Евгений Абрамович Баратынский. Бал
Евгений Абрамович Баратынский. Бал
Евгений Абрамович Баратынский. Бал
Поэма
начинается описанием московского бала. Гости съехались, пожилые дамы в пышных
уборах сидят около стен и смотрят на толпу с «тупым вниманием». Вельможи в лентах
и звездах сидят за картами и иногда приходят взглянуть на танцующих. Молодые
красавицы кружатся, «Гусар крутит свои усы,/ Писатель чопорно острится». Вдруг
все смутились; посыпались вопросы. Княгиня Нина вдруг уехала с бала. «В кадрили
весело вертясь,/ Вдруг помертвела! — Что причиной?/ Ах, Боже мой! Скажите,
князь,/ Скажите, что с княгиней Ниной,/ Женою вашею?» — «Бог весть», — отвечает
с супружеским равнодушием князь, занятый своим бостоном. Поэт отвечает вместо
князя. Ответ и составляет поэму.
О
черноглазой красавице княгине Нине много злословят, и не без причины: дом ее еще
недавно был наполнен и записными волокитами, и миловидными юношами,
соблазнительные связи сменяли одна другую; к истинной любви Нина, кажется, не способна:
«В ней жар упившейся вакханки,/ Горячки жар — не жар любви». В своих любовниках
она видит не их самих, но «своенравный лик», созданный в ее мечтах; очарование
проходит, и она оставляет их холодно и без сожаления.
Но
недавно жизнь Нины изменилась: «посланник рока ей предстал».
Арсений
недавно вернулся из чужих краев. В нем нет изнеженной красоты обычных
посетителей дома Нины; на его лице следы тяжелого опыта, в его глазах
«беспечность мрачная», на губах не улыбка, а усмешка. В разговорах Арсений
обнаруживает знание людей, его шутки лукавы и остры, он разборчиво судит об искусстве;
он сдержан и внешне холоден, но видно, что он способен испытывать сильные
чувства.
Достаточно
опытный, Арсений не сразу поддается обаянию Нины, хотя та и употребляет все
известные ей средства, чтобы привлечь его; наконец «всемогущее мгновенье»
сближает их. Нина «полна блаженства жизни новой»; но Арсений уже через два-три
дня опять таков, как прежде: суровый, унылый и рассеянный. Все попытки Нины
развлечь его бесполезны.
Наконец
она требует объяснений: «Скажи, за что твое презренье?» Нина боится, что
Арсения отталкивает мысль о ее бурном прошлом; воспоминания тяжелы и ей самой.
Она просит Арсения бежать с нею — хотя бы в Италию, которую он так любит — и там,
в безвестности и спокойствии, провести остаток жизни. Арсений молчит, и Нина не
может не заметить «упорного холода» его души; отчаявшаяся Нина плачет и называет
свою несчастную любовь казнью свыше за грехи. Тут уверениями в любви Арсений на
время успокаивает Нину.
На
следующий вечер любовники мирно сидят в доме Нины; Нина дремлет, Арсений в задумчивости
что-то небрежно рисует на визитной карточке и вдруг нечаянно восклицает: «Как
похож!» Нина уверена, что Арсений рисовал ее портрет; смотрит — и видит
женщину, вовсе на нее не похожую: «жеманная девчонка/ Со сладкой глупостью в глазах,/
В кудрях мохнатых, как болонка,/ С улыбкой сонной на устах!» Сначала Нина гордо
заявляет, что не верит, чтобы такая могла быть соперницей для нее; но ревность
мучает ее: лицо мертвенно бледно и покрылось холодным потом, она чуть дышит,
губы посинели, и на «долгое мгновенье» она почти теряет дар речи. Наконец Нина
умоляет Арсения рассказать ей все, признается, что ревность убивает ее, и говорит,
между прочим, что у нее есть кольцо с ядом — талисман Востока.
Арсений
берет Нину за руку и рассказывает, что у него была невеста Ольга, голубоглазая
и кудрявая; он рос с ней вместе. После помолвки Арсений ввел в дом Ольги своего
друга и вскоре приревновал к нему; на укоризны Арсения Ольга отвечает «детским
смехом»; взбешенный Арсений оставляет ее, затевает ссору с соперником, они
стреляются, Арсений тяжело ранен. Выздоровев, Арсений уезжает за границу.
Впервые утешиться, по его словам, он смог только с Ниной.
На
исповедь Арсения Нина не отвечает ничего; видно только, что она измучена.
Еще
несколько недель прошли в размолвках и «несчастливых» примирениях. Однажды —
Арсений не был у Нины уже несколько дней — Нине принесли письмо, в нем Арсений
прощался с ней: он встретил Ольгу и понял, что его ревность была «неправой и смешною».
Нина
не выезжает и никого не принимает, отказывается от пищи и «недвижная, немая,/
Сидит и с места одного/ Не сводит взора своего». Вдруг к ней приходит муж:
смущенный странным поведением Нины, он упрекает ее за «причуды» и зовет на бал,
где, между прочим, должны быть молодые — Арсений с Ольгой. «Странно ожи-вясь»,
Нина соглашается, принимается за давно забытые наряды и, видя, как она
подурнела, решается впервые нарумяниться, чтобы не дать молодой сопернице
торжествовать над нею. Однако выдержать бал у нее не было силы: ей стало дурно,
и она уезжает домой.
Глубокая
ночь. В спальне Нины слабо горит лампада перед иконой. «Кругом глубокий,
мертвый сон!» Княгиня сидит «недвижима», в бальном наряде. Появляется старая
няня Нины, поправляет лампаду, «и свет нежданный и живой/ Вдруг озаряет весь
покой». Помолившись, няня собирается уходить, вдруг замечает Нину и начинает
жалеть и упрекать ее: «И что в судьбе твоей худого? […] Ты позабыла Бога…»
Целуя на прощанье руку Нины, няня чувствует, что та «ледяно-холодна»,
взглянувши в лицо, видит: «На ней поспешный смерти ход:/ Глаза стоят, и в пене
рот…» Нина исполнила данное Арсению обещание и отравилась.
Поэма
кончается сатирическим описанием пышных похорон: к дому князя съезжается одна
карета за другою; важное молчание толпы сменяется шумным говором, и сам вдовец
вскоре уже занят «жарким богословским преньем» с каким-то ханжой. Нину хоронят
мирно, как христианку: о ее самоубийстве свет не узнал. Поэт, который обедал у нее
по четвергам, лишенный обедов, почтил ее память стишками; их напечатали в «Дамском
журнале».
Г.
В. Зыкова
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|