Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия при заданных условиях
Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия при заданных условиях
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Факультет "Автотракторный"
Кафедра "Эксплуатации автомобильного транспорта"
Специальность "Организация и безопасность движения"
Реферат
Тема работы:
Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного
проишествия при заданных условиях
Дисциплина:
Экспертиза дорожно-транспортных проишествий
Латыпова Эмиля Ринатовича
Группа АТ-563
Челябинск 2010 г.
Перечень вопросов подлежащих разработке
1. С какой скоростью двигался автомобиль ВАЗ-2114 гос. № М 693
НТ 45 перед началом торможения?
2. На каком расстоянии от места наезда на пешехода располагался
автомобиль ВАЗ-2114 гос. № М 693 НТ 45 в момент возникновения опасности?
3. Каков остановочный путь автомобиля ВАЗ-2114 гос. № М 693 НТ
45 в сложившейся дорожно-транспортной ситуации?
4. Располагал ли водитель автомобиля ВАЗ-"2114" гос.
№ М 693 НТ 45 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода?
5. Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны
были руководствоваться в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля
ВА№-2114 гос. № М 693 НТ 45 и пешеход с целью предупреждения ДТП?
6. Своевременно ли принял меры к снижению скорости водитель автомобиля
ВАЗ-2114 гос. № М 693 НТ 45?
Аннотация
Экспертиза дорожно-транспортных
происшествий. - 2010 г., ___ с. библиогр. список - 2 наим.1 лист чертежей ф. А3.
Целью работы является
закрепление знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, применительно
к одному из направлений получения знаний - безопасность дорожного движения, для
решения конкретных задач по дисциплине "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий".
Результатом работы должно
стать выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия при
заданных условиях.
Введение
Развитие автомобильного
транспорта вызывает необходимость решения многих проблем, среди которых наиболее
важной и актуальной является проблема обеспечения безопасности дорожного движения.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются
наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее
транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий
связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения.
Наиболее многочисленной
и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние
8 лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась
на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов.
Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного
движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние
аварийности в России.
Работа направлена на
закрепление студентами знаний по дисциплине "Экспертиза дорожно-транспортных
происшествий". В ходе выполнения работы студенты закрепляют знания, полученные
на лекционных и практических занятиях, применительно к одному из конкретных направлений
получения знаний - безопасность дорожного движения.
Краткие обстоятельства дела
"22" сентября
2010 г. около "14" час "25" минут напротив дома № "12"
по ул. Красного Урала в г. Челябинске, при движении от пр. Победы к Комсомольскому
пр. водитель автомобиля ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ 45 произвел наезд на пешехода
Биельтан К.Э., двигавшуюся в поперечном автомобилю направлении справа налево по
ходу движения транспортного средства.
ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ ПОСТАВЛЕНЫ
ВОПРОСЫ
1. С какой скоростью
двигался автомобиль ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ 45 перед началом торможения?
2. На каком расстоянии
от места наезда на пешехода располагался автомобиль ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ 45
в момент возникновения опасности?
3. Каков остановочный
путь автомобиля ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ 45 в сложившейся дорожно-транспортной
ситуации?
4. Располагал ли водитель
автомобиля ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ 45 технической возможностью предотвратить
наезд на пешехода применением экстренного торможения в момент возникновения опасности?
5.
Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны были руководствоваться
в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля ВАЗ - 2114 гос.
№ М 693 НТ 45 и пешеход с целью предупреждения ДТП?
Своевременность принятия водителем мер к снижению скорости при
возникновении опасности.
Для разрешения поставленных
вопросов в распоряжение эксперта предоставлены следующие материалы:
Копия справки о дорожно-транспортном происшествии от "22"
сентября 2010г.
Копия протокола осмотра места происшествия от "22"
сентября 2010 г.
Копия схемы к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия
от "22" сентября 2010 г.
Копия протокола следственного эксперимента от "22"
сентября 2010 г.
