Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора
Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора
Участие прокурора в
рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора
надзор судебное
постановление прокурор
Пересмотр
судебных актов, вступивших в законную силу, — самостоятельная стадия
хозяйственного процесса по проверке обеспеченности законности и обоснованности
решений хозяйственных судов, осуществляющих рассмотрение дел по первой
инстанции, постановлений хозяйственного суда, который пересматривает решения в
кассационном порядке, постановления надзорной инстанции.
Исключение
составляют постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь, которые являются окончательными и пересмотру не подлежат.
Протесты в
порядке надзора вправе согласно ст. 301 ХПК приносить:
1)
Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Генеральный прокурор — на судебные постановления
любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений
Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
2)
заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда и заместители Генерального
прокурора — на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике
Беларусь, за исключением постановлений Президиумам и Пленума Высшего
Хозяйственного Суда;
Статьей 301
ХПК установлен исчерпывающий перечень и компетенция лиц, имеющих право
принесения протестов на вступившие в законную силу постановления хозяйственных
судов. Председатель хозяйственного суда области или г. Минска, а также прокурор
области или г. Минска такого права не имеют.
Согласно
ст.302 ХПК хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных
постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и
кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь.
Хозяйственным
судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного
Суда республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь.
В
соответствии со ст. 302 ХПК в системе хозяйственных судов функционируют две
судебно-надзорные инстанции - Президиум и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.
При этом в Президиум Высшего Хозяйственного Суда приносятся протесты на
судебные постановления, принятые хозяйственными судами первой, апелляционной и
кассационной инстанций.
По протестам
Председателя Высшего Хозяйственного Суда они могут быть пересмотрены в порядке
надзора Пленумом Высшего Хозяйственного Суда, который является последней
инстанцией рассматривающей дело.
Компетенция
Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда, правила подготовки и порядок
проведения их заседаний, а также оформление их постановлений устанавливаются
ХПК, а также Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных
судах в Республике Беларусь» и Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
В статье 304
ХПК установлены порядок обращения, форма и содержание жалобы о пересмотре
судебного постановления в порядке надзора.
Жалоба в
порядке надзора направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право
принесения протеста, а не через хозяйственный суд, принявший постановление, как
это предусмотрено в отношении подачи кассационной жалобы (протеста); она должна
иметь только установленную ХПК письменную форму и реквизиты; должна быть
подписана тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного
постановления, или его представителем.
Представитель
может выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных
документов, в которых должно быть специально оговорено полномочие на обращение
с жалобой в порядке надзора (ч. 1 ст. 79 ХПК).
Жалоба в
порядке надзора должна содержать перечень документов, которые приложены к ней,
надлежащим образом заверенных копий обжалуемых судебных постановлений, принятых
по данному делу; прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной
пошлины; направления другим лицам, участвующих в деле, копий жалоб в порядке надзора
и приложенных к ней документов; необходимые данные о представителе, если жалоба
подписана им, а также документальное подтверждение его полномочий.
Согласно ст.
305 ХПК вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами,
имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня
ее поступления в Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь, Генеральную
Прокуратуру Республики Беларусь.
Жалоба в
порядке надзора возвращается, если:
– не
соблюдены требования, предъявляемые ХПК к форме и содержанию жалобы в порядке
надзора;
– жалоба в
порядке надзора подана по истечении установленного срока и отсутствует
ходатайство о его восстановлении;
– до принятия
жалобы в порядке надзора к рассмотрению от лица, подавшего жалобу, поступило
заявление о ее возвращении;
– лицом,
подавшим жалобу в порядке надзора, не исчерпаны все имеющиеся средства правовой
защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций и причины,
по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба (протест),
признаны неуважительными.
Если жалоба в
порядке надзора подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о
его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на ее подачу решается лицами,
имеющими право принесения протеста в порядке надзора.
После
устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы в
порядке надзора, такая жалоба может быть вновь подана лицом, имеющим право
принесения протеста в порядке надзора, в порядке, установленном ХПК.
Приказом
Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О
регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением
законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и
общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования»
управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов
Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска,
Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным,
городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к
организации эффективного надзора за исполнением законодательства в
экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов
субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по
хозяйственным спорам.
