Эмиль Золя. Тереза Ракен
Эмиль Золя. Тереза Ракен
Эмиль Золя. Тереза Ракен
Роман
начинается с предисловия, написанного после первого издания романа. Автор
объясняет, что его произведение не было понято. По словам Э. Золя, смысл книги —
изучить не характеры, а темпераменты. Перед ним стояла цель научная: «Я просто-напросто
исследовал два живых тела, подобно тому, как хирурги исследуют трупы». (Следует
иметь в виду, что в этом, т.е. в рассмотрении общества с физиологической точки
зрения, в сущности, и заключается суть натурализма — направления, ярким
образцом которого и является роман Э. Золя «Тереза Ракен»)
Собственно
роман начинается с описания маленькой галантерейной лавки в парижском пассаже,
которую содержат Тереза Ракен и её тетя лет 60-ти — г-жа Ракен. Живут они в этом
же здании, на верхних этажах.
Прежде
г-жа Ракен торговала галантереей в Верноне, однако потом после смерти мужа
закрыла дело и вела жизнь отшельницы: сняла домик на берегу Сены, где и проводила
все время с сыном Камиллом и племянницей Терезой.
Камилл
всё детство был болезненным ребёнком, но мать всё-таки отвоевала его у смерти.
Последствия все же налицо: Камилл маленького роста, тщедушный и хилый. Так и остался
невеждой.
Терезу
привёз из Алжира капитан Деган, брат г-жи Ракен. Она на 2 года младше Камилла.
Мать её, туземка, умерла, а Деган, т. к. девочка была записана на его имя,
отдал её своей сестре (г-же Ракен) на воспитание. Тереза окружена заботой,
растёт здоровой, но за ней ухаживают так же, как за больным Камиллом. Она пьёт
с ним его лекарства. Все это сделало её слишком послушной и даже безразличной.
Вскоре
Тереза и Камилл женятся; то, что это произойдёт, они знали ещё с детства.
Поэтому никаких перемен в их жизнь это не приносит: после первой ночи, которую
молодожёны проводят вместе, Камилл «всё так же болезненно-вял»…
После
свадьбы он решительно заявляет, что намерен поселиться в Париже. Так все
семейство обосновывается в пассаже Пон-Неф и Г-жа Ракен снова открывает
галантерейную лавку, в которой торгует вместе с Терезой. Камилл получает
должность в управлении Орлеанской железной дорогой. Раз в неделю, по четвергам,
семейство принимает гостей. Приходит полицейского коммисара Мишо (давнего
знакомого г-жи Ракен) со своим сыном Оливье и старый Гриве, который работает
вместе с Камиллом.
Однажды
Камилл привёл Лорана, вместе с которым в детстве ходил в школу. Оказывается, он
тоже служит в управлении Орлеанской железной дороги, т. е. они с Камиллом —
коллеги. Отец Лорана хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако бездельник Лоран
гулял с друзьями вместо занятий. Пробовал заняться живописью, но из этого
ничего не вышло. Теперь он работает, а с этого вечера он — постоянный
четверговый гость у Ракенов.
Лоран
пишет портрет Камилла, а потому часто бывает у него в квартире. Постепенно
Лоран и Тереза становятся любовниками. У Лорана — корыстные интересы, ему нужны
деньги Терезы. Свидания любовников проходят у Ракенов, прямо в их супружеской
спальне. Вскоре, они понимают, что Камилл им только мешает, и у Лорана
появляется мысль убить его.
Однажды
они втроем отправляются кататься в лодке по реке Сене. Лоран выбрасывает
Камилла за борт. Камилл пытался сопротивляться и даже укусил Лорана за шею, но все
же Лоран добивается своего: Камилл утонул. Все обставляется так, как будто
лодка перевернулась, и Лоран, спасая Терезу, не успел помочь другу.
Сначала
г-жа Ракен очень горюет из-за смерти сына, однако вскоре жизнь входит в прежнее
русло, хотя четверговые встречи даже и не прекращались. Через год Тереза и Лоран
решают пожениться, однако эту идею высказывают не сами, а обставляют все так,
что мысль об их замужестве произносится впервые вслух гостями и г-жой Ракен.
Но
вскоре молодожёны понимают, что вместе они просто не могут находиться: им всюду
мерещится труп Камилла. Рубец на шее Лорана, оставленный сопротивляющимся
Камиллом, не заживает и постоянно беспокоит нового мужа Терезы. Даже в постели
молодожёнам кажется, что между ними лежит тело утопленника.
Лоран
вновь увлекается живописью, его друг отмечает, что получается очень неплохо,
однако портреты похожи друг на друга, и Лоран понимает, что все его рисунки
(даже рисунки животных!) похожи на утопленника Камилла. Отношения между Терезой
и Лораном становятся невыносимыми… Часто Лоран бьёт свою жену.
Г-жу
Ракен разбивает паралич, постепенно она перестаёт двигаться и даже говорить. По
разговорам племянницы и её мужа она вдруг понимает, что они — убийцы её сына. В
глазах её — ужас. Вскоре Тереза и Лоран уже говорят о том, что они убили
Камилла, не стесняясь присутствия г-жи Ракен. Однажды на традиционной
четверговой вечеринке старуха собирает все свои силы. Она привлекает внимание
гостей и пальцем выводит на столе: «Тереза и Лоран у…» (убийцы), однако не успевает
дописать самое главное слово, силы покидают её, а гости думают, что она хотела
написать «Тереза и Лоран удивительно заботятся обо мне».
Тереза
пытается каяться. Целыми днями она вымаливает у старухи прощение, но вскоре
пускается в распутство. И Тереза, и Лоран боятся, что один из них расскажет все
в полиции. Оба решают убить друг друга. Лоран покупает пузырёк цианистого калия,
а Тереза точит нож. Каждый замечает действия другого. В итоге, сначала Тереза,
а сразу же за ней и Лоран выпивают отравленную воду. «Сраженные, они рухнули
друг на друга, обретя утешение в смерти. Губы молодой женщины коснулись шеи
мужа — того места, где остался шрам от зубов Камилла. Трупы пролежали всю ночь
на полу столовой, у ног г-жи Ракен, скрюченные, безобразные, освещённые
желтоватыми отсветами лампы. Почти двенадцать часов, вплоть до полудня, г-жа
Ракен, неподвижная и немая, смотрела на них, уничтожая их своим тяжёлым
взглядом, и никак не могла насытиться этим зрелищем».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|