Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно - технологического профиля
Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно - технологического профиля
Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для
информационно - технологического профиля
Галкина Валентина Михайловна, учитель информатики МОУ
"Добрянская СОШ №5"
Проанализировав
положительные стороны профилизации: отказ от одинаково глубокого изучения
предметов; выбор содержания образования в соответствии со способностями,
интересами учащихся; обучение системному подходу на основе интегрированных
курсов, быстрое реагирование системы образования в школе на определенные
профессиональные потребности общества путем введения соответствующих элективных
курсов, школа №5 г.Добрянки вступила в муниципальный эксперимент по организации
профильного обучения. В 2004-05 учебном году в школе были открыты 2 профиля
(информационно - технологический, гуманитарный) и универсальный класс. Виды
профилей и их количество обусловлено тем, что у значительного числа выпускников
основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе
профессиональной деятельности, но наиболее востребованными среди учащихся нашей
школы являются гуманитарное и информационно - технологическое направления.
Жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация
может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного
становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому
профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия
универсальных (общеобразовательных) старших классов, а также возможность смены
профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы.
Формирование
содержания образования в профильных классах рассмотрим на примере информатики в
классе информационно - технологического профиля. Данная специализация
предполагает знакомство учащихся с отраслями общественного производства,
обеспечивающими разработку программных средств, грамотное использование
информационных технологий и ресурсов. Специализация рассчитана на широкое
применение учителем персонального компьютера (ПК) как в процессе преподавания,
так и для организации практической работы учащихся. Учителя школы подготовлены
к использованию информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном
процессе, т.к. в течение двух лет на базе школы проводился эксперимент по
оптимизации учебного процесса с использованием средств ИКТ. Учителя, работающие
в профильном классе, владеют основами работы на ПК, используют современные ИКТ
на уроке.
Целью
обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование
высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция
обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире.
Задачи:
освоение
и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным
процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );
овладение
умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и
т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта,
СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
овладение
умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке
программирования;
развитие
алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в информационной деятельности;
воспитание
чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на
позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость
действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение
опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных
моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной
деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В
соответствии с целями и задачами обучения в классе
информационно-технологического профиля на профильном (повышенном) уровне
изучаются предметы: информатика, математика, физика.
Ведущим
предметом является информатика. Информатика - современная, динамично
развивающаяся научная дисциплина. Как предмет информатика - это не только
сложившаяся система знания и методик преподавания, но и область исследований,
незавершенная, открытая для научного поиска, для методического творчества
учителя.
Каждый
ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями,
желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам
самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с
использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на
старшей ступени обучения.
Сочетание
репродуктивных методов при освоении основ предмета и продуктивных с опорой на
самостоятельность при дальнейшем продвижении учащегося - эта технология,
используемая нами в обучении информатике в классе информационно -
технологического профиля.
В
качестве базового учебника в нашей школе взят учебник Н.Д.Угриновича
"Информатика и ИТ", рекомендованный для классов информационно -
технологического профиля. Анализируя учебник, мы пришли к выводу о том, что он
охватывает не все разделы курса информатики, необходимые в данном профиле,
поэтому учителями используется дополнительная литература: задачник №1,2 под
редакцией И.ГСемакина, Е.К. Хеннера, "Лекции по программированию"
А.П.Шестакова.
Составленное
тематическое планирование охватывает 11 основных разделов курса (рис.1).

А- ПК и программное обеспечение
|
Б- Информация. Информационные процессы
|
В- Технология обработки графической информации
|
Г- Технология обработки текстовой информации
|
Д- Основы логики и логические основы ПК
|
Е- Алгоритмизация и программирование
|
Ж- Моделирование и формализация
|
З- Технология обработки числовой информации
|
И- Технология хранения, поиска и сортировки информации
|
К- Коммуникационные технологии
|
Л- Социальная информатика
|
При
планировании уроков в профильной школе основной упор делается на практическую
составляющую. Таким образом, соотношение теории и практики составляет примерно
1,3 : 2.
