рефераты рефераты
Главная страница > Религиозные темы в русской печати начала ХХ века  
Религиозные темы в русской печати начала ХХ века
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Религиозные темы в русской печати начала ХХ века

Религиозные темы в русской печати начала ХХ века

Религиозные темы в русской печати начала ХХ века.

После закрытия лучших русских журналов “Современник” и “Русское слово”, их редакторы Некрасов и Благосветов решили арендовать у Краевского его пришедший в упадок журнал “Отечественные записки”. Это был характерный для этого периода тип общественно-политического ежемесячника с хорошо поставленным отделом публицистики, адресованным мыслящей образованной публике. Важное место в публицистике начинают занимать публикации на религиозно-нравственную тему. Об этом пишут Достоевский, Вл.Соловьев, Розанов и другие.

“Русское богатство” (1876) - один из крупных журналов в России, он приобретает особое значение в 80-е гг., когда издателями его становятся члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е.Оболенский. Это ежемесячное издание с философским, нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. издание переходит в руки публицистов-народников С.Н.Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах журнала с идеями марксизма, критика изданий “легального марксизма”. В ней участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Но в целом издание носило демократический характер. Особенно этому способствовала публицистическая деятельность В.Г.Короленко.

Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Часть из них закрылась, многие партийные газеты стали вновь издаваться за границей или нелегально. Многие литераторы и журналисты вновь перешли от острых политических тем к религиозно-нравственным и философским размышлениям и поискам. Ярким примером такого типа публицистики были статьи известного сборника “Вехи”.

Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др. Только во время революции 1905--1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов.

Именно такого рода газеты и журналы выражали интересы общественных классов и политических партий, оказывали идейное, политическое, психологическое и организационно-практическое воздействие на социально-экономическую и духовную жизнь народов России.

В России рубеж веков ознаменовался переориентацией взглядов известных мыслителей. В 1901 г. в журнале «Мир Божий», известном как один из органов «легальных марксистов», с рядом статей выступил Н. А. Бердяев. Уже в первой, имевшей название «Борьба за идеализм», он заявил об отказе от марксизма и о переходе на позиции идеалистической философии. Н. А. Бердяев (1874-1948) -- религиозный философ, публицист, по мнению современных западных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворявшим идеи русского духовного ренессанса начала ХХ в. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков, первыми начавшие переоценку марксистских взглядов, подчеркивали в своих статьях, появившихся в самом начале столетия, что в вопросе о социально-экономическом развитии России они продолжают оставаться на марксисткой точке зрения, но хотят дополнить учение К. Маркса, где практически игнорируются интересы отдельной личности, проблемами этики. По словам С. Н. Булгакова, кризис, переживаемый марксизмом (имелась в виду критика учения К. Маркса, усилившаяся в западной науке), имеет не экономический, не политический, а моральный характер. Основную мысль русских критиков марксизма Л. З. Слонимский -- автор журнала «Вестник Европы», известный своими выступлениями против идей К. Маркса и их последователей, сформулировал так: «Нужно человеком быть и свое право на образ и подобие Божества нельзя уступить ни за какие блага мира, ни за счастье и довольство свое или хотя бы всего мира, ни за власть и успех в жизни».

Считая, что марксизм воодушевляет своих сторонников верой в близкий и закономерный приход иного, совершенного общества и поэтому он силен не научными, а утопическими взглядами, Бердяев и Булгаков предлагали марксистам заменить их веру другой -- христианской, или мистико-идеалистической. Таким образом, разными путями представители русской философской и творческой мысли приходили к идее христианства, обновленного, оплодотворенного современной философской мыслью.

В 1901 г. по инициативе петербургских литераторов-символистов Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, философа В. В. Розанова, издателя «Журнала для всех» В. С. Миролюбова, редактора «Мира искусства» художника А. Бенуа и других в Петербурге начинаются заседания религиозно-философских собраний, в которых принимают участие и наиболее прогрессивные представители православной церкви: преподаватели Петербургской духовной академии А. Карташев и В. Успенский, чиновник Святейшего синода В. Тернавцев, редактор журнала «Миссионерское обозрение» В. Скворцов и др. На заседаниях, отчеты о которых печатались в 1903 г. в журнале «Новый путь» (начал выходить в январе), обсуждались проблемы свободы совести и веротерпимости, общественной роли церкви и ее взаимоотношений с государством, религиозные основы брака, семьи и т. д. Разрешенные сначала К. Победоносцевым, в 1904 г. собрания были запрещены, так как не все то, о чем там говорилось, соответствовало догматам ортодоксальной церкви. Они еще раз ненадолго возобновились, но гораздо позже.

