Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей
Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей
Социальное обслуживание престарелых, инвалидов и
детей
План:
1.
Социальное
обслуживание в домах-интернатах
2.
Порядок
определения и обслуживания в них проживающих
3.
Социальные
службы, структура и порядок их работы
4.
Трудоустройство
инвалидов
1. Социальное
обслуживание в домах-интернатах
Государство в
республике берет на себя полную заботу о содержании граждан, лишенных
возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Такие
граждане помещаются в стационарные учреждения социальной защиты –
дома-интернаты для престарелых и инвалидов, где им предоставляются не только
материальное обеспечение, но и медицинское, бытовое и культурное обслуживание.
Дом-интернат
является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и
временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату, одиноких
престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском
обслуживании.
В зависимости
от контингента проживающих, дома – интернаты подразделяются на:
-
дома-интернаты
для престарелых и инвалидов общего типа;
-
дома-интернаты
для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет;
-
детские
дома-интернаты;
-
специальные
дома-интернаты;
-
Республиканский
интернат ветеранов войны и труда.
Дом-интернат для
престарелых и инвалидов общего типа создается, реорганизуется и ликвидируется
решением местных исполнительных и распорядительных органов, постановлением
Совета Министров.
Дом-интернат
именуется по названию местного исполнительного и распорядительного органа, на
территории которого он расположен. Министерство труда социальной защиты
Республики Беларусь, отделы управления социальной защиты местных органов
осуществляют координацию деятельности домов-интернатов.
Дом-интернат
может состоять на бюджете области, городского района, имеет годовую смету
расходов, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим
наименованием, а также штатное расписание. Кроме бюджетных средств дом-интернат
может иметь специальные средства от подсобного сельского хозяйства,
лечебно-производственных мастерских, отчислений от предприятий, кооперативов и
других организаций, которые расходуются на улучшение культурно-бытового
обслуживания проживающих в домах-интернатах.
Дом-интернат
организуется в специально построенном или приспособленном здании, которые
должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и
требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального
хозяйства.
В своей
деятельности дома-интернаты руководствуются действующим законодательством
Республики Беларусь: постановлениями и распоряжениями Правительства, приказами,
указаниями, инструктивными письмами, постановлениями коллегии Министерство
труда и социальной защиты, отделов и управлений труда и социальной защиты, а
также Положением о домах-интернатах, утвержденным Приказом Министра социальной
защиты от 20.02.95 г. № 9.
Дом-интернат
возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности
областным и Минским городским управлениями социальной защиты и утверждаются
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь из лиц, имеющих
высшее и в первую очередь медицинское, педагогическое, экономическое,
юридическое образование и опыт административно-хозяйственной работы.
Директор
организует всю работу дома-интерната и несет полную ответственность за его
состояние и деятельность.
Общественные
организации и коллектив дома-интерната принимает широкое участие в подготовке и
обсуждении хозяйственной деятельности, в разработке и осуществлении мероприятий
по обеспечению выполнения плана работы по развитию и совершенствованию форм и
методов обслуживания престарелых и инвалидов, улучшению условий труда и быта
работников дома-интерната.
Директор без
доверенности действует от имени дома-интерната, представляет его во всех
учреждениях и организациях, распоряжается в установленном порядке имуществом и
средствами дома-интерната, заключает договора, выдает доверенности, в том числе
с правом передоверия, открывает в банках расчетные счета дома-интерната. В
пределах своей компетенции издает приказы по дому-интернату, принимает и
увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает взыскания на
работников дома-интерната и проживающих в нем. Производит премирование
работников за достижение лучших результатов работы. Премирование руководителя
дома-интерната производится вышестоящим органом социальной защиты.
Администрация
совместно с профсоюзным комитетом устанавливает правила внутреннего трудового
распорядка, распределяет жилую площадь у себя и в других жилых домах.
Администрация
организует бытовое и культурное обслуживание проживающих в домах-интернатах с
помощью культурно-бытовой комиссии, общественного совета…, образуемых на
общественных началах престарелыми и инвалидами. Указанные организации
действуют на основании положений, утвержденных вышестоящей организацией.
