Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания
Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания
Сущность
и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания
Содержание
1. Сущность и задачи
надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер
уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
1.1 Полномочия прокурора
по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования
Список использованных
источников
1. Сущность
и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных
мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
В соответствии
со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания
лиц под стражей» (далее – Закон от 16 июня 2003 г.) надзор заточным и единообразным
исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный
прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Надзор за соблюдением
законодательства администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу выделен в Законе о прокуратуре в качестве самостоятельного
направления деятельности прокуратуры. Это обусловлено необходимостью обеспечения
прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу.
Лица, задержанные,
арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать
доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная
деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.
Гарантией предупреждения
и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных
и осужденных лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является
проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически,
независимо от наличия данных о нарушениях законности.
Администрации
органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного
характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны
выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания
наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным
законодательством, Положения о предварительном заключении под стражу и других правовых
актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, иных мер уголовной ответственности,
а также принудительных мер безопасности и лечения, принудительных мер воспитательного
характера.
Осуществляя действенный
надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, прокурорам следует
сосредоточить основное внимание на вопросах соблюдения прав и законных интересов
осужденных, заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера,
и выполнению ими своих обязанностей.
При проверках
состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах
прокуроры должны пресекать факты унижения человеческого достоинства, произвола,
жестокого обращения по отношению к отбывающим наказание, заключенным под стражу,
необоснованного применения к ним мер взыскания, водворения в штрафные помещения,
обеспечивать гуманные условия содержания, соответствующие минимальным стандартам
и правилам обращения с заключенными. Необходимо организовать жесткий контроль за
фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставляя без реагирования
факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов
предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор
должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных в исправительных и иных
учреждениях и органах, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные
судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением
установленных порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих
лиц.
Надзор прокурора
за соблюдением законности в местах содержания под стражей лиц должен осуществляться
еще до того, как суд признал человека виновным и назначил ему наказание. УПК предусматривает,
что еще в стадии расследования могут применяться меры принуждения в виде задержания,
заключения под стражу (ст. 116, 117,118, 126, 127) в отношении подозреваемого и
обвиняемого. Эти лица содержатся в специально созданных учреждениях.
Наряду с надзором
за законностью самого задержания, ареста, обоснованностью и законностью применения
этих мер прокурор должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства, соответствующих
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей
в местах лишения свободы.
В соответствии
с Законом о прокуратуре предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении
наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры
уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности
и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания
под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также соблюдение
прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным
мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых
профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.
Следовательно,
предмет прокурорского надзора по данной отрасли прокурорской деятельности включает
в себя следующее:
–законность нахождения
граждан в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных
и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера,
назначаемые судом;
–соблюдение установленных
законодательством Республики Беларусь прав и обязанностей задержанных, заключенных
под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка
и условий содержания;
–законность исполнения
наказания, не связанного с лишением свободы.
Исходя из содержания
предмета надзора органы прокуратуры ставят перед собой следующие задачи по обеспечению
законности при исполнении наказания и содержания лиц, находящихся под стражей:
–чтобы обращение
к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные
сроки;
–чтобы задержанные
и подвергнутые аресту в процессе расследования содержались в порядке, условиях и
в сроки, соответствующих закону;
–чтобы содержание
осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в
порядке, установленных законом;
–чтобы соблюдалось
законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания
осужденных в местах лишения свободы;
–чтобы своевременно
и в соответствии с законом исполнялось наказание, назначенное судом, не связанное
с лишением свободы.
Согласно ст. 25
УПК прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями,
исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным
прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь. От прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор
за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией
исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления
уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать их в случае несоответствия
закону. Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией учреждений
и органов, исполняющих наказания, также входит в предмет прокурорского надзора.
1.1 Полномочия
прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования
Для выполнения
задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и
учреждений, исполняющих наказания, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих
целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные
для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности,
предусмотренные Законом о прокуратуре, но и с учетом специфики предмета надзора;
полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора; полномочия,
предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти
и управления предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и
гражданами (ст. 27 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении
надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления,
органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций.
