Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении
Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ)
Десятый факультет дистанционного обучения
Дисциплина:
«Система государственного и муниципального
управления»
Контрольная
работа
по
теме: «Современные информационные и коммуникационные
технологии
в государственном управлении»
Выполнил:
Студент 3 курса,
группы 10-13 ГМУ 3/1,
специальности государственное и муниципальное
управление,
Бутко П.А.
Проверил:
Васильев А.А.
Богородск
2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические
основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного
управления
1.1 Информационное
общество как фактор развития государственного управления
1.2 Технологические основы
информатизации органов государственной власти
Глава 2. «Электронное
правительство»: Что это такое и что это даст
2.1 Что такое электронное
правительство?
2.2 Что дает внедрение
информационно-коммуникационных технологий (создание eGovernment)?
2.3 Пример
"электронного правительства" в Гонконге
Заключения и предложения
Литература
Введение
В настоящее
время в Российской Федерации происходит массовое внедрение
информационно-коммуникационных технологий (ИТК) в деятельность государственных
и муниципальных органов власти. Однако при этом практически не учитываются
преобразования которые позволили бы повысить прозрачность деятельности органов
власти снизить бремя государственного регулирования для граждан, а так же
снизить нагрузку на региональные и федеральные бюджеты.
Современные
информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все
общественные отношения. Происходит становление нового, информационного
общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и
услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав,
самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и
проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит
глобализация, создаются беспрецедентные возможности для развития регионов.
Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и
государственного управления обусловила перевод в последнее время вопросов
использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации. Современные представления о
реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают
в первую очередь концепцию "электронного правительства" на всех
уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. В настоящее время
развитие информационной инфраструктуры – ключевой параметр региональной
экономики (определяемый как инфономика), оцениваемый потенциальным инвестором при
капиталовложениях в экономику региона.
Глава 1.
Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы
государственного управления
1.1.
Информационное общество как фактор
развития государственного управления
Управление - важнейшая функция
государства. Значение управленческой (аппаратной) подсистемы в организациях
разного уровня (от общества до отдельного коллектива) возрастает в периоды
социальной реформации, когда меняется тип социальной организации,
организационная культура и когда, следовательно, возникает потребность в
качественно новом управлении. Именно такой период переживает с начала 1980-х
гг. страны с развитой экономикой, а с конца 1980-х гг. - и Россия (тогда еще
СССР). За рубежом в 1980-90-х гг. перешли к новой системе организации и
управления не только в экономике, но и в государственной службе. Были проведены
административные реформы, т.е. реформы государственного управления, которые
знаменовали собой общемировые тенденции развития организационно-управленческой
культуры рыночного - нелинейного, "хаотического",
"неопределенного", вероятностного, "человекоцентристского",
синергетического - типа. Эту тенденцию описал, проанализировал видный
французский философ П. Рикер. Он отмечал: "Следует перестать представлять
мир в качестве системы универсального детерминизма и подвергнуть анализу
отдельные типы рациональности, структурирующие различные физические системы, в
разрывах между которыми начинают действовать человеческие силы".
Российский исследователь Л. В. Сморгунов обобщил цели и методы осуществления
административных реформ 1980-90-х гг. в странах с развитой экономикой, увидев
"процесс перехода от государственного администрирования к государственному
менеджменту... характеризуемый двумя основными моментами: повышением
самостоятельности нижних этажей иерархических государственных организаций,
перемещением акцентов с собственно построения организации на ее взаимоотношения
со средой".
1.2
Технологические основы информатизации органов государственной власти
Важной проблемой информатизации является
технологическая разобщенность (несовместимость) ведомственных информационных
систем, что препятствует быстрой и эффективной реализации административных
процессов, в которые последовательно или параллельно вовлечены различные
государственные структуры. Кроме того, особого внимания требуют вопросы
регулирования издержек, связанных с приобретением прав на используемую
ИКТ-продукцию (в т.ч. программное обеспечение): лицензионные платежи за
тиражирование продукта, право модификации программ и т.д. Выполнение
административных процессов, осуществление которых невозможно без использования
ИКТ, в значительной степени определяется используемым программным обеспечением.
