Деловое общение как особый вид общения
Деловое общение как особый вид общения
Деловое общение как особый вид общения
Контрольная работа
Выполнила: Студентка 6 курса Филологического
факультета Заочного отделения Горбачик А.И.
Самарский государственный университет
Самара 2007
Понятие делового общения
Деловое
общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу
коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических
отношений.
Новые
экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской
деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый
план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость
повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые
отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность
становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной
подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех
уровней.
Умение
успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение
работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры
человека, принимающего решения.
Низкая
речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний,
переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто
нельзя исполнить.
Культура
речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая
экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И
наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень
развития и эффективность экономики.
I. Признаки делового общения
Деловое
общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие,
деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица.
Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или
неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается
менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в
сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих
профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.
Специфика
делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие
экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых
рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить
взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и
правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на
основах взаимного уважения и доверия.
Другой
специфической особенностью делового общения является его регламентированность,
т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти
правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности
и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти
правила определяются национальными культурными традициями и общественными
нормами поведения.
Они
фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического),
существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных
требований, ограничений времен ной рамки общения.
Важная
особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого
амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа,
сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня
наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В
процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и
начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо
мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с
требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.
Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует
рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.
К
особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников
за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется
выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать
цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование
собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это
может привести к провалу самого дела.
Поэтому
в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых
людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение
нравственно-этических норм и принципов.
Деловое
общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками
речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные
выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной
сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).
II. Виды делового общения
Владение
общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для
каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность
взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и
карьера специалиста, его профессиональный имидж.
Специалистами
по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит
примерно 30 тысяч слов или более 3 тысяч слов в час. Речевое сообщение, как
правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.
Деловое
общение представляет собой процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный
на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности:
производственной, научной и т д.
Выделяют
несколько основных видов делового общения:
познавательное
общение подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической
деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;
а)
этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: передать информацию и
расширить информационный фонд друг друга;
б)
при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по
общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в)
вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов
воздействия:
отчет
о деятельности;
сообщение
о результатах деятельности;
информация
о принципах понимания или путях решения проблемы;
общение
по результатам изученных первоисточников информации;
информационно-аналитическое
выступление;
г)
при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях
организации коммуникативного действия:
концентрация
внимания на предмете информирования;
рационализация
изложения материала;
логически
безупречная аргументация;
доказательность
всех выдвигаемых положений;
подробная
характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
Убеждающее
общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию
целей;
а)
этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: вызвать у партнера по
общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и
установки;
б)
при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его
эмоциональную культуру;
в)
вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов
воздействия:
торжественная
речь;
поздравление;
напутствие;
комплимент;
г)
при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях
организации коммуникативного действия:
опора
на эмоциональный настрой партнера;
учет
контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
эмоциональное
отношение к предмету общения.
Экспрессивное
общение ставит своей целью изменение настроя партнера, провоцирование
необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и
действия;
а)
используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать
общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или
иным формам социального действия (чаще всего массового);
б)
при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с
целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего
влияния эмоций на волю, широкое использование средств
художественно-эстетического воздействия и опора на механизм
социально-психологического выражения;
в)
вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов
воздействия:
рассказ
о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
мотивированный
призыв;
анализ
возможных последствий;
г)
при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации
коммуникативного действия:
краткость
изложения;
ситуативная
обусловленность;
яркость
жестикулирования;
демонстративный
характер поз;
интонирование
голосом;
аффектация
и акцентуация;
фасциации
при помощи художественного подкрепления.
Суггестивное
общение необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения мотиваций,
ценностных ориентаций, поведения и отношения;
а)
используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения
мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б)
при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера
к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего
коммуникативную роль воспринимающего;
в)
вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов
воздействия:
внушение
через мотивационную сферу сознания;
внушение
через идентификацию;
внушение
через ссылки на авторитет;
внушение
через персонификацию;
внушение
через предупреждение;
г)
при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях
организации коммуникативного действия:
опора
на суггестивные потенциалы партнера по общению;
постоянное
разъяснение внушаемых установок;
формирование
аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
интонационная
стимуляция внушаемой информации;
дистанционное
управление эмоциональным напряжением и т. д.
Манипулятивное
общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера
по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и
императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению,
стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой
"разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще.
Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и
его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в
области пропаганды.
Следует
отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на
других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека переносом
таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от
манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При
манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная
личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств
и качеств. Однако, человек, выбравший в * качестве основного именно этот тип
отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных
манипуляций.
Ритуальное
общение приводит к формированию чувства патриотизма и национальной гордости,
сохранению традиций и закрепление новых ритуалов.
а)
используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений,
обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б)
при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду,
канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения,
церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие
(на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в)
вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов
воздействия:
ритуальные
акты;
церемонии;
обряды;
обрядовые
комплексы;
г)
при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях
организации коммуникативного действия:
опора
на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
предварительное
заключение конвенции о порядке ритуала;
концентрация
внимания на самоценности ритуальных действий;
театрализация
коммуникативного поведения.
III.
Формы делового общения
Деловая
беседа - система целесообразно подобранных мыслей и слов, посредством которых
один или несколько собеседников хотят оказать определенное влияние на другого
собеседника или на группу собеседников в целях изменения существующей деловой
ситуации, то есть с целью создания новой деловой ситуации или нового делового
отношения.
Беседа
является благоприятной и часто единственной возможностью убедить собеседника в
обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился ней.
Основным
фазам деловой беседы соответствуют пять принципов ее проведения:
1.
Привлечь внимание собеседника (начало беседы).
2.
Пробудить в собеседнике заинтересованность (передача информации).
3.
Детально обосновать свои доводы (аргументация).
4.
Устранить сомнения собеседника.
5.
Преобразовать интересы собеседника в решения (принятие решения).
Презентация
(от лат. Praesentatio) - общественное представление чего-либо нового, недавно
появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы,
организации.
Поскольку
существует много видов презентаций, их цели могут быть самыми разными. Основной
целью является создание необходимого мнения у аудитории о фирме, марке товара,
проекте и т.п.
От
того, как подготовлена презентация, может зависеть успех коммерческого проекта,
возможные контракты и в конечном итоге, прибыль.
Шаги
по подготовке презентации следующие:
Анализ
состава, цели, характера и состояния аудитории.
Планирование
и развитие вступления, основной части и заключения для длинной формальной
презентации.
Выбор,
разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов.
Деловое
совещание - элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее
распространенная форма управления, позволяющая:
-
использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных
проблем;
-
организовать обмен информацией между отдельными работниками и структурными
подразделениями;
-
оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.
Деловые
совещания различаются:
-
по масштабам привлечения участников: федеральные, республиканские, отраслевые,
региональные, городские, районные, внутренние;
-
по месту проведения: местные, выездные;
-
по периодичности проведения: регулярные, постоянно действующие;
-
по количеству участников: в узком составе (до 5 человек), в расширенном составе
(25-30 человек);
-
по стабильности состава участников.
Переговоры
– неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождает
любую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижение
договоренности об участии сторон в деятельности, результаты которой будут
использованы для обоюдной выгоды. Деловые переговоры ведутся в рамках сферы
ведения бизнеса участников и имеют более узкую задачу – достичь договоренности
о взаимовыгодном обмене ресурсов, совместном инвестировании ресурсов,
распределении прибыли, полученной от совместной деятельности.
В
деловых переговорах часто стороны имеют прямо противоположные цели, в этом
случае задачей каждого из собеседников является завершение переговоров
договоренностью, служащей его интересам. Проявлять твердость в главном, будучи
гибким, обсуждая второстепенные вопросы – пожалуй, основная задача переговоров.
Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном
вопросе в обмен на уступку в другом: очень похоже на игру в шахматы, да ведь
переговоры и есть игра, в которой побеждает наиболее подготовленный и искусный.
Искусство
ведения деловых переговоров состоит в том, чтобы показать своему визави путь к
решению его задачи через совершение действий, выгодных Вам. Это требует
глубоких знаний в области коммуникации, компетентности в применении техник
делового общения, умения управлять своим эмоциональным состоянием.
Список литературы
Берн
Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: М., 1988.
Вудкок
М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М., 1991.
Конева
Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. Ярославль, 1992.
Ниренберг
Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1988.
Леонтьев
А. А. Психология общения. - М., 1997.
Психология
и этика делового общения/Под ред. В. Н. Лавриненко. М.,1997.
Щёкин
Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить
организацию. К., 1994.
http://www.arsenal-hr.ru
http://www.glossary.ru/
http://www.hr-portal.ru
http://social.psypublica.ru/
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
|