Аналитическая психология
Аналитическая психология
Аналитическая психология
Вадим Руднев
Аналитическая
психология - ответвление психоанализа, разработанное швейцарским психологом и
философом Карлом Густавом Юнгом.
Вначале
Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов они резко
разошлись по ряду принципиальных вопросов. Юнг критически относился к тому, что
Фрейд сводил причину всех неврозов и других психических заболеваний к
сексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать все явления
бессознательного с точки зрения вытесненной сексуальности. Юнгианская трактовка
либидо значительно более широкая. По его мнению, невроз и другие психические
заболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, что приводит к
репродуцированию в сознании больного архаических образов и переживаний, которые
рассматриваются как "первичные формы адаптации человека к окружающему
миру".
Фрейд
и Юнг были людьми разных поколений и культур. Как это ни парадоксально, Фрейд
по своим эмоциональным и рациональным установкам был человеком позитивных
ценностей ХIХ в. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских
предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по "Книге
перемен", внес значительный вклад в изучение мифа.
Это
резкое различие между личностями Фрейда и Юнга сказалось на их понимании
природы бессознательного. Основной точкой размежевания фрейдовского
психоанализа и юнгианской аналитической психологии является тот факт, что с
точки зрения последней бессознательное носит коллективный характер. Юнг писал:
"У этих содержаний есть одна удивительная способность - их мифологический
характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то
отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными
содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и
предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы
во всем этом разобраться, я отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны
чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют
никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно
как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат
человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу.
Воспользовавшись
выражением Святого Августина, я назвал эти коллективные проформы архетипами.
"Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование
архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу,
мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах,
легендах, фольклоре".
Эти
носители коллективного бессознательного понимались Юнгом в разные периоды
по-разному: то как нечто вроде коррелята инстинктов, "то как результат
спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов
нейродинамическими структурами мозга".
В
любом случае Юнг считал, что архетип не может быть объяснен и этим исчерпан.
Когда в фантазии появляется образ солнца, или льва, который с ним
отождествляется, или короля, или дракона, стерегущего сокровище, то, считает
Юнг, это ни то и ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительно
выражается этими сравнениями. Единственно, что доступно психологии, - это
описание, толкование и типология архетипов, чему и посвящена огромная часть
наследия Юнга. Толкования его часто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен
подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а
иногда и прямо заявлял, что он открыл новый тип научной рациональности.
Анализируя
формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг выделял две крайности, которые,
с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия
человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах,
где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая
крайность - это западное индивидуалистическое рациональное мышление, где,
напротив, подавляется коллективное бессознательное. В противовес этим
крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательдого
и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и
субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической
психологии он видел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватные
истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации, то
есть психического развития ивдивида путем ассимиляции сознанием содержаний
личного и коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального
развития является достижение личностной целостности и неповторимости.
Концепция
Юнга оказала решающее воздействие на формирование транеперсональной психологии.
Список литературы
Юнг
К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.
Юнг
К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. -
Киев, 1995.
Юнг
К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996.
Иванов
А В. Юнг // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
Мелетинский
Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/
|