Это влечет за собой необходимость установления специальных требований к
компьютерным программам, используемым органами власти Российской Федерации.
Роль компьютерных программ, обеспечивающих функции государственного управления,
нуждается в правовой интерпретации. По сути, компьютерные программы, реализуя
заложенные в них алгоритмы, представляют жесткую и не всегда верную трактовку
нормативной базы со стороны своих разработчиков. В связи с тем, что уже сейчас
имеет место критичная зависимость государственных органов от используемого
программного обеспечения, а также в виду необходимости корректировки программ
по мере изменений нормативной базы, необходимо:
- зафиксировать в федеральном законе
основные требования к использованию программно-аппаратных средств для ведения
государственного учета и осуществления иных государственных функций;
- предусмотреть обязательную
регистрацию программно-аппаратных средств поддержки функций государственного
управления в уполномоченном органе исполнительной власти, приравненную к
регистрации нормативных документов, обязательных для исполнения на территории
Российской Федерации;
- предусмотреть обязательное
раскрытие исходных текстов, пользовательской и эксплуатационной документации
государственных ИКТ - систем, по аналогии с публикацией нормативных документов,
обязательных для исполнения на территории Российской Федерации.
Помимо указанных мер требуется разработать
и внедрить систему стандартизации (профилирования) программного обеспечения,
используемого в государственном секторе. Система стандартизации должна
предписывать использование в госсекторе только открытых и свободных от
лицензионных отчислений технологий (форматов данных, протоколов обмена, языков
разметки, алгоритмов преобразования и т.п.). Мировой опыт демонстрирует
значительную экономическую и политическую отдачу от введения данного
регулирования. Нормативная опора только на открытые стандарты обеспечивает
независимость государства от поставщиков ИКТ - решений, большую конкурентность
при государственных закупках, снижает требования, которые предъявляют
государственные ИКТ - системы друг к другу, гражданам и хозяйствующим
субъектам. Требования к используемому для государственных нужд программному
обеспечению должны быть введены в действие нормативным правовым актом
Правительства Российской Федерации как обязательные для применения при
проведении государственных закупок товаров, работ и услуг в сфере ИКТ. В высших
эшелонах российской власти уже осознана необходимость построения национальной
системы информационно-коммуникационного обеспечения работы государственного
аппарата, о чем свидетельствуют соответствующие нормативные правовые документы.
Так, в 1995 г. был принят Федеральный закон «Об информатизации, информации и
защите информации», Президентом Российской Федерации в 2000 г. утверждена
Доктрина информационной безопасности, а Правительством РФ разработана
"Концепция использования информационных технологий в деятельности
федеральных органов государственной власти до 2010 года". В 2000 г.
Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал, наряду с другими
руководителями экономически развитых стран, Окинавскую Хартию глобального
информационного общества. В соответствии с этим документом проект перехода
государственного управления на новые технологии содержится в Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2003-2005 гг.) и в целевых программах "Электронная
Россия", "Электронная Москва", "Электронная Ленинградская
область" и др.
Задача формирования в России
информационно-коммуникационной базы государственного управления сложна,
поскольку требует мобилизации не только материально-технических и
финансово-экономических ресурсов, но и таких нематериальных ресурсов, как
политическая воля руководства страны к осуществлению
информационно-коммуникационного обеспечения государственного управления и
готовность общества эту стратегию воспринять и поддержать. Ресурс широкой
социальной поддержки преобразований в этой сфере особенно важен, поскольку
переход государственного управления на инфраструктуру цифровых ИКТ не является
внутренним делом коллективов госслужащих, он предполагает, что все общество
также будет активно обживать электронную среду, перейдет к использованию
современных технологий. Актуальность для России исследования всего комплекса
факторов, условий и ресурсов информатизации деятельности органов государственного
управления возрастает в связи с тем, что главным результатом административной
реформы должно стать построение государства, адекватного «нашему времени и
целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть
эффективным, компактным и работающим»3. Однако, пока «по уровню индивидуальной
готовности граждан России к использованию современных ИКТ страна находится на
31-м месте, по уровню готовности бизнеса - на 43-м, а по уровню готовности
правительства - на 89-м». Состояние научной разработанности проблемы
исследования. Значение и роль государства в социальных коммуникациях менялись
на разных этапах. Сегодня активное воздействие институтов управления
обусловлено широким распространением цифровых ИКТ, формирующих современную
инфраструктуру глобализирующегося мира. Огромное значение для новых реалий
имеют философско-социологические и футурологические концепции, например, теории
постиндустриального общества.
