рефераты рефераты
Главная страница > Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных  
Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных

Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных

Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных

Виноградов А.Г., докторант факультета социологии и психологии Киевского Национального Университета, кандидат психологических наук

1. Первоначально личностные опросники создавались как инструмент для принятия решения о действиях, которые следует предпринять в отношении тестируемого лица – отборе, распределении, назначении лечения и т.п. Однако в настоящее время одним из преобладающих мотивов тестирования становится необходимость прогнозировать индивидуальное поведение в конкретных обстоятельствах, планировать развитие, а также потребность в самопознании и самосовершенствовании. Именно при решении указанных задач становятся наиболее очевидными существенные ограничения традиционных подходов к созданию личностных опросников и интерпретации получаемых с их помощью результатов.

2. Одним из следствий непрекращающихся последние десятилетия дебатов в западной психологии вокруг проблемы трансситуативной согласованности поведения стало повышенное внимание исследователей к показателям интра-индивидуальной вариативности индикаторов измеряемой черты личности. В традиции классической психометрики эта вариативность рассматривается как следствие либо ненадежности индикаторов, либо неодномерности шкалы. В настоящее же время имеется тенденция рассматривать интра-индивидуальную вариативность в качестве показателя индивидуальных различий, представляющего самостоятельный интерес. Одной из наиболее перспективных попыток концептуализировать указанные различия является, с моей точки зрения, подход У.Мишела и Ю.Шоды, предлагающих рассматривать индивидуальный профиль реагирования в различных ситуациях как некоторую поведенческую «сигнатуру». Исследования этих авторов свидетельствуют о достаточной временной стабильности сигнатур, что дает основание считать их многообещающим методом описания индивидуальности конкретного человека.

3. Как только мы признаем, что интра-индивидуальная вариативность является феноменом, заслуживающим внимания, перед нами открывается перспектива статистически объяснять ее тем же образом, какой обычно используется в отношении интер-индивидуальных различий. Такой подход может претендовать на роль более тонкой и точной психологической диагностики, сочетающей в себе достоинства идиографической и номотетической перспектив.

4. В качестве попытки исследовать диагностические возможности сигнатур мной был разработан ситуационный опросник, пункты которого фиксируют степень выраженности одной из 10 эмоций в зависимости от ситуационных условий. Набор ситуаций конструируется как полный двухфакторный план 2´2.

5. Собранные эмпирические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на значительную интеркорреляцию пунктов, позволяющую рассматривать их как индикаторы некоторой единой шкалы, четко выделяются различные кластеры испытуемых, которые различаются между собой типом профиля эмоционального реагирования. Использование конджойнт-анализа позволяет не только охарактеризовать усредненное значение эмоциональной реакции в содержательно близких ситуациях (аналог обычного диспозиционного конструкта), но и получить представление о тех факторах, которые оказывают влияние на интра-индивидуальную вариативность в каждом конкретном случае.

6. Сравнение результатов двух предъявлений указанного инструмента с интервалом в две недели свидетельствует о достаточно высокой стабильности сигнатур, а также о существовании значительных межиндивидуальных различий в стабильности. Полученные данные позволяют выдвинуть гипотезу о существовании фактора межиндивидуальных различий, определяющих степень устойчивости сигнатур вне зависимости от конкретной эмоции и ситуационных влияний.

7. Практическая значимость описанного подхода состоит в том, что он позволяет изменить сам подход к описанию тестируемого. Вместо степени выраженности качеств, которые необходимо еще привязать к поведению в интересующей нас ситуации (часто на основании спекулятивных и номотетических соображений), мы можем получать для конкретного человека описание тех условий, в которых та или иная его черта себя проявляет. Обладание такой информацией окажется весьма ценным ресурсом при построении индивидуализированного прогноза успешности, выявлении условий оптимального функционирования данного лица, а также в процессе планирования тренинговых и обучающих мероприятий, имеющих целью развитие сотрудника.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru



рефераты
Новости