Копия протокола осмотра автомобиля ВАЗ - 2114 гос. № М 693 НТ
45 от "22" сентября 2010 г.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Место ДТП: ул. Красного Урала, напротив дома № 12 в г. Челябинске.
Профиль участка дороги: горизонтальный.
Тип дорожного покрытия: асфальт.
Состояние дорожного покрытия: мокрый асфальт.
Ширина проезжей части 7 м. Горизонтальная разметка отсутствует.
Транспортное средство: автомобиль ВАЗ - 2114 (далее автомобиль
ВАЗ), технически исправен, загрузка - 100 %;
Расположение транспортного средства после наезда на пешехода
и остановки зафиксировано в схеме к протоколу осмотра места дорожно - транспортного
происшествия от "22" сентября 2010 г.
После наезда и остановки автомобиль ВАЗ располагался на расстоянии
2,20 м от правого края проезжей части до переднего правого колеса и 1,9 м до правого заднего колеса (из схемы к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия
от "22" сентября 2010 г.).
Наезд на пешехода автомобилем ВАЗ совершен в процессе торможения.
После места наезда автомобиль ВАЗ, перемещаясь в заторможенном
состоянии, продвинулся до места остановки на 18 м (из схемы к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия от "22" сентября
2010 г.).
Длина следа блокировки Sю автомобиля ВАЗ 24-м (из схемы к протоколу
осмотра места дорожно-транспортного происшествия от "22" сентября 2010 г.).
Начало следа блокировки
колес расположено на расстоянии 0,4 м от правого края проезжей части по ходу движения
автомобиля (из схемы к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия
от "22" сентября 2010 г.).
Таблица 1 - Вариант
дорожно-транспортного происшествия
№ варианта
|
16
|
Направление движения пешехода (по ходу
движения ТС)
|
|
Наличие (отсутствие нерегулируемого
пешеходного перехода)
|
-
|
Количество полос для движения в данном
направлении
|
1
|
Тип ТС
|
л/а
|
Загрузка ТС
|
100%
|
Состояние покрытия ПЧ, коэффициент
сцепления
|
0.4
|
Пол, возраст пешехода, темп его движения
|
Ж,15, б. ш.
|
Скорость движения ТС, км/ч
|
Н. з
|
Полоса движения ТС
|
1
|
Наличие (отсутствие) объектов, ограничивающих
обзорность, контрастность одежды пешехода
|
-
|
Условные обозначения:
справа налево.
л/а - легковой автомобиль.
Ж - женщина.
б. ш. - быстрый шаг.
/п - следы торможения
оставлены колесами передней оси.
Примечание: При определении
исходных данных использованы предоставленные в распоряжение эксперта материалы и
следующая справочно-нормативная литература:
Городокин, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий:
учебное пособие / В.А. Городокин. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. - 27с.
Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: ООО
"ИДТР", 2010. - 48 с.
Характер поведения пешехода: вне пешеходного перехода,
в светлое время суток, пешеход пересекал проезжую часть справа налево по ходу движения
транспортного средства, преодолев с момента возникновения опасности (Sn) 1,75 м, со скоростью (Vn) 1,77 м/с.
1 c - время реакции водителя автомобиля
ВАЗ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации.
0.1 с - время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля
ВАЗ.
0,2 с - время нарастания замедления автомобиля ВАЗ.
3,9 м/с - замедление автомобиля ВАЗ в данных дорожных условиях.
L = 2460 мм - база автомобиля ВАЗ-2114
При контакте с пешеходом на автомобиле ВАЗ установлены следующие
повреждения:, вмятина на капоте со средней глубиной деформации на расстоянии 0,6 м от правой боковой поверхности автомобиля ВАЗ (из справки о дорожно-транспортном происшествии от
"22" сентября 2010г.).
S = 18 м - расстояние, на которое переместился автомобиль ВАЗ в заторможенном
состоянии после места наезда до остановки (из схемы к протоколу осмотра места дорожно-транспортного
происшествия от "22" сентября 2010 г.).
Вопрос № 1.