Глава
2. «Электронное правительство»: Что это такое и что это даст
2.1
Что такое электронное правительство?
В современном
понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment,
"Электронное правительство" - это использование информационных и
коммуникационных технологий в государственных административных органах в сочетании
с организационными изменениями и новыми методами для улучшения услуг
государственного сектора и демократических процессов. Современные
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают возможность
создания "электронного правительства", облегчают работу
государственных служащих, снижают издержки на содержание государства, ускоряют
взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами.
Один из самых главных аргументов в пользу "электронного
правительства" - повышение "прозрачности" власти за счет
перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом. По
данным ООН, сейчас из 191 страны, входящей в эту организацию, те или иные
элементы "электронного правительства" используются в 173
государствах. Наиболее интенсивно процесс идет в Европе. Лидерами в 2002 году
стали Швеция, Ирландия и Дания, где рост предоставляемых через интернет
государственных услуг превысил 75 процентов. Что же касается России ……У нас еще
нет серьезной интерактивной инфраструктуры, которая обеспечила бы диалог и
взаимодействие государства и граждан. Но высшие должностные лица, включая
Президента России, все чаще участвуют в интерактивных онлайновых
пресс-конференциях. У большинства органов государственной власти есть
"Первичные электронные интерфейсы", которые решают задачи доступа
граждан и сообществ к различной государственной информации. Они, конечно,
уступают по качеству коммерческим ресурсам, что связано как с бюджетом, так и с
недостаточной заинтересованностью ведомств. К тому же у нас нет регулирующего
документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем,
размещать на сайтах ведомств законопроекты. Не принят закона о электронной
цифровой подписи. Федеральная целевая программа "Электронная Россия"
является механизмом для осуществления реформ, которые проводятся Президентом и
правительством РФ, прежде всего, административной, налоговой и пенсионной, за
счет объединения государственных информационных ресурсов, внедрения электронных
административных форм работы". "Электронная Россия" включает
четыре основных раздела: создание публичных электронных ресурсов, создание
инфраструктуры доступа к сети интернет, подготовку кадров и создание
"Электронного Правительства". Важнейшим элементом структуры
Архитектуры Электронного Правительства являются электронные административные
регламенты, которые будут внедряться с целью:
·
создания
эффективной системы взаимодействия органов власти с обществом и между собой в процессе
подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений;
·
обеспечение
прозрачности процессов управления и реализации решений;
·
формирования
эффективной системы контроля исполнения; децентрализации полномочий и
ответственности.
В России
большая часть функциональных сервисов для граждан и бизнеса осуществляется
региональными и местными органами власти, и одна из ключевых задач реформ -
повышение их конкурентоспособности в формирующемся информационном обществе
России.
2.2
Что дает внедрение информационно-коммуникационных технологий (создание
eGovernment)?
Внутренняя
польза:
·
Выявление
процессов, протекающих в органах управления и власти, выявление слабых мест данных
процессов (дублирование функций, документов, неэффективный документооборот),
повышение эффективности работы;
·
Уменьшение
нагрузки на госслужащего за счет введения электронного документооборота;
·
Выявление
дополнительных точек взаимодействия с населением, предприятиями региона и
другими органами власти. Это позволит структурировать и упорядочить
деятельность органов управления и власти, дает четкое разграничение полномочий
и экономит время;
·
Осведомленность,
прозрачность и борьба с коррупцией.
