Дэвид Герберт Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей
Дэвид Герберт Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей
Дэвид Герберт Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей
В
1917 г. Констанция Рейд, двадцатидвухлетняя девушка, дочь известного в свое
время художника Королевской академии сэра Малькома Рейда, выходит замуж за
баронета Клиффорда Чаттерлея. Через полгода после свадьбы Клиффорд, все это
время участвовавший в войне во Фландрии,.возвращается обратно в Англию с
тяжелейшими ранениями, в результате которых нижняя часть тела его остается
парализованной. В 1920 г. Клиффорд и Констанция возвращаются в имение Рагби —
родовое имение Чаттерлеев. Это угрюмое место: большой низкий дом, начатый в
XVIII в. и постепенно изуродованный пристройками. Дом окружен прекрасным парком
и лесом, но из-за столетних дубов виднеются трубы каменноугольных копей,
которыми владеют Чаттерлеи, с тучами дыма и копоти. Чуть ли не у самых ворот
парка начинается рабочий поселок — нагромождение старых, грязных домишек с
черными крышами. Даже в безветренные дни воздух насыщен запахом железа, серы и
угля. Обитатели Тавершала — так называется рабочий поселок — кажутся такими же
оборванными и угрюмыми, как и вся эта местность. Никто здесь не здоровается с
хозяевами, никто не снимает перед ними шапки. С обеих сторон ощущается
непроходимая пропасть и какое-то глухое раздражение.
Клиффорд
после увечья стал чрезвычайно застенчив. Правда, с окружающими он держится то
оскорбительно-надменно, то скромно и почти робко. Он не кажется одним из
современных женственных мужчин, наоборот, со своими широкими плечами и румяным
лицом он выглядит даже старомодно, одет всегда чрезвычайно элегантно, однако
при кажущейся своей властности и самостоятельности без Конни (сокращенное от
Констанции) он совершенно беспомощен: он нуждается в ней хотя бы для того,
чтобы сознавать, что живет. Клиффорд честолюбив, он начал писать рассказы, а
Конни помогает ему в его работе. Однако, по мнению сэра Малькома, отца Конни,
его рассказы хоть и умны, но в них ничего нет. Так проходит два года. Через
некоторое время сэр Мальком замечает, что его дочери крайне не идет её
«полудевство», она чахнет, худеет, и подсказывает ей идею завести любовника.
Беспокойство овладевает ею, она ощущает, что потеряла связь с настоящим и живым
миром.
Зимой
в Рагби на несколько дней приезжает писатель Микаэлис. Это молодой ирландец,
уже сделавший большое состояние в Америке своими остроумными пьесами из
светской жизни, в которых едко высмеивает лондонское высшее общество, сначала
пригревшее его, а затем, прозрев, выбросившее его на помойку. Несмотря на это,
в Рагби Микаэлису удается произвести впечатление на Конни и на некоторое время
стать её любовником. Однако это вовсе не то, по чему бессознательно томится её
душа. Микаэлис слишком эгоистичен, в нем мало мужественности.
В
имение часто приезжают гости, в основном литераторы, которые помогают Чаттерлею
рекламировать его творчество. В скором времени Клиффорд уже считается одним из
самых популярных писателей и зарабатывает на этом большие деньги. Бесконечные
разговоры, происходящие между ними, об отношениях полов, об их нивелировании
утомляют Конни. Клиффорд видит грусть и неудовлетворенность жены и признается,
что был бы не против, если бы она родила ребенка от кого-то другого, но при
условии, что между ними все осталось бы по-старому. Во время одной из прогулок
Клиффорд знакомит Конни с их новым лесником, Оливером Меллерсом. Это высокий,
стройный, молчаливый человек лет тридцати семи, с густыми светлыми волосами и
рыжими усами. Он сын углекопа, но у него манеры джентльмена и его даже можно
назвать красивым. Особенное впечатление на Конни производит какое-то
отчужденное выраже ние его глаз. Он много перенес в своей жизни, в молодости с
отчаяния и неудачно женился на женщине, которая была намного старше него и
впоследствии оказалась злой и грубой. В 1915 г. его призвали в армию, чем та и
воспользовалась, чтобы уйти к другому, оставив его матери на попечение
маленькую дочь. Сам же Меллерс дослужился до лейтенанта, но после смерти своего
полковника, которого очень уважал, решил выйти в отставку и поселиться в родных
местах.