Скорость автомобиля ВАЗ перед началом торможения, определяется
по приводимой ниже формуле, и составляла около 51 км/ч.
Расположение автомобиля ВАЗ относительно места наезда в момент
возникновения опасности Sa определяется
по приведенной ниже формуле и в момент выхода пешехода на проезжую часть составляла
около 14 м.
Остановочный путь автомобиля
ВАЗ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации определяется по приводимой ниже
формуле и составлял около 42 м.
дорожное транспортное
происшествие экспертиза
Для решения вопроса о наличии или отсутствии
у водителя автомобиля ВАЗ технической возможности предотвратить наезд на пешехода,
следует сравнить между собой величину остановочного пути автомобиля ВАЗ (So), составляющую около 42 м, с дальностью расположения автомобиля от места наезда в момент возникновения опасности для движения (Sa), составляющего 14 м.
Учитывая тот факт, что в момент возникновения опасности автомобиль
ВАЗ располагался от места наезда на расстоянии менее величины остановочного пути
транспортного средства, можно сделать вывод о том, что в сложившейся дорожно-транспортной
ситуации водитель автомобиля ВАЗ не располагал технической возможностью предотвратить
наезд на пешехода, применив экстренное торможение в момент возникновения опасности.
В указанной дорожно-транспортной
ситуации, учитывая тот факт, что выход пешехода вынуждал водителя автомобиля применять
экстренное торможение, можно сделать вывод о том, что пешеход должен был руководствоваться
следующими требованиями Правил дорожного движения:
п.4.3 ч.1 Правил дорожного
движения, согласно которым пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным
переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
п.4.5 Правил, согласно которым при пересечении проезжей части
вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных
средств.
Соответственно, в сложившейся дорожно-транспортной ситуации,
следует сделать вывод о том, что водитель автомобиля ВАЗ должен был руководствоваться
следующими требованиями Правил дорожного движения: п.10.1 ч.2 Правил согласно
которым при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить,
он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Однако даже руководствуясь
требованиями Правил дорожного движения он не располагал технической возможностью
предотвратить наезд на пешехода, применив экстренное торможение в момент возникновения
опасности
Выводы
По результатам проведенного
исследования необходимо сделать следующие выводы:
Вопрос № 1
Скорость автомобиля
ВАЗ перед началом торможения составляла около 51 км/ч.
Вопрос № 2
Расположение автомобиля
ВАЗ относительно места наезда в момент возникновения опасности Sa определяется по
формуле и равно 14м
Вопрос № 3
Остановочный путь автомобиля
ВАЗ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации составлял около 38 м.
Вопрос № 4
В сложившейся дорожно-транспортной
ситуации водитель автомобиля ВАЗ не располагал технической возможностью предотвратить
наезд на пешехода, применив экстренное торможение в момент возникновения опасности.
Вопрос № 5
В сложившейся дорожно-транспортной
ситуации в действиях пешехода усматривается несоответствие требованиям п.4.3 ч.1,
п.4.5 Правил дорожного движения.
Соответственно, в сложившейся
дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя автомобиля ВАЗ несоответствий
требованиям правил дорожного движения не усматривается.
В данной курсовой работе закреплялись знания, полученные
на лекционных и практических занятиях, применительно к одному из направлений получения
знаний - безопасность дорожного движения, для решения конкретных задач по дисциплине
"Экспертиза дорожно-транспортных происшествий".
В данной дорожно-транспортной ситуации в действиях
пешехода усматривается не соответствие требованиям п.4.3 ч.1, п.4.5 Правил дорожного
движения. Соответственно, в сложившейся дорожно-транспортной ситуации в действиях
водителя автомобиля ВАЗ несоответствий требованиям правил дорожного движения не
усматривается.
Список литературы
1. Городокин, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных
происшествий: учебное пособие / В.А. Городокин. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ,
2006. - 27с.
2. Правила дорожного движения Российской
Федерации. - М.: ООО "ИДТР", 2010. - 48 с.
A
|