И. А. Гончаров. Обрыв
И. А. Гончаров. Обрыв
И. А. Гончаров. Обрыв
Петербургский
день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к
этому часу начинают приводить себя в соответствующий вид. Собираются и два
приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — вновь провести этот
вечер в доме Пахотиных, где обитают сам хозяин, Николай Васильевич, две его
сестры, старые девы Анна Васильевна и Надежда Васильевна, а также молодая
вдова, дочь Пахотина, красавица Софья Беловодова, составляющая главный интерес
в этом доме для Бориса Павловича.
Иван
Иванович — человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того,
чтобы перекинуться в карты с заядлыми игроками, старыми девами. Другое дело —
Райский; ему необходимо расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив
её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.
Борис
Павлович Райский одержим страстями: он немножко рисует, немножко пишет,
музицирует, вкладывая во все свои занятия силу и страсть души. Но этого мало —
Райскому необходимо пробудить страсти и вокруг, чтобы постоянно ощущать себя в
кипении жизни, в той точке соприкосновения всего со всем, которую он называет
Аянову: «Жизнь — роман, и роман — жизнь». Мы знакомимся с ним в тот момент,
когда «Райскому за тридцать лет, а он еще ничего не посеял, не пожал и не шел
ни по одной колее, по каким ходят приезжающие изнутри России».
Приехав
некогда в Петербург из родового имения, Райский, поучившись понемногу всему, ни
в чем не отыскал своего призвания.
Он
понял лишь одно: главное для него — искусства; то, что особенно сильно задевает
душу, заставляя её пламенеть страстным огнем. В таком настроении Борис Павлович
отправляется на каникулы в имение, которым после смерти его родителей управляет
двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в
незапамятные времена родители не позволили выйти замуж за избранника, Тита
Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне
Марковне, никогда не забывая подарков для нее и двух девочек-родственниц,
которых она воспитывает, — сирот Верочки и Марфеньки.
Малиновка,
имение Райского, благословенный уголок, в котором находится место всему,
радующему глаз. Только вот страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает
обитателей дома: по преданию, на дне его в далекие времена «убил за неверность
жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж, портной из города.
Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления».
Радостно
встретила Татьяна Марковна приехавшего на каникулы внука — попыталась было
ввести его в курс дела, показать хозяйство, пристрастить к нему, но Борис
Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его
могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с
грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела представить его
бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным
семейством старичков Молочковых, словно Филемон и Бавкида проживших свой век
неразлучно…
Пролетели
каникулы, и Райский вернулся в Петербург. Здесь, в университете, он сблизился с
Леонтием Козловым, сыном дьякона, «забитым бедностью и робостью». Непонятно,
что могло сблизить столь разных молодых людей: юношу, мечтающего стать учителем
где-нибудь в отдаленном российском уголке, и мятущегося поэта, художника,
одержимого страстями романтического молодого человека. Однако они стали
по-настоящему близки друг другу.
Но
университетская жизнь закончилась, Леонтий уехал в провинцию, а Райский так и
не может сыскать настоящего дела в жизни, продолжая дилетантствовать. И его
беломраморная кузина Софья все кажется Борису Павловичу важнейшей целью в
жизни: пробудить в ней огонь, заставить испытать, что такое «гроза жизни»,
написать о ней роман, нарисовать её портрет… Он проводит у Пахотиных все
вечера, проповедуя Софье истинность жизни. В один из таких вечеров отец Софьи,
Николай Васильевич, приводит в дом графа Милари, «превосходного музыканта и
любезнейшего молодого человека».
Вернувшись
домой в тот памятный вечер, Борис Павлович не может найти себе места: он то
всматривается в начатый им портрет Софьи, то перечитывает начатый некогда очерк
о молодой женщине, в которой ему удалось пробудить страсть и привести её даже к
«падению», — увы, Наташи нет уже в живых, а в исписанных им страницах так и не
запечатлелось подлинное чувство. «Эпизод, обратившийся в воспоминание,
представился ему чужим событием».
Меж
тем наступило лето, Райский получил письмо от Татьяны Марковны, в котором она
звала внука в благословенную Малиновку, пришло письмо и от Леонтия Козлова,
обитавшего поблизости от родового имения Райского. «Это судьба посылает меня…»
— решил Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье
Беловодовой. К тому же случился небольшой конфуз — Райский решился показать
написанный им портрет Софьи Аянову, а тот, посмотрев на работу Бориса
Павловича, вынес свой приговор: «Она тут как будто пьяна». Не оценил портрет по
достоинству и художник Семен Семенович Кирилов, сама же Софья нашла, что
Райский польстил ей — она не такая…
Первое
же лицо, которое Райский встречает в усадьбе, — юная очаровательная девушка, не
замечающая его, занятая кормлением домашней птицы. Весь облик её дышит такой
свежестью, чистотой, грацией, что Райский понимает — здесь, в Малиновке,
суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге.
