Содержание и принципы гражданства РФ
Содержание и принципы гражданства РФ
Оглавление
Введение
Глава I. Понятие,
содержание и принципы гражданства РФ
§ 1. Понятие и содержание
гражданства РФ
§ 2. Принципы гражданства
РФ
Глава II. Приобретение и
прекращение гражданства РФ
§ 1. Основания
приобретения гражданства РФ
§ 2. Прекращение
гражданства РФ
Глава III. Органы,
ведающие делами о гражданстве РФ
§ 1. Полномочия
Президента в части вопросов гражданства РФ
§ 2. Полномочия
федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Существование
человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить.
Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее
выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод
государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного
существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически,
закреплены законодательно.
Вопросы
гражданства РФ регулируются в рамках закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001
года, Конституции РФ, и прочих нормативно-правовых актов.
Исследований
по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким
формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и
проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.
Цель данной
работы: определить особенности российского гражданства.
Заявленная
цель будет достигнута путем решения следующих задач:
- раскрытие
понятия, содержания и принципов гражданства РФ;
- характеристика
пути приобретения и прекращения гражданства РФ;
- раскрытие
компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.
Структура
данной работы строится в соответствии с заявленной целью и задачами.
Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ
§ 1. Понятие
и содержание гражданства РФ
Одним из
основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с
государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется
по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к
государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним;
другие – как юридическое отношение[1].
В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от
31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается,
под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[2].
По
Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований
приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами,
свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства
или права изменить его[3].
Гражданство –
это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого
человека, закрепленное также в международных актах[4]. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека
закрепляет за каждым человеком право на гражданство[5].
Гражданство –
правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо
является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих
между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства[6]. Устойчивость
этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться
в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия
государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего
волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с
момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой
гражданства.
Гражданство
каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это
гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором
содержится указание на гражданство лица[7].
Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой
статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц,
находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных
граждан и лиц без гражданства[8].
Таким
образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый
человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей
декларации прав человека[9]
и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное
явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в
отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе
требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от
иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.
§ 2. Принципы гражданства РФ
Принципы
гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют
сущностные черты отношений гражданства[10]. Они сформулированы в статье 4 федерального закона
РФ «О гражданстве Российской Федерации»[11], а также в Конституции РФ[12].
Важнейшим
принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что
ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же
положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ[13].
Не менее
важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство,
независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство,
поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса,
сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с
республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых
республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи
с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что
в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов[14]. Другие же
считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает
суверенитет и федерации, и республик
Принцип
равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на
природных и натурализованных[15].
Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
Согласно
статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом
свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о
гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее
пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое
ущемление прав и свобод человека[16].
Еще одним
важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения
гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую
связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке[17] ни при каких
обстоятельствах.
Неотъемлемость
гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу
иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно
лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения
при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным
гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует
запрет на выдачу другому государству.
Российская
Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства,
проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан
нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых
важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения
гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок
приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства,
приобретают статус гражданина России.
Наличие у
лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР
определяется на основании на основании законодательных актов этих государств,
действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие
у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает
с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней
после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное[18].
Таким
образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам
международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому
толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах
российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было
образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление
государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения
социальной нестабильности.
Глава II. Приобретение и прекращение гражданства РФ
§ 1.
Основания приобретения гражданства РФ
Согласно
статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяется как минимум
четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:
- по
рождению;
- в
результате приема в гражданство РФ;
- в
результате восстановления в гражданстве РФ;
- по иным
основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ[19].
Основным и
наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация,
или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам
международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться
апатридом[20].
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве
Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если
гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется
письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок
приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так
называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства
родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в
отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают
гражданство РФ[21].
Вторым
основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в
гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием
государства признать данное лицо своим гражданином[22]. Этим правом может воспользоваться всякое лицо,
отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими
являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок
постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно
непосредственно перед обращением с ходатайством)[23]. Порядок оформления заявлений о приеме в
российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов
гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001[24].
Что касается
приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное
основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России,
но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы
восстановления в гражданстве:
- в порядке
регистрации;
- признание
факта восстановления;
- по
ходатайству лица[25].
К иным
основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация,
а также усыновление ребенка.