В соответствии
со ст. 35 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за соблюдением законодательства
при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного
характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
–посещать в любое
время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры
уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности
и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей
и лечебно-трудовые профилактории;
–знакомиться с
документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых
профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения,
принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает
указанных лиц;
–проверять соответствие
законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов
и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений,
исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного
характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев;
–требовать письменные
объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства;
–требовать от
должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых
профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности
и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;
–в случаях, предусмотренных
законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие
на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание
и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры
безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций
мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.
При установлении
нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей
компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
–отменяет своим
постановлением в5ыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся
под стражей и в лечебно- трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста,
ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы,
пожизненного заключения, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены
принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного
характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное
учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного
изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной
гауптвахте), карцера;
–отменяет незаконные
постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;
–в установленном
порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные
предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами,
другими организациями, должностными лицами и иными гражданами;
–составляет протоколы
об административных правонарушениях;
–выносит постановления
о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
–выносит постановления
о возбуждении уголовного дела.
Прокурор обязан
немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей
и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения
свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного
заключения, а также лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные
меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с
помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение.
В этой связи Закон
о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными
материалами.
Законом от 16
июня 2003 г. дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под
стражей – следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних
дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности
Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы
временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных
войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – изоляторы временного содержания),
гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных
войск Республики Беларусь (далее – гауптвахты).
В случаях, предусмотренных
указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные
учреждения, арестные дома.
В случаях когда
в соответствии с УПК задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется
капитанами морских или речных судов, командирами воздушных судов, находящихся вне
пределов Республики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся
в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены
для этих целей (ст. 4 Закона от 16 июня 2003 г.).
В зависимости
от места содержания подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания
проводится соответствующим прокурором отдела по надзору за законностью исполнения
уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, старшими помощниками
прокурора области, г. Минска, территориальными прокурорами, транспортными и военными
прокурорами. Например, законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют
территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов
внутренних дел – транспортные прокуроры; на гарнизонных гауптвахтах Вооруженных
Сил Республики Беларусь – военные прокуроры гарнизонов; на гауптвахтах пограничных
войск – военный прокурор по надзору за законностью на государственной границе и
в пограничных войсках Республики Беларусь.
Закон разрешает
использовать исправительные учреждения, арестные дома и медицинские учреждения для
содержания лиц под стражей. Согласно ст. 8 Закона от 16 июня 2003 г. осужденные,
отбывающие наказание в исправительных учреждениях, арестных домах, в отношении которых
в связи с расследованием преступления применена мера пресечения в виде заключения
под стражу, могут содержаться в указанных учреждениях в специально оборудованных
для этих целей помещениях.
Лица, содержащиеся
под стражей, в случае назначения им судебно- медицинской или судебно-психиатрической
экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской
помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
В местах содержания
под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных
интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану
и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников
мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных
УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних
дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным
комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются
Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила
внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.).
Правила внутреннего
распорядка устанавливают порядок:
–приема лиц, содержащихся
под стражей, и размещения их по камерам;
–проведения личного
обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся
под стражей;
–изъятия у лиц,
содержащихся под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
–материально-бытового
обеспечения лиц, содержащихся под стражей;
–приобретения
лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости
и других промышленных товаров;
–приема и выдачи
посылок, передач;
–получения и отправления
лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов;
–направления лицами,
содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;
–отправления лицами,
содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов;
–организации труда
лиц, содержащихся под стражей;
–осуществления
прав, вытекающих из брачных и семейных отношений;
–осуществления
гражданско-правовых сделок;
–проведения подписки
на газеты и журналы;
–оказания медицинской
помощи и санитарно-эпидемиологического обеспечения;
–проведения ежедневных
прогулок;
–проведения свиданий,
общения с защитником;
–обеспечения участия
лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях;
–личного приема
лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под
стражей и уполномоченными им лицами;
–выдачи тел лиц,
содержавшихся под стражей, умерших в местах содержания под стражей.
