критерием правильных действий. Но при этом некоторые индивидуалы не могут
приспособиться к групповым целям, ценностям, обычаям и т.п. На людях они
стараются поддерживать интересы группы, даже если это противоречит
несобственным убеждениям — типичный пример хоннэ и татэмаэ. Нет необходимости
говорить, что верность группе порождает сильное чувство солидарности, которое
может послужить на благо или принести вред. Например, оно иногда может сплотить
членов группы, усилить их сотрудничество, но, с другой стороны, иногда
возлагает ответственность за преступления на всю группу, так как для ее членов
важнее следовать ценностным установкам группы и защитить самих себя, нежели
восстать и выступить против плохого поступка. Действительно, члены группы
рискуют быть исключенными, если они пренебрегут обычаями группы или нарушат групповой
порядок. Как говорит пословица: «Выступающий гвоздь забивают» (Дэру куй ва
утарэру). Люди в группе склонны действовать одинаково, частично потому, что
единообразные действия даются легче, но это также и помогает защититься от
риска подвергнуться остракизму (мурахатибу). Такое групповое прикрытие
способствует отказу личности от стремления к независимости, однако многие
примеры свидетельствуют об отрицательных проявлениях групповой солидарности.
Как отмечал Рейшауэр (1980), во время Второй мировой войны японцы были
вынуждены беспрекословно подчиняться милитаристской верхушке, из-за этого в
конце войны многие беспомощные гражданские лица как в Японии, так и в других
странах были втянуты в конфликт.
С другой стороны, никто не может
игнорировать тот факт, что групповое сознание сыграло огромную роль в
экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро
реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало
мощное групповое сознание.
Список литературы
«Dour and dark outlook pulling Japan
farther from neighbors». // The Japan Times, 2001, June 1. P. 19
Lebra S., Sugiyama T.Japanese patterns of
behavior. Honolulu: University of Hawaii Press, 1976.
Ohnuki E. Illness and culture in
contemporary Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
Reischauer E. (M. Fukushima, trans.) The
Japanese today: Change and continuity. Tokyo: Bungeishunju, 1977/1980.
Наканэ С. Тэкио но дзёкэн
(Условия адаптации). Токио: Коданся, 1967.
Такэути Ё. Нихондзин но кодо
бумпо (Поведение японцев). Токио: Тоё Кэйдзай Симпося, 1995.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://leit.ru
|