Анатомия азарта
Анатомия азарта
Анатомия азарта
Галина Молчанова
В
апреле 2005 года компания "ИМА-консалтинг" провела широкомасштабное
исследование азартного поведения. Его результаты позволяют понять возможные
пути развития игрового бизнеса в России, а также осознать механизм азартного
поведения в целом.
В
последнее время в России отмечается расцвет игрового бизнеса: всевозможные
лотереи, залы игровых автоматов, азартные интернет-игры, не говоря уже о
казино. Играют все – подростки и пенсионеры, бизнесмены и домохозяйки. Игровые
клубы открываются практически около каждого выхода из столичного метро, на
каждой станции электричек в ближнем Подмосковье, почти в каждом провинциальном
городке России. Чистая прибыль от всего игорного бизнеса России даже по самым
скромным подсчетам составляет более 6 млрд. долл. в год. Кто-то выигрывает,
обеспечивая себя на всю жизнь, кто-то проигрывает последние ботинки, а кто-то
играет в меру, боясь в любой момент сорваться. Возникают вопросы: "Почему
люди играют, причем все, от мала до велика, и играют азартно?", "Что
такое азарт? Это форма психологической ловушки, мания, болезнь или предложенная
нашим обществом возможность самореализации человека?". Ответы на
поставленные вопросы получены в проведенном в апреле 2005 года компанией
"ИМА-Консалтинг" исследовании азартного поведения.
По
его результатам, более 70% опрошенных считают себя очень азартными или скорее
азартными людьми и только 4,8% - совсем не азартными (рис.1). Причем под
азартом понимается желание испытывать чувство победы, вовлеченности в игру,
проявить себя, стать лидером, обыграть соперника. Некоторые под азартом
понимают крайние формы - "желание поставить на кон все, даже свою
жизнь".

Рис.
1. Распределение ответов на вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы азартный
человек или нет?"
В
процессе исследования были составлены портреты игроков, "обеспечивающих
кассу" устроителям азартных игр: профессиональные игроки, интеллектуальные
игроки, спонтанные игроки, "завязавшие" и "статусные"
игроки.
1)
Профессиональные игроки — те, для кого игра стала основной
"профессией". Проигрыш для них является "текущими
расходами" и вложением в будущий выигрыш, а выигрыш — фактически основным
и единственным средством к существованию. Их стратегия: играть достаточно долго
и по "определённой методе", чтобы "сорвать банк" и выйти из
игры с выигрышем. Стратегия основывается на точном, с их точки зрения, научном
(математическом) расчёте и на глубоком знании психологии людей. Для них
характерен строго рациональный подход. Их тактика: имея минимальные риски на
проигрыш и, по-возможности, имея максимальные шансы на выигрыш, играть
достаточно долго для того, чтобы в момент выигрыша оказаться "в нужном
месте в нужное время". Можно описать их тактику как тактику волка-охотника,
отслеживающего, не отбилась ли какая овца от стада. Их движущий мотив: получить
выгоду, заработать на жизнь.
2)
Интеллектуальные игроки — те, для кого игра не более чем дорогое, но всё же
развлечение, тешащее самолюбие. Можно выделить два типа интеллектуальных
игроков. К первому типу относятся реализовавшие себя в социальном плане
бизнесмены, с развитой саморегуляцией, которые способны позволить себе
эксклюзивное — а потому дорогое — развлечение "играть на риске в чистом
его виде". Проигрыш для них является лишь эмоциональной встряской
интеллекта ("щекоткой нервов", которую в жизни и от работы они в
таком остром и свежем состоянии уже не получают), а выигрыш — абстрактной
целью, приносящей сугубо моральное удовлетворение, поскольку он сумел победить
в заведомо проигрышных условиях: "Когда иногда хочется себя подогреть,
когда ты действительно всерьез начинаешь включать в себе интуицию, то
материальное подкрепление это активизирует". Их стратегия: положиться на
случай и, выиграв, доказать себе, что ты не просто незаслуженный
"везунчик" по жизни, а "заслужил" те блага, что имеешь.
Такое отношение хорошо сочетается с протестантской этикой, подразумевающей, что
успешность в мирских делах — это показатель избранности богом. Эта концепция
доминирует в умах бизнесменов. Их тактика: игра "на равных",
противопоставление слепому случаю (на стороне которого математическая
вероятность избыточного риска) силы собственного профессионального интеллекта.