Правилами внутреннего
распорядка устанавливается порядок реализации иных прав и обязанностей лиц, содержащихся
под стражей, предусмотренных Законом от 16 июня 2003 г. и законодательными актами
Республики Беларусь. Обеспечение режима возлагается на руководителя администрации
места содержания под стражей.
содержания пограничных
войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – изоляторы временного содержания),
гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных
войск Республики Беларусь (далее – гауптвахты).
В случаях, предусмотренных
указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные
учреждения, арестные дома.
В случаях когда
в соответствии с УПК задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется
капитанами морских или речных судов, командирами воздушных судов, находящихся вне
пределов Республики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся
в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены
для этих целей (ст. 4 Закона от 16 июня 2003 г.).
В зависимости
от места содержания подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания
проводится соответствующим прокурором отдела по надзору за законностью исполнения
уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, старшими помощниками
прокурора области, г. Минска, территориальными прокурорами, транспортными и военными
прокурорами. Например, законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют
территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов
внутренних дел – транспортные прокуроры; на гарнизонных гауптвахтах Вооруженных
Сил Республики Беларусь – военные прокуроры гарнизонов; на гауптвахтах пограничных
войск – военный прокурор по надзору за законностью на государственной границе и
в пограничных войсках Республики Беларусь.
Закон разрешает
использовать исправительные учреждения, арестные дома и медицинские учреждения для
содержания лиц под стражей. Согласно ст. 8 Закона от 16 июня 2003 г. осужденные,
отбывающие наказание в исправительных учреждениях, арестных домах, в отношении которых
в связи с расследованием преступления применена мера пресечения в виде заключения
под стражу, могут содержаться в указанных учреждениях в специально оборудованных
для этих целей помещениях.
Лица, содержащиеся
под стражей, в случае назначения им судебно- медицинской или судебно-психиатрической
экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской
помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
В местах содержания
под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных
интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану
и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников
мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных
УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних
дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным
комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются
Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила
внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.).
Правила внутреннего
распорядка устанавливают порядок:
–приема лиц, содержащихся
под стражей, и размещения их по камерам;
–проведения личного
обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся
под стражей;
–изъятия у лиц,
содержащихся под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
–материально-бытового
обеспечения лиц, содержащихся под стражей;
–приобретения
лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости
и других промышленных товаров;
–приема и выдачи
посылок, передач;
–получения и отправления
лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов;
Не опубликованы.
–направления лицами,
содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;
–отправления лицами,
содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов;
–организации труда
лиц, содержащихся под стражей;
–осуществления
прав, вытекающих из брачных и семейных отношений;
–осуществления
гражданско-правовых сделок;
–проведения подписки
на газеты и журналы;
–оказания медицинской
помощи и санитарно-эпидемиологического обеспечения;
–проведения ежедневных
прогулок;
–проведения свиданий,
общения с защитником;
–обеспечения участия
лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях;
–личного приема
лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под
стражей и уполномоченными им лицами;
–выдачи тел лиц,
содержавшихся под стражей, умерших в местах содержания под стражей.
Правилами внутреннего
распорядка устанавливается порядок реализации иных прав и обязанностей лиц, содержащихся
под стражей, предусмотренных Законом от 16 июня 2003 г. и законодательными актами
Республики Беларусь. Обеспечение режима возлагается на руководителя администрации
места содержания под стражей.
Лицу, освобожденному
из-под стражи, выдаются принадлежащие ему вещи, личные документы, деньги, хранящиеся
на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания
под стражей и основания для освобождения. Руководитель места содержания под стражей
обеспечивает лицо, освобожденное из-под стражи, проездными документами для проезда
к месту жительства железнодорожным или автомобильным транспортом и питанием, при
необходимости – одеждой по сезону и денежным пособием в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
Согласно Закону
о прокуратуре при осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции немедленно своим
постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в
учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо
в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу
либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер
судебными органами.
надзор
прокурор распорядок законность
Список использованных
источников
1. Закон Республики Беларусь
«О прокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009
г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
2. Уголовно-процессуальный
кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь.
3. Об оперативно-розыскной
деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь.
4. Кеник А.А. Прокурорский
надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
5. Бессарабов В.Г. прокурорский
надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
|