Радостно
встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой
девушкой), прислуга. Только кузина Вера гостит за Волгой у своей
подруги-попадьи. И вновь бабушка старается увлечь Райского хозяйственными
хлопотами, которые по-прежнему ничуть не интересуют Бориса Павловича — он готов
подарить имение Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны…
В
Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приездом Райского, идет
обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчет приехавшему
помещику, Леонтий Козлов учит детей.
Но
вот сюрприз: Козлов оказался женат, да на ком! На Уленьке, кокетливой дочери
«эконома какого-то казенного заведения в Москве», где держали стол для
приходящих студентов. Все они были понемногу влюблены тогда в Уленьку, один
Козлов не замечал её профиля камеи, но именно за него вышла она в конце концов
и уехала в дальний уголок России, на Волгу. Разные слухи ходят о ней по городу,
Уленька предупреждает Райского о том, что он может услышать, и заранее просит
ничему не верить — явно в надежде на то, что уж он-то, Борис Павлович, не
останется равнодушным к её прелестям…
Вернувшись
домой, Райский находит полную усадьбу гостей — Тит Никонович, Полина Карповна,
все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина усадьбы, бабушкину гордость. А
многие прислали поздравление с приездом. И покатилась по наезженной колее
обычная деревенская жизнь со всеми своими прелестями и радостями. Райский
знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые
выясняют свои отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия
к неверной жене Марине, доверенной прислуги Веры. Вот где кипят истинные
страсти!..
А
Полина Карповна Крицкая? Вот уж кто охотно поддался бы проповедям Райского,
приди ему в голову увлечь эту стареющую кокетку! Она буквально из кожи лезет
вон, чтобы привлечь его внимание, а потом понести по всему городку весть о том,
что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от помешавшейся
на любви барыни.
Тихо,
покойно тянутся дни в Малиновке. Только вот Вера все не возвращается от
попадьи; Борис Павлович же времени даром не теряет — он пытается «образовать»
Марфеньку, выясняя потихоньку её вкусы и пристрастия в литературе, живописи,
чтобы и в ней начать пробуждать подлинную жизнь. Иногда заходит он в домик
Козлова. И однажды встречается там с Марком Волоховым: «пятнадцатого класса,
состоящий под надзором полиции чиновник, невольный здешнего города гражданин»,
как рекомендуется он сам.
Марк
кажется Райскому человеком забавным — он уже успел услышать о нем много ужасов
от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их
импровизированный ужин с непременной жженкой в комнате Бориса Павловича будит
страшащуюся пожаров Татьяну Марковну, и она приходит в ужас от присутствия в
доме этого человека, уснувшего, как собачонка, — без подушки, свернувшись
калачиком.
Марк
Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей — только, в отличие от
Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей
— к тревогам, опасностям, чтению запрещенных книг. Он не думает скрывать своей
простой и циничной философии, которая почти вся сводится к его личной пользе, и
даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости. И Райский увлекается
Марком — его туманностью, его загадкой, но именно в этот момент возвращается
из-за Волги долгожданная Вера.
Она
оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть её Борис Павлович, —
замкнутая, не идущая на откровенные признания и разговоры, со своими маленькими
и большими тайнами, загадками. Райский понимает, насколько необходимо ему
разгадать свою кузину, познать её потаенную жизнь, в существовании которой он
не сомневается ни на миг…
И
постепенно в утонченном Райском пробуждается дикий Савелий: как следит этот
дворовый за своей женой Мариной, так и Райский «во всякую минуту знал, где она,
что делает. Вообще способности его, устремленные на один, занимающий его
предмет, изощрялись до невероятной тонкости, а теперь, в этом безмолвном наблюдении
за Верой, они достигли степени ясновидения».
А
тем временем бабушка Татьяна Марковна мечтает женить Бориса Павловича на дочери
откупщика, чтобы он навсегда уже осел в родных краях. Райский от такой чести
отказывается — столько вокруг загадочного, того, что необходимо разгадать, а он
вдруг ударится по бабушкиной воле в такую прозу!.. Тем более, что событий
вокруг Бориса Павловича, действительно, разворачивается немало. Появляется
молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с
Марфенькой, их взаимное влечение. Вера по-прежнему убивает Райского своим
равнодушием, куда-то исчез Марк Волохов, и Борис Павлович отправляется его
разыскивать. Однако на этот раз и Марк не в состоянии развлечь Бориса Павловича
— он все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о её
равнодушии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в провинциалке
живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского
не шпионить за ней повсюду, оставить её в покое. Разговор заканчивается как
будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьезно
разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому
этого мало…
Татьяна
Марковна Бережкова все-таки хоть в чем-то настояла на своем, и в один
прекрасный день все городское общество звано в Малиновку на торжественный обед
в честь Бориса Павловича. Но благопристойное знакомство так и не удается — в
доме вспыхивает скандал, Борис Павлович открыто говорит почтенному Нилу
Андреевичу Тычкову все, что думает о нем, и сама Татьяна Марковна неожиданно
для себя встает на сторону внука: «Раздулся от гордости, а гордость — пьяный
порок, наводит забвение. Отрезвись же, встань и поклонись: перед тобою стоит
Татьяна Марковна Бережкова!» Тычков с позором изгнан из Малиновки, а покоренная
честностью Райского Вера впервые целует его. Но ничего этот поцелуй, увы, не
означает, и Райский собирается вернуться в Петербург, к привычной жизни,
привычному окружению.
