рефераты рефераты
Главная страница > Доклад: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110)  
Доклад: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110)
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Доклад: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110)

Доклад: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110)

ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ

ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(1060-1110)

1. Предмет исследования.

Анализируется отрывок «Повести временных лет», записи с 1060 (6568) по
1110 (6618) включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент летописи.

2. Исторические условия.

Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого (1019-1054).
Это – период складывания феодальной раздробленности. Власть самовластных
правителей удельных княжеств - местных князей - все более усиливается,
все сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее
становится власть Великого киевского князя, которая после смерти
Мстислава Великого (1125-1132) становится чисто номинальной.
Междоусобные войны между удельными князьями опустошают Русскую землю.
Каждый из них руководствуется своими личными меркантильными интересами,
заботится лишь о благе и процветании собственного княжества, стремится
подчинить себе соседей, возвыситься над ними, сев на киевский стол. В
силу этих и множества других причин каждое отдельное княжество
оказывается неспособным своими силами противостоять иноземным
нашествиям. Более того, очень часто русские князья в собственные
междоусобицы втягивают войска соседних народов: поляков, половцев и
других. Все это, без сомнения, со всех сторон ослабляло Древнерусское
государство.

3. Образ иноплеменников.

В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются разнообразные
народы, с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и
греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие
другие.

Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого фрагмента
«Повести временных лет» встречаются упоминания о половцах - обитателях
поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских
княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под 1061
годом: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю», – сообщает
летописец.

Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и
выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако этот
термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует
в несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное
«поганый» происходит от латинского «paganus», что значит «язычник».
Поэтому, называя половцев «погаными», автор «Повести временных лет»
прежде всего имеет в виду их конфессиональную принадлежность, или,
вернее сказать, отсутствие таковой. Более десяти раз в анализируемом
фрагменте применяется этот эпитет.

Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к
иноплеменникам, является их конфессиональность. Отсутствие у половцев
принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а
в отдельных случаях и неприязнь летописца.

Наиболее сильные эпитеты применяет автор «Повести временных лет» к
врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением
Киево-Печерского монастыря половцы характеризуются и как «безбожные
враги», «окаянные». Половецкий хан Боняк удостоился даже названия
«шелудивым» и сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями»,
– оскорбителями, прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей.
Некрещеные иноплеменники для него – «безбожные сыны Измаиловы, посланные
в наказание христианам», проливающие христианскую кровь, губящие
христианские души и русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что
отсутсвие христианской веры во врагах было главным для летописца,
определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к воинственным
иноплеменникам.

4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников.

Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему
осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного
толкование. Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых,
свойственных человеку того времени позиций.

Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические
события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему
мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое
событие происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле
всевышнего. Именно Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы,
направляет их благие действия. Однако в то же время он же и направляет
врагов на разграбление земель христиан. Это – наказание Господне за
грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068 году летописец
сообщает: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда
в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от
дъявольского соблазна» [122]. И далее: «Когда же впадает в грех
какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием
поганых...» [122]. В записи за 1093 год можно прочитать: «Это Бог
напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы
воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь
бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего»
[159].

В пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой,
совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных
праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как
господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После
двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники
Вознесения Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он
приводит слова библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни
ваши в рыдание» [160].

Точно так же трактуются автором «Повести временных лет» и природные
явления, которые становятся для него «знамениями», предвещающими исход
сражения. «Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в
птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают:
или войну предвещают, или голод, или смерть» [121]. Знамение называется
добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если
происходит обратное. За 1102 годом хронист записал: «Знамения ведь
бывают одни к злу, другие же к добру» [202].

Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их
междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной
силы привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не
могут противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным
набегам соседей. На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются
прекратить усобицы: «Зачем губим русскую землю, сами между собой
устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между
нами идут войны» [188]. В этом фрагменте, безусловно, вразилась и воля
самого летописца. Положить конец бесконечным распрям удельных
властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам
иноплеменников, восстановить величие и могущество Руси – вот истинный
посыл и страстное желание автора «Повести временных лет», к несчастью,
как показала история, лишенное всяческой надежды на осуществление.

Здесь и далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании:

Повесть временных лет (Перевод Д.С. Лихачева). Серия Азбука-Классика. М,
1997.

рефераты
Новости