Их мотив: получить удовлетворение от решения сверхзадачи (которая, в принципе,
не под силу человеческому уму, но считается ими решённой в случае существенного
выигрыша). Ко второму типу относятся образованные, но не добившиеся признания в
социальном плане люди. Для них также игра выступает как возможность доказать
себе, что "он может чего-то достичь в жизни", выигрыш выступает так
же, как и в первой группе, прямым подтверждением высокого интеллектуального
потенциала человека, но, временно, не способного доказать, что "для него
есть тоже место под солнцем";
3)
Спонтанные игроки — те, для кого игра стала образом жизни. Такие игроки не
осознают своей зависимости от игры, хотя реально она их всецело захватывает и
"ведёт" по жизни. Таких игроков психологи и психиатры ещё называют
аддиктивными (от англ. addiction — "склонность к чему-л., пагубная
привычка"). Проигрыш для них является явлением с "обратным
знаком", то есть подстёгивает играть ещё больше, чтобы "добиться своего"
— выиграть. Для таких игроков характерно фантазийное, нереалистичное,
мифологизированное представление о сути игры. Они игнорируют суть игры, а видят
только свою цель (выигрыш), в принятии решений доминирует эмоциональный фактор.
А выигрыш для них — "американская мечта" мгновенного обогащения,
чтобы "потом всю жизнь не работать". Можно предположить, что
стремление к "халявному" обогащению захватывает их, они становятся
некритичными, все ресурсы жизни направляются на достижение раз осознанной цели.
Очень важно, что таких людей влечёт: (1) чужой пример (они убеждаются, что
выигрыш возможен, возникает зависть, проистекающая из отсутствия собственных
достижений, которым можно было бы объективно завидовать; в игре видят реальный
— и часто последний и единственный — шанс); (2) личный мотив
"реваншизма" у всего общества, у неудавшейся жизни. Задавая себе
вопрос "тварь ли я дрожащая или права имею?" еще больше подстегивают
себя играть дальше. Их стратегия: оказаться "умнее всех" и обыграть
устроителей азартных игр. Особое внимание обращаем на этот факт: не
"поймать удачу за хвост", не испытать свою "везучесть", а
именно целенаправленно суметь "наказать". Их тактика: имея
"тайное знание" (личное знание, замешанное на их субъективном
представлении), основанное главным образом на их простом желании выиграть, а не
на объективном анализе самой игры, играть "по системе" и обыграть
устроителей азартных игр, "наказать" их на выигрыш. Их мотивы: в один
прекрасный день въехать в эту жизнь на белом коне, отомстить всем обидчикам.
Желание отыграться за все обиды и унижения. Такими людьми руководит уязвлённое
самолюбие, отсутсвие близких друзей, семьи, любимой и доходной работы,
несамореализованность. Как видно, все мотивы проистекают из деструктивных
положений, из действия "назло", "вопреки", "в противовес".
Такой игрок мыслит в ограниченных категориях и внутри предложенной системы: он
с лёгкостью принимает условия азартных игр и не может начать мыслить шире их
рамок.
4)
"Завязавшие" игроки, "раньше играл, а после этого – завязал. Дал
себе зарок не играть на большие деньги. Боюсь, если сорваться, то все… Тогда я
буду проигрывать все, что у меня залежалось в кармане". Такие игроки хотят
играть, игра их эмоционально заряжает, но они выработали допустимые границы –
"проигрываю 500 рублей и ухожу". Они систематично играют, но им важен
не результат (т.е. выигрыш), а только процесс игры. Мотивы: "постоянно
испытывать адреналин в крови, без игры жизнь теряет краски", "игра –
лекарство от повседневного стресса".
5)
"Статусные" игроки – те, которые играют "за компанию", ради
соответствия своей социальной группе, они делают те ставки, которые приняты в
его социальной группе.
Неожиданным
оказалось, что большинство игроков (без деления на типы), указывали на то, что
начали играть, потому что им хотелось как-то проявить себя, сделать так, чтобы
их заметили, хотелось абсолютной, неоспариваемой никем, победы. Как сказали бы
психологи, у них была нереализованная потребность в признании или
самореализации. Азартная игра, особенно если она сопровождалась выигрышем,
позволяла испытать новые эмоции, "ощущение, что летишь в облаках".
Далее появлялась потребность снова испытать эти эмоции. Затем игра начинала
выполнять "психотерапевтические функции".
На
сегодняшний день в обществе сложились благоприятные условия для развития игрового
бизнеса, поскольку люди находят в игре возможность удовлетворения своих
нереализованных потребностей – самореализации, признания и т.п. Однако как
только другие сферы, связанные с досугом, начнут активно эксплуатировать тему
самореализации и самовыражения и вести агрессивную политику продвижения, то
игровому бизнесу, безусловно, придется менять свою тактику воздействия на
целевые аудитории.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru
|