Гюнтер Грасс. Жестяной барабан
Гюнтер Грасс. Жестяной барабан
Гюнтер Грасс. Жестяной барабан
Действие
происходит в XX в. в районе Данцига. Повествование ведется от лица Оскара
Мацерата, пациента специального лечебного заведения, человека, чей рост
прекратился в возрасте трех лет и который никогда не расстается с жестяным
барабаном, поверяя ему все тайны, описывая с его помощью все, что видит вокруг.
Санитар по имени Бруно Мюнстерберг приносит ему пачку чистой бумаги, и он
начинает жизнеописание — свое и своей семьи.
Прежде
всего герой описывает бабушку по материнской линии, Анну Бронски, крестьянку,
которая однажды в октябре 1899 г. спасла от жандармов деда героя, Йозефа
Коляйчека, спрятав его под своими многочисленными широкими юбками. Под этими
юбками в тот памятный день, говорит герой, была зачата его мать Агнес. В ту же
ночь Анна и Йозеф обвенчались, и брат бабки Винцент отвез новобрачных в
центральный город провинции: Коляйчек скрывался от властей как поджигатель. Там
он устроился плотогоном под именем Йозефа Вранка, утонувшего некоторое время
назад, и жил так до 1913 г., пока полиция не напала на его след. В тот год он
должен был перегонять плот из Киева, куда плыл на буксире «Радауна».
На
том же буксире оказался новый хозяин Дюкерхоф, в прошлом мастер на лесопильне,
где работал Коляйчек, который его узнал и выдал полиции. Но Коляйчек не захотел
сдаваться полиции и по прибытии в родной порт прыгнул в воду в надежде
добраться до соседнего причала, где как раз спускали на воду корабль под
названием «Колумб». Однако по пути к «Колумбу» ему пришлось нырнуть под слишком
длинный плот, где он и нашел свою смерть. Поскольку тело его не было
обнаружено, ходили слухи, будто ему все же удалось спастись и он уплыл в
Америку, где стал миллионером, разбогатев на торговле лесом, акциях спичечных
фабрик и страховании от огня.
Через
год бабушка вышла замуж за старшего брата покойного мужа, Грегора Коляйчека.
Поскольку он пропивал все, что зарабатывал на пороховой мельнице, бабушке
пришлось открыть бакалейную лавку. В 1917 г. Грегор умер от гриппа, и в его
комнате поселился двадцатилетний Ян Бронски, сын бабушкиного брата Винцента,
который собирался служить на главном почтамте Данцига. Они с кузиной Агнес
очень симпатизировали друг другу, но так и не поженились, а в 1923 г. Агнес
вышла замуж за Альфреда Мацерата, с которым познакомилась в госпитале для
раненых, где работала медсестрой. Однако нежные отношения между Яном и Агнес не
прекратились — Оскар неоднократно подчеркивает, что склонен скорее считать
своим отцом Яна, нежели Мацерата, Сам Ян в скором времени женился на кашубской
девушке Хедвиг, с которой прижил сына Стефана и дочь Маргу. После заключения
мирного договора, когда область вокруг устья Вислы была провозглашена Вольным
городом Данцигом, в черте которого Польша получила свободный порт, Ян перешел
служить на польскую почту и получил польское гражданство. Чета же Мацератов
после свадьбы откупила разоренную должниками лавку колониальных товаров и
занялась торговлей.
Вскоре
на свет появился Оскар. Наделенный не по-детски острым восприятием, он навсегда
запомнил слова отца: «Когда-нибудь к нему отойдет лавка» и слова матушки:
«Когда маленькому Оскару исполнится три года, он у нас получит жестяной
барабан». Первым его впечатлением стал мотылек, бьющийся о горящие лампочки. Он
словно барабанил, и герой нарек его «наставник Оскара».
Идея
получить лавку вызвала у героя чувство протеста, а предложение матушки
понравилось; сразу осознав, что ему суждено будет всю жизнь оставаться
непонятым собственными родителями, он навсегда расхотел жить, и лишь обещание
барабана примирило его с действительностью. Прежде всего герой не пожелал расти
и, воспользовавшись оплошностью Мацерата, забывшего закрыть крышку погреба, в
свой третий день рождения свалился с лестницы, ведущей вниз. В дальнейшем это
избавило его от хождения по врачам. В тот же день выяснилось, что голосом он
способен резать и бить стекло. Это была для Оскара единственная возможность
сохранить барабан. Когда Мацерат попытался отнять у него пробитый до дыр
барабан, он криком разбил стекло напольных часов. Когда в начале сентября 1928
г., в его четвертый день рождения, барабан попытались заменить другими
игрушками, он сокрушил все лампы в люстре.