В случаях
выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать
предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального
устранения и восстановления законности.
При истребовании
из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами
процессуального права, так и разъяснением Прокуратуры Республики Беларусь и
Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г.
№07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе
участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в
законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела
прокурорам следует составлять мотивированное заключение.
Статья 306
ХПК определяет порядок принятия к рассмотрению жалобы в порядке надзора
соответствующим должностным лицом Высшего Хозяйственного Суда или Генеральной
Прокуратуры Республики Беларусь. Данный вопрос решается должностным лицом
единолично.
Жалоба в порядке
надзора, поданная с соблюдением требований, предусмотренных ХПК, должна быть
принята к рассмотрению лицами, имеющими право принесения протеста в порядке
надзора.
Производство
в порядке надзора считается возбужденным с момента поступления жалобы в порядке
надзора в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру
Республики Беларусь, если она не подлежит возвращению.
Процессуально
принятие жалобы в порядке надзора к рассмотрению ничем не оформляется. Если
жалоба не была возвращена, значит, она принята к производству в порядке
надзора.
Согласно ст.
308 ХПК жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим
право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со
дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную
Прокуратуру Республики Беларусь.
Если имеются
сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение
об истребовании дела.
Должностные
лица, указанные в ст. 301 ХПК, вправе истребовать дело из соответствующего
хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на
вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии поводов и
оснований, предусмотренных настоящей статьей.
Поводами к
истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в
ст. 303 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела
или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу
судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по
иным основаниям.
Основаниями
для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или
ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.
Решение об
истребовании дела излагается в письменной форме и направляется в хозяйственный
суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который должен не позднее пяти
дней со дня его получения направить истребуемое дело в Высший Хозяйственный Суд
Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.
Решение об
отказе в истребовании дела и принесении протеста принимается, если из жалобы в
порядке надзора и представленных документов видно, что доводы, изложенные в
ней, не могут повлечь отмену судебного постановления, либо по неуважительным
причинам пропущен срок подачи жалобы в порядке надзора, либо по неуважительным
причинам не была подана кассационная жалоба (протест).
Решение об
отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается в письменной форме,
подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему
жалобу в порядке надзора.
Если в
результате истребования дела должностное лицо, имеющее право принесении
протеста в порядке надзора, после проверки дела в порядке надзора не найдет
оснований для принесения протеста, принимается решение об отказе в принесении
протеста, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.
В ответе на
жалобу в порядке надзора должны быть указаны:
– имя
должностного лица, принявшего решение;
– время и
место принятия решения;
– дело, по
которому принято решение;
– имя
(наименование) лица, подавшего жалобу;
– основание,
по которому отказано в истребовании дела и принесении протеста;
– разъяснение
лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, права на обжалование принятого по ней
решения.
В случае
отказа в принесении протеста в порядке надзора жалоба в порядке надзора и копии
обжалуемых судебных постановлений остаются в хозяйственном суде надзорной
инстанции или Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Рассмотрение
жалобы в порядке надзора является стадией надзорного производства, целью
которого является предварительное изучение обжалуемого судебного постановления
на предмет обнаружения наличия либо отсутствия оснований для его пересмотра.
К основаниям
для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора ХПК относит
существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права.
Нормы
материального права считаются нарушенными существенно, если хозяйственный суд
не применил закон, подлежащий применению; применил закон, не подлежащий
применению; неправильно истолковал закон.
Если при
рассмотрении жалобы в порядке надзора прокурор установит названные выше
существенные нарушения (ст. 314 ХПК), то он в соответствии со ст. 309 ХПК
приносит протест на вступившее в законную силу судебное постановление.
Протест,
оформленный в соответствии с требованиями ст. 310 ХПК, вместе с делом
направляется в хозяйственный суд надзорной инстанции, в компетенцию которого
входит его рассмотрение.
Копия
протеста в порядке надзора направляется лицом, участвующим в деле, не позднее
пяти дней со дня принесения протеста в хозяйственный суд надзорной инстанции.
Должностное
лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе до начала рассмотрения дела
отозвать протест с обоснованием причин его отзыва. При этом лица, участвующие в
деле, извещаются об отзыве протеста в порядке надзора.
Согласно ст.