Внешняя
польза:
·
Повышение
уровня информированности и информационной грамотности населения; Повышение
доступности услуг, оказываемых органами управления и власти.
·
Снижение
числа личных контактов с населением, предприятиями и другими службами;
Увеличение функциональности и пропускной способности органов управления и
власти;
·
Улучшение
бизнес климата страны для привлечения иностранных инвестиций;
·
Создание
рынка информации и знаний как факторов производства;
·
Обеспечение
информационной безопасности личности, общества, государства и создание
эффективной системы свободного и равноправного получения, распространения и
использования информации как важнейшего условия демократического развития.
В системе
"электронного правительства" выделяют три основных составляющих:
1.Компонент,
ориентированный на граждан: Взаимодействие между государственными органами и
гражданами - быстрое получение услуг, простота использования, легкий доступ к
государственным услугам.
2.Компонент,
ориентированный на частный сектор: Взаимодействие между государственными
органами и частным сектором - исключение необходимости использования бумажных
документов при взаимодействии между собой, ускорение процесса сбора и обработки
необходимой информации. В конечном итоге государственные органы с партнерами в
лице коммерческих организаций смогут предоставить свои каналы для создания
интегрированной системы предоставления услуг. Снижаются затраты государственных
органов за счет лучшего использования технологий, действует открытая и
прозрачная система управления затратами.
3.Компонент,
ориентированный на органы государственного управления: Взаимодействие между
государственными органами, которое позволяет при помощи ИКТ установить
внутренние и внешние связи между государственными органами и осуществить их
взаимодействие, что позволит перестроить их деятельность и обеспечить
интегрированное, а не разрозненное предоставление услуг. Это позволит снизить
затраты и повысить эффективность работы, избегая задержек и повышая мотивацию
труда работников; проводить перестройку внутренних процессов с применением
отработанных и широко используемых методик и инструментов.
При
реализации "Электронного Правительства" необходимо учитывать
следующие факторы:
1.Открытость
и широкий охват. Государственные услуги должны быть открытыми и базироваться на
существующих стандартах, чтобы услуги быть доступными всем гражданам в любое
время, не зависимо от социального статуса и географического положения.
2.Ориентация
на нужды потребителей. Государственные службы в большей степени должны
ориентироваться на потребности граждан.
3. Интеграция
услуг. Процессы государственных услуг должны выглядеть как полностью
интегрированная система, поскольку не должны ограничиваться предоставлением
доступа к услугам отдельных ведомств, а представлять собой совокупность всех
государственных органов.
4.
Партнёрство между государством и частным сектором. Многие государственные
органы испытывают недостаток опытных сотрудников в области ИКТ, которые могли
бы проводить экспертизы или руководить проектами в рамках осуществления крупных
проектов по автоматизации государственных организаций. Необходимо, чтобы органы
государственного управления все чаще вступали в партнерство с частным сектором,
чтобы быстро и эффективно внедрять такие решения.
Система
"электронного правительства" должна стать инструментом для
социально-экономического развития страны и эффективного государственного управления.
2.3
Пример "электронного правительства" в Гонконге
Электронный
правительственный портал содержит более 70 видов услуг, оказываемых 20
государственными департаментами и общественными организациями. Примеры включают
заполнение налоговых деклараций, продление водительских прав, заявки на
регистрацию предприятий, оплату счетов, регистрацию в качестве избирателей,
информацию для туристов и инвесторов.
Предлагаемые
услуги структурированы по двум критериям:
·
тематически
– поиск организован по 9 типам услуг "Транспорт", "Гражданство",
"Образование", "Занятость", "Финансы",
"Имущество", "Бизнес", "Туризм"; или по перечню
департаментов и агентств.
·
по
целевым группам - портал включает три группы "Люди" для горожан,
"Бизнес" для предпринимателей, "Город" для гостей города.
Каждый раздел содержит информацию и доступ к услугам, оказываемым электронно.
