Артур Миллер. Это случилось в Виши
Артур Миллер. Это случилось в Виши
Артур Миллер. Это случилось в Виши
Действие
разворачивается во Франции в 1942 г. Камера предварительного заключения. На
скамье сидят несколько мужчин и мальчик лет пятнадцати, на лице каждого —
тревога и страх, всех их схватили прямо на улице и доставили сюда немецкие
солдаты. Задержанные теряются в догадках — что это, проверка документов или
что-нибудь похуже? У художника Лебо прямо на улице измерили нос. Ловят евреев?
Сам он предполагает, что всех их, скорее всего, направят на принудительные
работы в Германию. Рабочий Байяр слышал, что последнее время в Тулузе
устраивают облавы на евреев. А что случается с ними потом? Отправляют в
концлагерь?
Актер
Монсо, жизнерадостный молодой человек, недоверчиво качает головой. При чем тут
концлагерь? Немало народу едет на работу в Германию добровольно — все получают
двойной паек. Но Байяр качает головой: вагоны с людьми заперты, оттуда бьет в
нос вонь — добровольцев так не запирают.
Маршан,
хорошо одетый делец, держится брезгливо, не принимает участия в общем разговоре
и часто поглядывает на часы. Завидев в коридоре майора и профессора Гофмана, он
заявляет, что должен первым войти в кабинет, потому что торопится в министерство
снабжения. Ему это позволяют.
Дискуссия
возобновляется. Легковерный Монсо по-прежнему рисует радужные перспективы: его
кузена послали в Освенцим, и тот пишет, что очень доволен, его там даже научили
класть кирпичи. Байяр морщится: фашистам доверять нельзя, лучше с ними совсем
не иметь дела.
Среди
задержанных — князь фон Берг. Это вызывает недоумение у всех, особенно у
психиатра Ледюка. Тому всегда казалось, что аристократия поддерживает любой
реакционный режим. Фон Берг спокойно объясняет ему, что, конечно, некоторые
поддерживают, но многие дорожат именем, семьей и не хотят позорить их
коллаборационизмом. фашизм — величайший взрыв хамства, и хотя бы поэтому не
может найти союзников у настоящих аристократов. Утонченные люди не могут
преследовать евреев, превращать Европу в тюрьму.
Дверь
кабинета открывается, оттуда выходит, пятясь, Маршан, он держит в руке пропуск.
У задержанных затеплилась надежда — ведь Маршан явно еврей, а его все же
отпустили.
Монсо
советует всем держаться поуверенней, не выглядеть жертвой — у фашистов особый
нюх на обреченных. Надо заставить их поверить, что ты не изгой.
А
вот марксист Байяр считает, что приспосабливаться, изворачиваться — постыдно.
Проклятая буржуазия продала Францию, впустила фашистов, желая уничтожить
французский рабочий класс. Чтобы чувствовать себя сильным, надо опираться на
передовую коммунистическую идеологию.
Ледюк
пытается спорить с Байяром: разве идеология может помочь, когда тебя пытают,
причиняют физическую боль? А фон Берг, широко раскрыв глаза, непосредственно
спрашивает: разве большинство фашистов не из рабочих? Аристократ, в отличие от
Байяра, делает ставку на личность — только сильной личности нельзя задурманить
голову ложной идеей.
Вызванные
после Маршана Байяр и официант назад не возвращаются, Среди задержанных ползет
слух, что в кабинете каждого заставляют спустить брюки — проверяют, не
обрезанный ли, и, если ты еврей, отправляют в концлагерь и сжигают в печи.
Решительный
Ледюк предлагает попытаться бежать, его поддерживают Лебо и мальчик, которого мать
послала, в ломбард заложить обручальное кольцо.
Процедуру
проверки документов и последующего осмотра проводят майор, капитан и профессор.
Капитан и профессор — законченные антисемиты, и у них не возникает никаких
сомнений в правильности собственных действий. Майор же — новичок в этом деле,
он только что прибыл с фронта, и его явно шокирует то, чем ему проходится
заниматься. Поняв, что задержанные замыслили побег, он предупреждает Ледюка,
что их стережет вовсе не один часовой, как они предполагали, — на улице тоже
стоит вооруженная охрана.
Люди
постепенно, один за другим, исчезают за дверями кабинета. В камере остаются
только Ледюк и фон Берг. Последний пытается развеять тотальный пессимизм
психиатра — не все люди плохи, в мире много по-настоящему порядочных людей.
Ледюк, не сомневаясь в личной порядочности аристократа, уверен, что тот не
может не радоваться, что фашисты отпустят его, убедившись в ошибке. Это
утверждение глубоко ранит фон Берга. Сам он чувствует отвращение даже к
бытовому антисемитизму, а когда у него в Австрии арестовали трех музыкантов из
его собственного оркестра и, как он впоследствии выяснил, уничтожили, фон Берг
был близок к самоубийству.
Ледюк
просит, чтобы князь сообщил его семье, что с ним случилось. У них было надежное
укрытие, но у жены сильно разболелись зубы, вот он и пошел в город за
лекарством, тут-то его и схватили. В кабинет вызывают фон Берга и почти сразу
же выпускают, вручив пропуск, который аристократ без колебания вручает Ледюку.
Сегодняшний опыт научил фон Берга: чтобы совесть была спокойна, мало
сопереживать, испытывать чувство вины, надо действовать, совершать поступки.
Ледюк колеблется лишь мгновение, потом, взяв у фон Берга пропуск, исчезает в
коридоре.
Дверь
отворяется, выходит профессор. Он вызывает следующего, но, увидев неподвижно
сидящего на скамье и глядящего в пустоту фон Берга, все понимает и поднимает
тревогу. В конце коридора появляются четверо новых людей — новые арестованные.
Их гонят сыщики. Арестованные входят в камеру и садятся на скамью, озирая потолок
и стены. У них еще все впереди.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|