Владимир Владимирович Набоков. Защита Лужина
Владимир Владимирович Набоков. Защита Лужина
Владимир Владимирович Набоков. Защита Лужина
Родители
десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после
возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу. Боясь предстоящего
изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со
станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих
незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной. Мальчика находят, и
чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.
Лужин
старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который
становился скрипачом или живописцем. Он часто думал о том, что может выйти из
его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна. И отец
надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся
внимательностью к так называемой «внутренней» жизни учеников. Но через месяц
отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына
понимают в школе еще меньше, чем он сам: «Способности у мальчика несомненно
есть, но наблюдается некоторая вялость».
На
переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в
одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться
над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев
Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит
ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.
Только
в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на
котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая
тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.
Через
несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и
чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не
знает еще всех её правил.
Лужин
начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тете играть в шахматы.
Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К
телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения. Ему
скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика
отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что её обманывают и отец, и
сын. Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда,
куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…
Лужин
выигрывает у старика, часто приходящего к тете с цветами. Впервые столкнувшись
с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: «Далеко пойдете». Он
же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может
разыгрывать партии, приведенные в журнале, подобно музыканту, читающему
партитуру.
Однажды
отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она
подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть,
например, в шахматы. Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале
последней комментирует один ход недетским голосом: «Худший ответ. Чигорин
советует брать пешку». После его ухода отец сидит задумавшись — страсть сына к
шахматам поражает его. «Напрасно она его поощряла», — думает он о тете и сразу
же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…
Назавтра
отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну
партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина
весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале
появляется фотография Лужина. Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в
продолжение недели. Все решается само собой. Когда Лужин убегает из дому к
тете, то встречает её в трауре: «Твой старый партнер умер. Поедем со мной».
Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мертвого старика, когда-то
побивавшего Чигорина, — картины внешней жизни мелькают в его сознании,
превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу. Мать
возвращается в Россию раньше, одна. Однажды Лужин видит отца в обществе дамы —
и очень удивлен тем, что эта дама — его петербургская тетя. А через несколько
дней они получают телеграмму о смерти матери.
Лужин
играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его
сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством
турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу. В
двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается
к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До
этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот
замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе. Но книга,
продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет её, уже готовую, в
своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец
заболевает и умирает.
Лужин
продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к
тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живет перед
берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью
русских эмигрантов. Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами
жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный
артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой,
странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех,
встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на
ничейной позиции. От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает
жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина,
но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и
картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена
старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его
болезнь. Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца.
Они планируют это сделать в ближайшее время.
Воспаленный
мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим
состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого,
от своих мыслей, которые повторяются в нем, как сделанные когда-то ходы.
Повторение — в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей —
становится для Лужина самым мучительным явлением. Он «шалеет от ужаса перед
неизбежностью следующего повторения» и придумывает защиту от таинственного
противника. Основной прием защиты состоит в том, чтобы по своей воле,
преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее
из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание
ходов, задуманных противником.
Сопровождая
жену и тещу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы
оставить их. «Маленький маневр>, — усмехается он в таксомоторе,
останавливает машину и идет пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже
проделывал все это. Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской
парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения. У
дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о
шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры. Лужин чувствует, что
кинематограф — предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен…
«Но этот ход сделан не будет».
Он
возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит
по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней,
выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: «Единственный
выход. Нужно выпасть из игры». «Мы будем играть?» — спрашивает жена. Вот-вот
должны прийти гости. Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с трудом
пролезает в раму. Остается только отпустить то, за что он держится, — и спасен.
В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни:
«Лужин, Лужин». Бездна под ним распадается на бледные и темные квадраты, и он
отпускает руки.
«Дверь
выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович?» — заревело несколько голосов.
Но
никакого Александра Ивановича не было».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|