Одна
из задач профильного обучения - ориентирование учащихся на приобретение
образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. В
настоящее время ВУЗы г.Перми, колледжи, училища не принимают экзамен по
информатике как вступительный за редким исключением (в 2005 году ПГУ,
механико-математический факультет принимает информатику в виде вступительного
теста). Но информатика во всех учреждениях вводится или как общеобразовательный
предмет, или как профилирующий. При дальнейшем поступлении на работу все
специальности, связанные с информационными процессами, предполагают владение
работником предметными компетенциями, сформированными на уроках информатики.
Поэтому, для учащихся информационно - технологического профиля мы выбрали БУП,
где информатика представлена 3 часами в неделю (102 часа в год).
В
преподавании информатики за счет школьного компонента усиливаются следующие
разделы: "Алгоритмизация и программирование", "Технологии
создания и обработки текстовой, числовой и мультимедийной информации",
"Телекоммуникационные технологии".
Считаем,
что именно эти разделы целесообразно более подробно рассматривать в школе.
Например, раздел "Алгоритмизация и программирование" развивает
алгоритмическое, операциональное мышление человека. Умение разбить задачу на
подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой задачи при
решении сложной - это общеучебные умения и навыки, которые формируются у каждого
выпускника на уроках информатики. Разделы "Технологии создания и обработки
текстовой, числовой и мультимедийной информации",
"Телекоммуникационные технологии" способствуют развитию таких
ключевых компетенций как информационная и коммуникативная. Современные условия,
требования концепции модернизации российского образования предполагают
"ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной
суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые
компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетентностный
подход, предложенный А.Хуторским, стал основой формирования содержания
образования. Алгоритм формирования содержания можно представить следующим
образом:
выявление
ключевых компетентностей для выпускников школы;
выявление
ведущих компетентностей для данного профиля;
оценка
вклада каждого предмета в формирование компетентности путем анализа единиц
содержания предмета:
выявление
предметных компетенций;
опора
на личную значимость знаний для учащихся;
осознание
учеником социальной значимости изучаемого материала;
опора
на знания учащихся, объекты реальной действительности при введении новых
понятий, формировании предметных компетенций;
организация
межпредметных связей при формировании общепредметных компетенций.
В
таблице 1 представлены предметные компетенции, формируемые на уроке информатики
и ИТ.
Таблица
1.
Название компетенции
|
Объекты реальной действительности
|
Социальная значимость компетенции
|
Личностная значимость компетенции
|
Знание ПК
|
Компьютер. Программное обеспечение
|
Востребованность на рынке труда
|
Умение устранять простейшие неисправности
|
Умение выделять информационный аспект в деятельности
человека, оценивать числовые параметры информационных объектов
|
Информация
|
Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических,
технических системах
|
Умение оценить объем информации на диске, дискете
|
Технология обработки графической информации
|
Графическая информация
|
Востребованность на рынке профессий: фотограф, дизайнер,
модельер, архитектор, конструктор,…
|
Умение с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию
|
Технология обработки текстовой информации
|
Текстовая информация
|
Востребованность на рынке профессий: секретарь – референт,
учитель, писатель, сценарист, юрист, журналист,…
|
Умение с помощью ПК набрать реферат, выполнить отчет.
Умение выступать публично с использованием демонстраций
|
Умение вычислять логическое значение сложного
высказывания, знать логическую символику
|
Логика. Логические основы ПК
|
Умение выстроить логическую цепочку и определить ее
значение (истина или ложь)
|
Умение решать логические задачи, например с детективным
содержанием
|
Умение составлять алгоритм, программу, знание основных
конструкций языка программирования
|
Алгоритм. Программа
|
Умение разбивать задачу на подзадачи, интерпретировать
результат, полученный в ходе эксперимента.