Для горожан
|
Для бизнеса
|
Для гостей города
|
Для молодых матерей
|
Как начать свое дело
|
Экскурсия по городу
|
Для новобрачных
|
Как управлять бизнесом
|
ПМЖ
|
Карьера
|
Для работодателя
|
Бизнес в Гонконге
|
Страничка ГАИ
|
Маркетинг
|
Развлечения
|
Совершеннолетие
|
Благотворительность
|
|
Пенсионное обеспечение
|
|
|
Для оказания
услуг используются электронные формы. Использование электронных форм направлено
на более быструю передачу данных правительственным департаментам, и в планах
стоит увеличение числа услуг, доступных через Интернет. Это дает пользователям
возможность взаимодействовать с государственными органами из любой точки и в
любое время. Для заполнения электронных форм пользователю необходимо следующее:
·
программное
обеспечение для заполнения данных;
·
электронная
подпись для удостоверения своей личности. Желающие могут получить такую
подпись, обратившись в соответствующий департамент правительства.
Система также
позволяет осуществлять электронные платежи по банковским картам.
Правительственные департаменты связаны между собой внутренней сетью, в которой
предусмотрен доступ к информации общего пользования, обмен информацией между
департаментами.
Заключение
и предположения
В целях
обеспечения прозрачности, оперативности и подотчетности деятельности
государственного аппарата, улучшения качества государственных услуг, а также
снижения нагрузки на государственный бюджет на основе использования ИКТ
необходимо разработать ряд нормативных правовых документов, учитывающих и
закрепляющих принципы проводимой административной реформы. С одной стороны, и
обеспечивающих внедрение информационных технологий в государственном
управлении, а с другой положения представленного доклада представляется
целесообразным учесть в новой редакции ФЦП «Электронная Россия (2002-2010
годы)», а также при внесении изменений и дополнений в «Концепцию использования
ИКТ в федеральных органах исполнительной власти».
В связи с этим целесообразно поручить Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в
срок до середины 2008 года подготовить и представить в Правительство Российской
Федерации перечень
предложений по следующим направлениям:
1. В рамках
создания инструментов административного моделирования:
- стандарты
учета и представления административных моделей;
- проекты
нормативных правовых актов по организации административного моделирования
государственного аппарата в целом и отдельных органов власти и местного управления,
использования административного моделирования при разработке административных
регламентов и электронных административных регламентов.
2. В рамках
разработки механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной
информации в электронном виде:
- концепцию
проекта федерального закона об организации государственного учёта;
- проект
федерального закона о доступе граждан к информации;
- типовой
регламент государственного лицензирования с обязательным раскрытием реестра
обладателей государственных лицензий;
- предложения
по изменению проекта федерального закона о доступе к судебной информации;
3. В рамках
формирования системы стандартизации программного обеспечения, используемого в
государственном управлении:
- предложения по созданию
системы стандартизации (профилирования) программного обеспечения, используемого
органами государственной власти.
- проект Постановления
Правительства Российской Федерации «О требованиях к программному обеспечению,
используемому органами государственной власти» с приложением Положения «Об
основных требованиях к программному обеспечению, используемому органами
государственной власти» и Положения «О государственных закупках товаров, работ
и услуг в сфере ИКТ».
Литература
·
Атаманчук Г.В. Новое государство:
поиски, иллюзии, возможности. М., 1996
·
Вебер М. Харизматическое государство //
Социс, 1998. № 5
·
Вебер М. Избранные произведения. М.,
1990
·
Государственная служба: теория и
организация. Ростов-на-Дону, 1998
·
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская
государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997
·
Кермон Ж.Л. Политизация государственной
администрации или бюрократия политики? // Политическая наука. Элиты в
сравнительно-исторической перспективе. М., 1998
·
Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в
российских контекстах // Вопросы философии. 1994. № 7-8
·
Политические аспекты государственного
управления: федеральный и региональный опыт. М., 1992
·
Российская модернизация: проблемы и
перспективы // Вопросы философии. 1993. № 7
·
Соколов А.Н. Правовое государство:
Идея, теория, практика. Курск, 1994.
·
#"#">#"#">#"#">#"#">http://64.233.183.104/
|