Оптация как
форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и
возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из
международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой
приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По
прошествии срока, установленного международным договором о присоединении
соответствующей части территории иностранного государства к России или о
вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не
заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся
гражданами России[26].
При
усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное
гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и
компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а
также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение[27].
Таким
образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам,
проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий
и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку
позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между
государством и личностью.
§ 2. Прекращение гражданства РФ
В статье 6
Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также
положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по
волеизъявлению государства[28].
Гражданство
РФ может прекращаться по различным основаниям:
- в
результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого
гражданина;
- на
основании международного договора (оптация);
- по иным
основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение
ребенка иностранными гражданами).
Выход из
гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с
государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу,
проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид
на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства[29].
Основанием
утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в
соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ
отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право
сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не
заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них
автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла
территория России.
Однако
существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это
происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:
- если
гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство,
установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная
гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);
- если
гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по
уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий
исполнению обвинительный приговор суда;
- если
гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно
государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового
гражданства, не дало ему положительного ответа[30].
Рассмотрев
основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить
следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства
всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и
гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения
гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках
справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может
разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским
обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида,
что нежелательно для любого общества.
Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ
§ 1.
Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ
Согласно
федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами
о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти,
ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный
орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и
дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за
пределами РФ[31].
Согласно
статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления
политического убежища[32].
В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом
полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится
решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по
вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и
подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или
прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное
взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами
о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы
нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного
круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.
Законом
предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о
приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях
отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз
оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь
законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него
гражданства другой страны, владеть русским языком).
В целях
реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного
рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный
орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия
взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств,
зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами
гражданства.
Таким образом,
Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их
полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.
§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти,
ведающих делами о гражданстве РФ
Закон «О
гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые
занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти
двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с
иностранными государствами.
Федеральным
органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является
Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно
полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в
России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об
изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в
заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов
взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших
или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение
решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в
гражданство в упрощенном порядке.
Решения, принятые
органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке
отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных
заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.
Федеральным
органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений,
находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ,
дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В
компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании
заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений
на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета
обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за
рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.
Дипломатические
представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от
лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на
заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах
своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения
по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие
гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам
гражданства РФ[33].
Таким
образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку
ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.
Функции
координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие
полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое
государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках.
К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты
принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы
федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.
Заключение
Из всего
вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Институт
гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на
свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека[34] и в связи с
этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его
наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В
отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения
гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку
граждане обладают более широким набором прав и свобод.
Принципы
гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного
права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и
применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах
российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было
образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление
государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения
социальной нестабильности.
Таким
образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам,
проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий
и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно,
поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения
между государством и личностью.
Рассмотрев
основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить
следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства
всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и
гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения
гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках
справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может
разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским
обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус
апатрида, что нежелательно для любого общества.
Говоря об
органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой
гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным
объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому
главной его функцией является координационная.
К тому же
сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и
исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных
органов, ведающих делами о гражданстве.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав
человека // Гражданство и свобода передвижения.
2. Закон РФ «О гражданстве
Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к
федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;
3. Конституция Российской
Федерации. СПб. 2006;
4. Боярс Ю.Р. Вопросы
гражданства в международном праве. М., 1986;
5. Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М., 1997;
6. Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право России. М., 2003;
7. Маликов М.К. Гражданство
РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;
8. Михалева Н.А. Комментарий
к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.
[1]
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.
[2]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 14.
[3]
Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.
[4]
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.
[5]
Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные
акты и документы. М., 1994. С. 6-10.
[6]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.
[7]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.
[8]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 16-17.
[9]
Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.
Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.
[10]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.
[11]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 23.
[12]
Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.
[13]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 23-24.
[14]
Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право,
1997, № 8, С. 21-22.
[15]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 25.
[16]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.
[17]
Там же. С. 210
[18]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 27-29.
[19]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 40.
[20]
Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.
[21]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.
[22]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 40.
[23]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.
[24]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003, С. 40.
[25]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.
[26]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С. 76.
[27]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С.41.
[28]
Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.
[29]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С.70.
[30]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С. 75.
[31]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С. 89.
[32]
Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.
[33]
Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской
Федерации». М. 2003. С. 93.
[34]
Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.
Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.
|