В журнале «Новый путь» были опубликованы первые критические опыты А. Блока вместе с 10-ю стихотворениями. В книге «Ранний Блок» Петр Перцов пишет: «Наш литературный кружок той осенью (1902 г.) готовился к своему боевому делу -- создавался журнал «Новый путь». Журнал религиозно-философский -- орган недавно открытых кипевших тогда полной жизнью петербургских первых религиозно-философских собраний, где впервые встретились с друг другом две глубокие струи -- традиционная мысль традиционной церкви и новаторская мысль с бессильными взлетами и упорным стремлением -- мысль так называемой «интеллигенции»… И, наряду с этим, вырисовывалась другая задача: нужно было дать какой-нибудь простор новым литературным силам, уже достаточно обозначившимся и внутренно окрепшим к тому времени, но все еще не имевшим своего «места» в печати, почти сплошь окованной «традициями», более упорными чем официальная церковность. Все эти «декаденты», «символисты» -- как они тогда именовались, -- так быстро затем, во второй половине десятилетия, захватившие поле сражения, -- еще не знали для себя пристанища, не имели где приклонить голову…

Итак, той осенью небольшой «декадентский» кружок собрался издавать (без денег и без возможности платить гонорар) синтетический «новый путь». Направление журнала было небывалым, в его программе упоминалось имя Владимира Соловьева, а в конце каждого номера публиковался отчет религиозно-философских собраний. Выпустить этот журнал оказалось непросто: приходилось иметь дело с двумя цензурами -- светской и духовной. Последняя была особенно сурова -- она стояла и на пути стихов Блока, большие буквы которых, обращенные к какой-то «Прекрасной Даме», могли смутить любого цензора. Но небольшой хитростью цензура была обойдена, и в марте 1903 года в журнале появился цикл А. Блока «Из Посвящений». В него вошли стихи: 1. «Предчувствую тебя. Годы проходят мимо…», 2. «Новых созвучий ищу на страницах…», 3. «Гадай и жди. Среди полночи…», 4. Старик («Под старость лет, забыв святое…»), 5. «Когда святого забвения…», 6. «Я отрок, зажигаю свечи…», 7. «Экклесиаст» («Благословляя свет и тень…»), 8. «Я к людям не выйду навстречу…», 9. «Царица смотрела заставки…», 10. «Верю в Солнце Завета…».

К стихам Блока подобрали четыре созвучные иллюстрации -- «Благовещение» Леонардо да Винчи из Уффицы, ее деталь -- голову Марии, фреску Беато Анжелико из флорентийского монастыря св. Марии и алтарный образ работы М. Нестерова из Владимирского собора в Киеве.

В этой же книжке журнала напечатаны и рецензии Блока на перевод «Героинь Овидия» Д. Шестакова и на книжку «Близость второго пришествия Спасителя» полковника Бейнингена. Сухо-иронически излагает Блок «идеи» отставного полковника, вычислившего на досуге время второго пришествия. Это первая рецензия Блока, четкая, ясная и краткая. Рационально-религиозное сочинение Бейнингена чуждо Блоку, критик, чутко уловив фальшь положительно-математического сочинения, иронично заключает: «Неужели же арифметика откроет нам тот день и час, когда придет Сын Человеческий?».

«Новый путь», «беспрограммная программа которого должна была вести куда-то вдаль» выходил два года. В нем публиковались произведения А. М. Ремизова, в феврале вышла книжка Сологуба, мартовский номер должен был быть отдан З. Н. Гиппиус, но она уступила Блоку.

В декабре 1904 года вышла последняя книжка «Нового пути», а с 1905 года он был заменен «Вопросами жизни». Георгий Чулков вспоминает, что «новый журнал был солиднее, умнее, убедительнее, внушительнее своего неосторожного предшественника. В отделе поэзии и художественной прозы, где я собрал всех символистов, журнал значительно выиграл…». В этом журнале публиковались Сологуб, Вячеслав Иванов, Блок.

В 1902 г. вышел из печати сборник философских статей, где были опубликованы работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка -- известных в России философов-идеалистов и др. Несмотря на сугубо научный характер и название «Проблемы идеализма» сборник вызвал большой общественный резонанс. Именно в статьях этой книги произошла окончательная переоценка и марксизма и материализма, на ее страницах Н. А. Бердяев обосновал «этический принцип личности как самоцели и абсолютной ценности». «Нравственность, -- писали авторы сборника во введении -- есть безусловное признание в каждом человеке его духовного «я» и безусловное уважение к его правам».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://revolution.allbest.ru



рефераты
Новости