рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая: Типы и формы государства  
Курсовая: Типы и формы государства
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая: Типы и формы государства

Курсовая: Типы и формы государства



ПЛАН.



ВВЕДЕНИЕ.

  1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.


  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.


  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.


  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение


Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального и административно-территориального устройства , политический режим.


























Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются:
  1. Количество властвующих в государстве
  2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
  1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
  2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
  3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
  4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
  1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным . Типом государства называется "совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы"1 . "Исторический


1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23



тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2
Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа 3. "Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над

1 Теория государства и права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа :
  1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.4
Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .

1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий неограниченное право
2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма государственного правления позволяет уяснить :
  • Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
  • Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
  • Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
  • В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
  • Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;
  • Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
  • В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;
  • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
  • Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ).
Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика
– разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:
  • Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
  • Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности :
  • Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ;
  • Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
  • Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма;
  • В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
  • Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;
  • Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:
  • Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
  • Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
  • Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
  • Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
  • Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:
  • Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
  • Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
  • В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают . Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным . Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
  • В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности.
  • В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене.
  • В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов :
  1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения.
  2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
  3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
  1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
  2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.).
  3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление "национального гнета". Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в целом и России в частности.
Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки :
  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями.
  2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта.
  3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
  4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации.
  5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.
Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут установить дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения их общих интересов.
  1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.
  2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого гос. бюджета.
  3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе.
  4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.
  5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.)
Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права ( уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые при создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных . Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства , субъекты международных отношений.
Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор . Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.
Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и насильственные.
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное собрание ; для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия . Можно выделить наиболее общие черты , присущие той или иной разновидности государственного режима .
Антидемократический режим имеет следующие признаки:
  • Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти , это соотношение государства и личности . Если государство в лице его различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .
  • Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
  • В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
  • В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.
  • В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни.
  • В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата , военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.
  • В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований , особенно национальных меньшинств.
  • В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть ) . Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом . Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно , захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал , построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим движением , политической партии , правящей элитой , политическим лидером, вождем народа , в большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую , а другие стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом . Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд . Особенности регионов не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым , неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,
как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти .
При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества .
Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества . Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря . Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.
Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма , прежде всего характеризуемую националистической идеологией , представлениями о превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм основывается на национальной расистской демагогии , которая возводится в ранг официальной идеологии . Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности , решение геополитических , социалистический задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный режим , ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В их основе лежат определенные общественные и политические движения , в которых внедряются национальные идеи , популистские лозунги, геополитические интересы , и т.д..
Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм собственности , дается простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в конституции , но и становятся осуществимыми. Таким образом , экономическую основу либерализма составляет частная собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от финансового положения партий.
Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем :
  1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности , которая составляет материальную основу благополучия.
  2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина , его возможность выражать собственное мнение .
  3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.
  4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия .
  5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.
  6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности населения.
  7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
  8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.
  9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества , поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень преступности .
Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов : форма правления , форма государственного устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.





















ИСТОЧНИКИ



  1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
  2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
  3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.
  4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.
  5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
  6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.
  7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.




рефераты
Новости