311 ХП К хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке
надзора без рассмотрения, если:
– протест
принесен без поводов, предусмотренных ст. 308 ХПК, и (или) к нему не приложены
соответственно жалоба, представление или ходатайство;
– протест не
отвечает требованиям, установленным ст. 310 ХПК.
Оставление
протеста в порядке надзора без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ч. 1
ст. 311 ХПК, не препятствует после устранения выявленных нарушений повторному
принесению протеста.
Статьей 312
ХПК установлены порядок и сроки рассмотрения протеста в хозяйственном суде
надзорной инстанции.
Хозяйственный
суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании
протеста, принесенного в соответствии со ст. 310 ХПК.
Протесты
включаются в повестку дня хозяйственного суда надзорной инстанции в порядке
очередности их поступлении. Хозяйственный суд надзорной инстанции не вправе
рассматривать в судебном заседании дела, не включенные в повестку дня.
Протесты
рассматриваются Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в
срок не более двух месяцев, а Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь — в срок не более трех месяцев со дня поступления протеста в
соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции.
Лицо,
принесшее протест, а также лица, участвующие в деле, вправе участвовать в
заседании хозяйственного суда надзорной инстанции. Неявка указанных лиц не препятствует
рассмотрению дела в хозяйственном суде надзорной инстанции.
Лица,
участвующие в деле, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела
и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела.
После
выступлений лиц, участвующих в деле, и лиц, присутствующих в судебном
заседании, хозяйственный суд надзорной инстанции принимает постановление в
закрытом заседании.
Порядок
рассмотрения протестов в хозяйственном суде надзорной инстанции регулируется
Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», а
также Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
В
соответствии со ст. 313 ХПК при рассмотрении дела в порядке надзора
хозяйственный суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования
норм материального и процессуального права хозяйственными судами первой,
апелляционной и кассационной инстанций на основании материалов, имеющихся в
деле.
Рассмотрение
дела в порядке надзора осуществляется на основании материалов, имеющихся в
деле. Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд надзорной инстанции
новые материалы, на которых они основывают свои доводы о незаконности и
необоснованности принятых судебных постановлений.
Новые
материалы могут быть также приложены к жалобе в порядке надзора или протесту
должностного лица, обладающего правом его принесения. Однако, если эти
материалы не были предметом изучения хозяйственным судом при рассмотрении дела
по существу, они не могут быть положены в основу постановления надзорной
инстанции.
В случае если
в протесте ставится вопрос о пересмотре судебного постановления в части,
хозяйственный суд надзорной инстанции, не связанный доводами протеста, должен
рассмотреть опротестованное судебное постановление в целом. В случае же если
протест принесен на судебное постановление одной из нижестоящих судебных
инстанций, хозяйственный суд надзорной инстанции обязан рассмотреть вопрос о
законности и обоснованности всех состоявшихся по делу судебных постановлений,
несмотря на просьбу протеста.
Проверка законности
и обоснованности судебного постановления осуществляется как в отношении прав и
обязанностей лиц, обжаловавших судебные постановления, так и в отношении прав и
обязанностей лиц, не обратившихся с жалобой, а также в отношении прав и
обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле, если хозяйственный суд
разрешил вопрос об их правах или охраняемых законом интересах.
Согласно ст.
315 ХП К хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:
– оставить
судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной
инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной
инстанции без изменения, а протест — без удовлетворения;
– отменить
судебное постановление хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной
инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной
инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;
– отменить
судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной
инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной
инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения
либо прекратить производство по делу;
– оставить в
силе одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;
– изменить
либо отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной
и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда
нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не
передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и
толковании норм материального и (или) процессуального права, но все
обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимыми
доказательствами.
Хозяйственный
суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по
делу (ст. 149 ХПК) либо оставить иск без рассмотрения (ст. 151 ХПК) в случае,
если обстоятельства, влекущие принятие такого постановления, не требуют
проверки в суде первой инстанции. Совершение перечисленных процессуальных
действий, влечет процессуальные последствия, указанные в ст. 150,152ХПК.
Хозяйственному
суду надзорной инстанции предоставлено право при наличии определенных условий
отменить опротестованные судебные постановления и вынести новое постановление.
Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе вынести новое постановление по
делу, не направляя его на новое рассмотрение, в случае если:
1)
обстоятельства дела установлены хозяйственным судом полно и правильно, но
допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или)
процессуального права;
2)
обстоятельства дела основаны на проверенных доказательствах, которым
хозяйственный суд первой, апелляционной, кассационной и (или) нижестоящей
надзорной инстанций дал надлежащую оценку и остаются неизмененными.
Новое
судебное постановление может быть принято хозяйственным судом надзорной
инстанции только в том случае, если лицам, участвующим в деле, были обеспечены
равные возможности для защиты своих прав, представления своих доводов и возражений
при рассмотрении дела в порядке надзора.
В
соответствии со ст. 317 ХПК в постановлении хозяйственного суда надзорной
инстанции по результатам рассмотрения дела должны быть указаны:
– номер дела,
дата и место принятия судебного постановления; состав суда, принявшего
постановление, фамилия и инициалы судьи-докладчика; фамилия и инициалы лиц,
присутствовавших в заседании, с указанием их полномочий;
– полное имя
(наименование) лица, подавшего жалобу в порядке надзора, если протест принесен
в связи с такой жалобой;
– полные
имена (наименования) лиц, участвующих в деле;
– краткое
изложение сущности дела;
–
наименования хозяйственных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной
и кассационной инстанциях, или хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции,
даты принятия и краткое содержание принятых судебных постановлений;
– доводы,
изложенные в жалобе в порядке надзора;
– доводы,
изложенные в протесте в порядке надзора;
– объяснения
лиц, присутствовавших в судебном заседании;
– ссылки на
законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался
хозяйственный суд надзорной инстанции при принятии судебного постановления;
доводы, по которым суд не применил законодательные и иные нормативные правовые
акты, на которые ссылалось лицо, принесшее протест;
– при
изменении или отмене судебных постановлений — мотивы, по которым хозяйственный
суд надзорной инстанции не согласился с выводами хозяйственных судов первой,
апелляционной и кассационной инстанций или хозяйственного суда нижестоящей надзорной
инстанции;
– выводы по
результатам рассмотрения протеста в порядке надзора, а также жалобы в порядке
надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой;
– действия,
которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственными судами,
если дело передается на новое рассмотрение.
При
заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения протеста
хозяйственный суд надзорной инстанции принимает постановление об отмене
постановлений хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной
инстанций или судебного постановления хозяйственного суда нижестоящей надзорной
инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по
делу, которое направляется лицам, участвующим в деле.
Статьей 318
ХПК регламентирован порядок принятия постановления хозяйственного суда
надзорной инстанции.
Постановление
Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым,
если в совокупности выполняются два условия:
– на его
заседании присутствовало более половины членов Президиума Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
– за
постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих.
Председательствующий
в заседании голосует последним.
Постановление
Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым,
если:
– на его
заседании присутствовало семьдесят пять процентов членов Пленума Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
– и за
постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих.
Председательствующий
в заседании голосует последним.
При равенстве
голосов хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке
надзора без удовлетворения, а судебное постановление — без изменения.
Постановление
хозяйственного суда надзорной инстанции подписывается Председателем Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь и соответственно секретарем Президиума
или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Постановление
хозяйственного суда надзорной инстанции вступает в законную силу с момента его
принятия и не позднее десяти дней со дня его принятия направляется лицу,
подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.
В
соответствии со ст. 16 и 19 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в
Республике Беларусь» председательствует на заседании хозяйственного суда
надзорной инстанции Председатель Высшего Хозяйственного Суда или, в его
отсутствие, первый заместитель Председателя.
По окончании
обсуждения председательствующий ставит на голосование высказанные предложения о
постановлении хозяйственного суда надзорной инстанции с учетом полномочий
Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда, предусмотренных в ст. 315
ХПК, ст. 15,18 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике
Беларусь».
Постановления
принимаются путем открытого голосования большинством голосов от общего числа
присутствующих членов Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда,
которые не вправе воздерживаться от голосования. Председательствующий в
заседании голосует последним.
Список использованных
источников
1. Хозяйственный
процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15
декабря 1998 г. в редакции Закона от 6 августа 2004 г. // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь.
2. Сухарева, А.Я.
Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004.
– 472с.
3. Кеник А.А.
Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
4. Бессарабов В.Г.
прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
|