Доклад: Реформы Петра I
Доклад: Реформы Петра I
Реформы
Петра I
Реформы нач.
XVIII в. завершали процессы, которые на протяжении нескольких веков определяли
ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного
привилегированного сословия — дворянства, становление самодержавного
государственного строя и пр. Хотя свои преобразования Петр проводил без
определенной системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили
ее. При этом царь-реформатор действовал энергично и жестко, не считаясь со
средствами и не жалея людей.
В сфере
социально-экономической важнейшей мерой была подушная перепись 1718 — 1724 гг.
(до этого переписи были подворными). Именно эта перепись окончательно
закрепостила основную массу населения, лишив ее возможности свободно
передвигаться по стране и самостоятельно выбирать себе занятие. На основе
переписи была введена паспортная система, облегчившая борьбу с крестьянскими
побегами.
Крестьяне и
посад были обложены подушной податью, увеличившей доходы государства (в 1724 г.
по ср. с 1680-м — в 3 раза). В то же время Петр принял меры по консолидации
своей главной опоры — сословия феодалов. В 1714 г. Указ об единонаследии
уничтожил различие между поместьем и вотчиной, которые в равной степени
объявлялись наследственным владением. При этом их нельзя было дробить: земли
могли быть переданы лишь одному из наследников. Вводя подобное ограничение,
Петр рассчитывал принудить большинство дворян "хлеба своего искать
службою".
Петр пытался
развивать и промышленное производство, необходимое для вооружения армии,
создания флота и пр. При нем в России было создано более 100 мануфактур —
металлургических, суконных, парусно-полотняных и пр. Главным инициатором
создания этих мануфактур было государство, которое затем нередко передавало их
в руки частным лицам при условии регулярных поставок продукции в казну. Вопрос
о рабочей силе Петр решил по-крепостнически: в 1722 г. владельцы мануфактур
получили право приписывать (покупать) к предприятиям крепостных. Подневольный
труд стал определяющим на мануфактурном производстве. Тем не менее поначалу оно
смогло удовлетворить потребности государства в железе, сукне, парусине и пр.
Серьезные
перемены произошли в сфере государственного устройства. В 1711 г. был учрежден
Сенат, заменивший Боярскую думу. Права Сената были широки, хотя и несколько
неопределенны: контроль над правосудием, решение бюджетных вопросов; через
Сенат происходило назначение на различные должности. В отличие от Боярской
думы, представлявшей интересы аристократии, Сенат был сугубо бюрократическим
органом, формируемым царем и полностью зависящим от него.
В 1717 — 1721
гг. громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами —
коллегиями, названными так вследствие их устройства: во главе каждой стоял не
один начальник, а Совет из 5 человек во главе с президентом. Всего коллегий
было 11. Три из них назывались главными: Военная, Морская и Иностранных дел;
три занимались финансами — Камер-, Штатс-контор- и Ревизион-коллегии; три —
торговлей и промышленностью — Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии; земельными
делами ведала Вотчинная коллегия; местными судебными учреждениями —
Юстиц-коллегия. На правах коллегий было создано еще два учреждения: Главный
магистрат (1720), с помощью которого самодержавная власть пыталась
контролировать деятельность купечества и богатых горожан; с помощью Синода
(1721) — церкви.
При всех
недостатках эта система явилась заметным шагом вперед по организации
самодержавно-бюрократического управления. Меньше удалась областная, или губернская,
реформа (1708 — 1710), по которой страна была разделена на восемь губерний,
отличных друг от друга и по территории и по численности населения. Губернии
делились на провинции, а те — на уезды. Во главе каждой губернии был поставлен
губернатор, который обладал всей полнотой власти и чья деятельность слабо
контролировалась.
Были созданы
громадные штаты чиновников, которые стали вызывать неудовольствие и центра —
недобросовестной службой, и местного населения — многочисленными поборами.
Важную роль в становлении новой бюрократии сыграла "Табель о рангах"
(1722), впервые поставившая в основу служебной карьеры не знатность рода, а
личную выслугу каждого чиновника.
Важнейшим
достижением было создание регулярной армии и военно-морского флота. С нач. XVIII
в. проводились рекрутские наборы: крестьяне поставляли рекрутов в армию, а
горожане — во флот. Дворяне составляли офицерский корпус. Военная служба была
практически пожизненной.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
|