Правда,
в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не
может уехать, ощущая вокруг движение жизни, недоступной ему. Тем более, что
Вера вновь уезжает за Волгу к подруге.
В
её отсутствие Райский пытается выяснить у Татьяны Марковны: что же за человек
Вера, в чем именно скрыты особенности её характера. И узнает, что бабушка
считает себя необычайно близкой с Верой, любит её любовью глубокой,
уважительной, сострадательной, видя в ней в каком-то смысле собственное
повторение. От нее же Райский узнает и о человеке, который не знает, «как
приступиться, как посвататься» к Вере. Это — лесничий Иван Иванович Тушин.
Не
зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Павлович дает Крицкой
увезти себя к ней в дом, оттуда он отправляется к Козлову, где его с
распростертыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед её
чарами…
В
грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин — наконец-то у Райского
появляется возможность увидеть человека, о котором рассказывала ему Татьяна
Марковна. И вновь он одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь
остается, не в состоянии уехать, не разгадав тайну Веры.
Райскому
удается даже Татьяну Марковну встревожить постоянными мыслями и рассуждениями о
том, что Вера влюблена, и бабушка задумывает эксперимент: семейное чтение
назидательной книги о Кунигунде, влюбленной против воли родителей и закончившей
свои дни в монастыре. Эффект оказывается совершенно неожиданным: Вера остается
равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев, благодаря
назидательному роману, объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день
в Малиновку приезжает мать Викентьева, Марья Егоровна, — происходит официальное
сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.
А
Вера?.. Ее избранник — Марк Волохов. Это к нему ходит она на свидания в обрыв,
где похоронен ревнивый самоубийца, это его мечтает она назвать мужем, переделав
сначала по своему образу и подобию. Веру и Марка разделяет слишком многое: все
понятия о нравственности, добре, порядочности, но Вера надеется склонить своего
избранника к тому, что есть правильного в «старой правде». Любовь и честь для
нее — не пустые слова. Их любовь больше напоминает поединок двух убеждений,
двух правд, но в этом поединке все более и более отчетливо проявляются
характеры Марка и Веры.
Райский
все еще не ведает о том, кто избран его кузиной. Он по-прежнему погружен в
загадку, по-прежнему мрачно смотрит на окружающее. А покой городка тем временем
потрясен бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия
безгранично, Райский вместе с Марком пытаются привести Козлова в чувство.
Да,
страсти поистине кипят вокруг Бориса Павловича! Вот уже и из Петербурга
получено письмо от Аянова, в котором старый приятель рассказывает о романе
Софьи с графом Милари — в строгом понятии то, что произошло между ними, —
никакой не роман, но свет расценил некий «ложный шаг» Беловодовой как
компрометирующий её, и тем отношения дома Пахотиных с графом завершились.
Письмо,
которое могло бы совсем еще недавно задеть Райского, особенно сильного
впечатления на него не производит: все мысли, все чувства Бориса Павловича
безраздельно заняты Верой. Незаметно наступает вечер накануне помолвки
Марфеньки. Вера вновь отправляется в обрыв, а Райский ждет её на самом краю,
понимая — зачем, куда и к кому отправилась его несчастная, одержимая любовью
кузина. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к её торжеству, совпавшему
с днем рождения, Райский жестоко бросает в окно Вере, падающей без чувств при
виде этого подарка…
На
следующий день Вера заболевает — ужас её заключается в том, что необходимо
поведать бабушке о своем падении, но сделать это она не в силах, тем более что
дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а
затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается — Борис Павлович рассказывает по
просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.
День
и ночь выхаживает Татьяна Марковна свою беду — она ходит безостановочно по
дому, по саду, по полям вокруг Малиновки, и никто не в силах остановить ее:
«Бог посетил, не сама хожу. Его сила носит — надо выносить до конца. Упаду —
подберите меня…» — говорит Татьяна Марковна внуку. После многочасового бдения
Татьяна Марковна приходит к Вере, лежащей в горячке.
Выходив
Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и
тогда Вера слышит страшное признание бабушки о своем давнем грехе. Некогда в
юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее
с Титом Никоновичем и взял с нее клятву никогда не выходить замуж…
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|