Доклад: Поучение Владимира Мономаха
Доклад: Поучение Владимира Мономаха
Поучение
Владимира Мономаха.
Значительное
развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха
(1053--1125).
В 1113 г. во
время большого Киевского восстания на Киевский стол был приглашен сын великого
князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого -- Владимир Мономах, который фактически
участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем
оказывал большое влияние на государственные
дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами
и победами над половцами.
Политическая
программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: “Поучение детям”, “Послание
Олегу Черниговскому” и “Отрывок”
(Автобиография), в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий
великого князя, взаимоотношения церкви
и государства, принципы отправления правосудия
в стране.
Политическое
содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в “Поучении”, где
ведущее место занимает проблема
организации и осуществления верховной власти. Моно- мах советует будущим
великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в
стране “беззакония” и “неправды”,
правосудие вершить “по правде”. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять
князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее
беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание кровной мести
вылилось у него в полное неприятие смертной казни: “Ни права, ни крива не
убивайте и не повелевайте убито его”. Даже если по тяжести своих деяний кто и
будет достоин смерти *“аще будет повинен смерти”), все равно “не погубляйте
никоторая же хрестьяны”. Призыв не “мстить” рассматривается в “Поучении” не
только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.
Мономах
разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит
при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и
необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать
предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн,
поскольку всем народам уготовано место
на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения
мира. Все споры возможно разрешать “добром” в том случае, если недовольные
князья напишут “грамоту” со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны
(“мужами крови”), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть
определяющим мотивом в политике.
При решении
вопроса о взаимоотношениях светской и духовной
властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он “чтил чернеческий и поповский
чин”, но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые “малым добрым
делом” стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят
“одиночество, чернечество и голод” в поисках личного спасения.
С начавшимся
вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) процессом
феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться.
Воспитанные в лучших традициях
древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской зелий,
мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого
русского государства на отдельные государства-княжества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|