Конни
любит гулять в лесу и поэтому время от времени происходят её случайные встречи
с лесником, способствующие возникновению взаимного интереса, пока внешне ничем
не выраженного. В гости к Конни приезжает её сестра Хильда и, обратив внимание
на болезненный вид сестры, заставляет Клиффорда нанять для себя сиделку и
лакея, чтобы его жене не приходилось надрываться, ухаживая за ним. С появлением
в доме миссис Болтон, очень приятной пятидесятилетней женщины, долгое время
проработавшей сестрой милосердия при церковном приходе в Тавершале, Конни
приобретает возможность больше времени уделять себе; с Клиффордом она теперь
проводит в беседах лишь вечера до десяти часов. Остальное время в основном
поглощают её невеселые думы о бесполезности и бесцельности её существования как
женщины.
Гуляя
однажды по лесу, Конни обнаруживает сторожку для высадки фазанов, рядом с
которой Меллерс мастерит клетки для птиц. Удары топора лесника звучат
нерадостно; он недоволен, что кто-то нарушил его одиночество. Тем не менее он
разжигает в сторожке очаг, чтобы Конни согрелась. Наблюдая за Меллерсом, Конни
просиживает в сторожке до самого вечера. С этого дня у нее входит в привычку
ежедневно приходить на поляну и наблюдать за птицами, за тем, как из яиц
вылупляются цыплята. По ей самой неизвестной причине Конни начинает ощущать,
как растет её отвращение к Клиффорду. К тому же она еще никогда так остро не
чувствовала агонию женского начала в себе. Теперь у нее есть только одно
желание: пойти в лес к наседкам. Все остальное кажется ей больным сном. Однажды
вечером она прибегает к сторожке и, лаская цыпленка, будучи не в силах скрыть
своей растерянности и отчаяния, роняет на его нежный пушок слезу. С этого
вечера Меллерс, прочувствовавший трогательность и душевную красоту Конни,
становится её любовником. С ним Конни раскрепощается и впервые осознает, что
значит любить глубоко и чувственно и быть любимой. Их связь длится несколько
месяцев. Конни хочет иметь от Оливера ребенка и выйти за него замуж. Для этого,
прежде всего, Меллерсу необходимо оформить развод со своей прежней женой, чем
он и занимается.
Клиффорд
оставляет писательский труд и с головой уходит в обсуждение со своим
управляющим промышленных вопросов и модернизацию шахт. Отчуждение между ним и
Конни увеличивается. Видя, что она уже не так необходима мужу, как прежде, она
решает уйти от него насовсем. Но прежде на месяц уезжает вместе с сестрой и
отцом в Венецию. Конни уже знает, что беременна, и с нетерпением ждет появления
на свет своего ребенка. Из Англии до нее доходят вести, что жена Меллерса не
желает давать ему развода и распускает по поселку порочащие его слухи. Клиффорд
увольняет лесника, и тот уезжает в Лондон. Вернувшись из Венеции, Конни
встречается со своим возлюбленным, и оба они окончательно утверждаются в своих
намерениях жить вместе. Для Клиффорда известие о том, что Конни от него уходит,
является ударом, который ему помогает пережить миссис Болтон. Влюбленным для
того, чтобы обрести свободу и развестись, необходимо полгода жить вдали друг от
друга. Конни на это время уезжает к отцу в Шотландию, а Оливер работает на
чужой ферме и собирается впоследствии обзавестись своей собственной. И Конни, и
Оливер живут единственно надеждой на скорое воссоединение.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|