Востребованность на рынке профессий программист,
системотехник
|
Умение проводить виртуальный эксперимент и самостоятельно
создавать простейшие модели
|
Умение строить информационные модели объектов и использовать
их
|
Модель
|
Умение использовать в работе справочные системы, создавать
базы данных
|
Создание информационной модели своей коллекции, телефонной
базы своих друзей
|
Технология обработки числовой информации
|
Числовая информация
|
Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист,
математик, социолог, психолог,…
|
Умение с помощью электронной таблицы выполнить расчеты по
оплате за столовую, построить графики и диаграммы для отчета по физике
|
Умение создавать базы данных, цифровых архивы, медиатеки
|
Информационные процессы
|
Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист,
математик, социолог, психолог,…
|
Умение делать выборку из своей базы данных по запросу.
Например, выбрать из коллекции автомобилей только легковые автомобили
|
Знание базовых принципов организации и функционирования
компьютерных сетей
|
Способы передачи информации на расстоянии
|
Умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов
с системой ссылок
|
Умение работать в сети интернет
|
Знать требования информационной безопасности,
информационной этики и права
|
Информационное общество
|
Соблюдение требований информационной безопасности,
информационной этики и права
|
Знать что такое контрафактная продукция, знать правила
защиты информации
|
На
основе выбранных предметных компетенций выбираются общепредметные компетенции,
формируемые разными предметами БУП данного профиля. Пример общепредметных
компетенций приведен в таблице 2.
Таблица
2.
Общепредметная компетенция
|
Предметные компетенции, формируемые в профильных предметах
|
Информатика
|
Математика
|
Физика
|
Умение анализировать
|
Умение составлять алгоритм, программу
|
Умение составлять математическую модель
|
Решение задач
|
Умение вести полилог
|
Коллективная работа над школьным сайтом
|
Создание математического проекта
|
Выполнение лабораторных работ
|
Умение классифицировать
|
Составление программы, определение типов данных
|
Определение вида задачи
|
Составление сравнительных таблиц
|
Межпредметная
интеграция достигается за счет использования задач с экономическим,
математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении темы
"Моделирование и формализация" используется задача
"Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к
горизонту". При изучении раздела "Технология обработки числовой информации"
используются задачи из курса математики на нахождение площадей и объемов фигур,
построение графиков, диаграмм, решение уравнений графическим способом. Тема
"Алгоритмизация и программирование" позволяет обрабатывать
символьную, числовую информацию, развивает алгоритмическое мышление. Например,
составить программу, моделирующую проверку у учащихся правил русского языка или
вычислить количество денег, которые необходимы студенту для того, чтобы прожить
учебный год, если известна ежемесячная стипендия и коэффициент инфляции.
Формированию
индивидуальной образовательной траектории учащегося способствует система
элективных курсов. В этом году учащимся было предложено 15 различных элективных
курсов по предметам, в том числе 3 по информатике. Все элективные курсы по
информатике являются практико - ориентированными. В преподавании, как правило,
используется метод проектов. В качестве результата учащимися выполняется
индивидуальный или групповой проект. Так элективный курс "Экономика и
информатика" предполагает знакомство учащихся с задачами экономического
содержания, решение их с помощью ПК. Итог - создание модели собственного
предприятия, написание бизнес - плана. Результаты элективного курса
"Проектирование сайта" можно посмотреть в конце года в интернете на
школьном сайте www.dobryanka.perm.ru/dim/school5/index.htm. Темы проектов,
выполняемых учащимися "Моя класс", "Я и моя семья",
"Мир профессий", "Моя школа". Буклет, газета - это
результаты работы элективного курса "Электронная газета". Этот курс
тесно интегрируется с предметами русский язык, литература, элективным курсом
"Журналистское мастерство".
Мы
считаем, что предложенный подход к определению содержания образования позволит
объединить все учебные предметы в единое целое, определив системообразующие
элементы как по вертикали ступеней обучения, так и по горизонтали межпредметных
связей.
Список литературы
1.
Воронина Г.А. "Подходы к отбору содержания естественно - научного
образования для профильных классов" - "Профильная
школа",№5,2004г.
2.
"Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего
образования"
3.
Стандарт среднего (полного) образования по информатике и ИКТ
4.
Хуторской А.В., Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной
парадигмы. Народное образование №2, 2003г.
5.
Хуторской А.В., Ключевые компетенции. Технология конструирования, Народное
образование №5, 2003г.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/
|