Бессознательное
Бессознательное
Бессознательное
Вадим Руднев
Бессознательное
- термин психоанализа, под которым понимается то, о чем человек не подозревает
в своей психической жизни. Понятие бессознательного - основа психоаналитической
теории. "Деление психики на сознательное и бессознательное, - писал Фрейд,
- является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему
возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и
очень важные патологические процессы сознательной жизни".
Далее
Фрейд пишет: "Психический элемент не бывает на протяжении долгого времени
сознательным и часто переходит в бессознательное. Здесь начинается
психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не
становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила".
Эта
сила, которая уводит сознательные элементы в бессознательное, называется
вытеснением, а та сила, которая препятствует их возвращению к сознанию,
называется сопротивлением. Однако работа психоанализа в том и состоит, чтобы,
подавив сопротивление, вывести из бессознательного те элементы, которые там
находятся и которые способствуют болезненным проявлениям индивида. В этом цель
и смысл психоаналитической практики. Без помощи аналитика вытесненные в бессознательное
элементы, по Фрейду, не могут самостоятельно перейти в сознание и тем самым
дать исчезнуть болезненным невротическим симптомам.
Бессознательное
в противоположность сознательному Я называется Фрейдом Оно. Оно - это та сила в
структууре психики человека, где господствуют страсти, где господствует
"принцип удовольствия". Я старается Подавить Оно, заменить принцип
удовольствия "принципом реальности". Так, мы, живя в социуме,
подавляем свои низменные бессознательное инстинкты. Когда же они прорываются,
то происходят известные преступления "на почве аффекта" -
изнасилования, убийства из-за ревности и т. д. Это означает, что Оно вышло
из-под контроля Я.
Но
не только глубинные низменные страсти являются, по Фрейду, бессознательным, оно
окутывает сознательное Я не только снизу, но и сверху. Фрейд пишет:
"Однако гораздо большее недоумение вызывает знакомство с другим фактом. Из
наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть,
то есть бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываются
бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки; то
обстоятельство, что сопротивление в анализе остается бессознательным, не
является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Еще более смущает
нас новое наблюдение, приводящее к необходимости, несмотря на самую тщательную
критику, считаться с бессознательным чувством вины - факт, который задает новые
загадки, в особенности если мы все больше и больше приходим к убеждению что б е
с с о з н а т е л ь н о е ч у в с т в о в и н ы (здесь и далее в цитатах
разрядка Фрейда. - В.Р.) играет в большинстве неврозов экономически решающую
роль и создает сильнейшее препятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей
оценочной шкале, мы должны сказать: не только глубокое, но и наиболее высокое в
Я может быть бессознательным".
Это
высокое Бессознательное Фрейд называет Сверх-Я или Я-идеал. Это то, к чему
человек стремится, чему он бессознательно поклоняется. Чаще всего в детстве
таким бессознательным Я-идеалом является отец, и сложные взаимодействия между
Я, Оно и Сверх-Я происходит под влиянием Эдипова комплекса (см.). Фрейд пишет:
"[...] отношение Сверх-Я к Я не исчерпывается требованием "т ы д о л
ж е н быть таким же (как отец)": оно выражает также запрет: "Таким
(как отец) ты н е с м ее ш ь быть, то есть не смеешь делать все то, что делает
отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом".
Таким
образом, Бессознательное Оно, формирующее Эдипов комплекс, наталкивается на Б.
Сверх-Я, которое препятствует проявлению Оно. Если в Оно господствует принцип
удовольствия, если в Я он сменяется принципом реальности, то в Сверх-Я начинает
господствовать принцип идеальности, который тоже является бессознательным,
удеживающим Оно от проявлений принципа удовольствия, в частности посягательства
индивида на жизнь отца и тело матери. Если Оно желает убить отца, а Я боится
это сделать, то Сверх-Я слишком уважает отца.
Интересно,
что все эти страсти бушуют в едва сформировавшейся душе маленького ребенка
совершенно помимо его сознания.
По
мнению Фрейда, из Бессознательного Сверх-Я вырастают религии. Он пишет:
"Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым
к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу
оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о
собственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то
смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В
дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителю и авторитетам; их
заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве с о в
е с т и моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я
ощущается как ч у в с т в о в и н ы. Социальные чувства покоятся на
идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала.
Эта
теория Бессознательного, изложенная в книге Фрейда "Я и Оно", носит
не пофрейдовски схоластичный характер. Несмотря на свою глубину и логическую
правомерность, она не оказала решающего воздействия на дальнейшее развитие
психоанализа. Во всяком случае, понятие коллективного Бессознательного, с
которым выступил Юнг в своей аналитической психологии, содержит в принципе лишь
те черты, которые присущи фрейдовскому понятию Оно, то есть низменному
индивидуальному Бессознательному.
Список литературы
Фрейд
З. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного.- М., 1990.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/
|