Оскару
исполнилось шесть лет, и матушка попыталась определить его в школу имени
Песталоцци, хотя с точки зрения окружающих он еще толком не умел говорить и был
весьма неразвит. Сначала мальчик понравился учительнице по имени фрейлейн
Шполленхауэр, потому что удачно пробарабанил песенку, которую она попросила
спеть, но затем она решила убрать барабан в шкаф. На первую попытку вырвать
барабан Оскар только поцарапал голосом её очки, на вторую — голосом же разбил
все оконные стекла, а когда она попыталась ударить его палкой по рукам, разбил
ей очки, до крови оцарапав лицо. Так окончилась для Оскара учеба в школе, но он
во что бы то ни стало хотел выучиться читать. Однако никому из взрослых не было
дела до недоразвитого уродца, и лишь подруга матушки бездетная Гретхен Шефлер
согласилась учить его грамоте. Выбор книг в её доме был весьма ограничен,
поэтому они читали «Избирательное сродство» Гете и увесистый том «Распутин и
женщины». Учение давалось мальчику легко, но он вынужден был скрывать свои
успехи от взрослых, что было очень трудно и оскорбительно для него. Из
трех-четырех лет, пока продолжалось учение, он вынес, что «в этом мире каждому
Распутину противостоит свой Гете». Но особенно его радовало возбуждение,
которое матушка и Гретхен испытывали от чтения книги о Распутине.
Сначала
мир Оскара исчерпывался чердаком, с которого были видны все близлежащие дворы,
но однажды детвора накормила его «супом» из толченого кирпича, живых лягушек и
мочи, после чего он стал предпочитать дальние прогулки, чаще всего за руку с
матушкой. По четвергам матушка брала Оскара с собой в город, где они неизменно
посещали магазин игрушек Сигизмунда Маркуса, чтобы купить очередной барабан.
Затем матушка оставляла Оскара у Маркуса, а сама шла в дешевые меблированные
комнаты, которые Ян Бронски специально снимал для встреч с нею. Однажды мальчик
сбежал из магазина, чтобы испробовать голос на Городском театре, а когда
вернулся, застал Маркуса на коленях перед матушкой: он уговаривал её бежать с
ним в Лондон, но она отказалась — из-за Бронски. Намекая на приход к власти
фашистов, Маркус, помимо прочего, сказал, что крестился. Однако это ему не
помогло — во время одного из погромов, чтобы не попасть в руки погромщиков, ему
пришлось покончить с собой.
В
1934 г. мальчика повели в цирк, где он встретил лилипута по имени Бебра.
Предвидя факельные шествия и парады перед трибунами, тот произнес пророческие
слова: «Постарайтесь всегда сидеть среди тех, кто на трибунах, и никогда не
стоять перед ними. …Маленькие люди вроде нас с вами отыщут местечко даже на
самой переполненной сцене. А если не на ней, то уж верно под ней, но ни за что
— перед ней». Оскар навсегда запомнил завет старшего друга, и когда однажды в
августе 1935 г. Мацерат, вступивший в нацистскую партию, пошел на какую-то
манифестацию, Оскар, спрятавшись под трибунами, испортил все шествие, барабаном
сбивая оркестр штурмовиков на вальсы и другие танцевальные ритмы.
Зимой
1936/37 г. Оскар разыгрывал из себя искусителя: спрятавшись напротив
какого-нибудь дорогого магазина, он голосом вырезал в витрине небольшое
отверстие, чтобы разглядывающий её покупатель мог взять понравившуюся вещь. Так
Ян Бронски стал обладателем дорогого рубинового колье, которое преподнес своей
возлюбленной Агнес.
Барабаном
поверял Оскар истинность религии: дав барабан в руки гипсовому младенцу Христу
в храме, он долго ждал, когда тот начнет играть, но чуда не произошло. Когда же
его застал на месте преступления викарий Рашцейя, он так и не сумел разбить
церковные окна,
Вскоре
после посещения церкви, в Страстную пятницу, Мацераты всей семьей вместе с Яном
отправились гулять по берегу моря, где стали свидетелями того, как какой-то
мужчина ловил угрей на лошадиную голову. На матушку Оскара это произвело такое
впечатление, что она сначала долго пребывала в шоке, а затем начала в огромных
количествах пожирать рыбу. Кончилось все тем, что матушка скончалась в
городской больнице от «желтухи и рыбной интоксикации». На кладбище Александр
Шефлер и музыкант Мейн грубо выпроводили еврея Маркуса, пришедшего проститься с
покойной. Важная деталь: у кладбищенских ворот местный сумасшедший Лео Дурачок
в знак соболезнования пожал Маркусу руку. Позже, уже на других похоронах, он
откажется пожать руку музыканту Мейну, вступившему в отряд штурмовиков; от
огорчения тот убьет четырех своих кошек, за что будет приговорен к штрафу и за
бесчеловечное отношение к животным изгнан из рядов СА, хотя ради искупления
вины станет особенно усердствовать во время «хрустальной ночи», когда подожгли
синагогу и разгромили лавки евреев. В результате из мира уйдет торговец
игрушками, унося с собой все игрушки, а останется только музыкант по имени
Мейн, который «дивно играет на трубе».
В
тот день, когда Лео Дурачок отказался пожать руку штурмовику, хоронили друга
Оскара Герберта Тручински. Он долгое время работал кельнером в портовом кабаке,
но уволился оттуда и устроился смотрителем в музей — охранять галионную фигуру
с флорентийского галеаса, которая, по поверьям, приносила несчастье. Оскар
служил Герберту своего рода талисманом, но однажды, когда Оскара не пустили в
музей, Герберт погиб страшной смертью. Взволнованный этим воспоминанием, Оскар
особенно сильно бьет в барабан, и санитар Бруно просит его барабанить тише.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|