Проверка работы, ревизия финансово-хозяйственной деятельности домов-интернатов
производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.
Основными
задачами домов-интернатов являются:
-
осуществление
социальной защиты престарелых и инвалидов путем предоставления
материально-бытового обеспечения, создания для них благоприятных условий
проживания, приближенных к домашним в обстановке уважительного отношения к
проживающим;
-
уход
за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой
работы;
-
осуществление
мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.
Наряду с основными
задачами дом-интернат:
-
предоставляет
проживающим согласно нормам благоустроенное жилье с мебелью и инвентарем,
постельные принадлежности, одежду, обувь. Организует рациональное, диетическое,
в том числе индивидуальное питание с учетом возраста и состояния здоровья
проживающих.
-
проводит
диспансеризацию и лечение престарелых и инвалидов, организует консультативную
медицинскую помощь специалистов, а также госпитализацию нуждающихся в
лечебно-профилактические учреждения.
-
проводит
санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Обеспечивает
нуждающихся инвалидов и престарелых слуховыми аппаратами, очками, зубными
протезами, протезно-ортопедическими изделиями, немоторными средствами
передвижения.
-
совместно
с отделом культуры и образования организует культурно-массовую работу,
общеобразовательное и производственное обучение. Согласно медицинским
рекомендациям организует активизирующую терапию, проводит комплекс реабилитационных
мероприятий по восстановлению их личного и социального статуса.
-
повышает
качество обслуживания, содержания и ухода, внедряет в практику передовые формы
работы и методы обслуживания.
Финансово-хозяйственная
деятельность дома-интерната направлена на обеспечение его материалами,
оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью,
моющими и дезинфицирующими средствами и их рациональное использование; на
реконструкцию и капитальный ремонт (текущий) зданий, сооружений и коммуникаций.
Стационарное социальное
обслуживание ветеранов войны и труда, нуждающихся по состоянию здоровья в
уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, осуществляется
Республиканским интернатом ветеранов войны и труда, который создается,
реорганизуется и ликвидируется Советом Министров Республики Беларусь.
Специальные
дома-интернаты для престарелых и инвалидов созданы в соответствии с
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 210 от 11 февраля 1998 г.
Специальные
дома-интернаты для престарелых и инвалидов являются медико-социальным
учреждением, предназначенным для постоянного проживания потерявших социальные
связи инвалидов 1 и 2 групп, престарелых граждан из числа освобождаемых из мест
лишения свободы (особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в
соответствии с действующим законодательством установлен превентивный надзор), а
также направляемых из приемников-распределителей лиц из числа указанных
инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к
административной ответственности за нарушение общественного порядка,
нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, систематическом и
целенаправленном воспитательном воздействии. В специальных домах-интернатах для
осуществления лечебно-трудовой и активизирующей терапии создаются
лечебно-производственные мастерские, подсобное сельское хозяйство с необходимым
инвентарем, оборудованием, транспортом.
Основными
задачами специальных домов-интернатов являются:
-
материально-бытовое
обеспечение проживающих, создание для них нормальных условий жизни;
-
организация
ухода (надзора) за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи,
проведение систематической и целенаправленной воспитательной работы;
-
осуществление
мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов.
Специальный дом-интернат
осуществляет:
-
прием
престарелых и инвалидов из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы,
направленных из приемников-распределителей;
-
активное
содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
-
бытовое
обслуживание, предоставлением согласно нормам благоустроенного жилья с мебелью
и инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой, обувью;
-
организация
рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья;
-
уход
(надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и
показанных режимов обслуживания.
2. Порядок
определения и обслуживания в них проживающих
В
дома-интернаты принимаются одинокие граждане, достигшие мужчины 60 лет, женщины
– 55 лет и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, в дома для инвалидов только
инвалиды 1 и 2 групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющих трудоспособных
родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники
проживают за пределами Республики Беларусь. Принимаются и на платное
содержание. Деньги вносятся в дом-интернат. Прием в дома-интернаты производится
по путевке управления социальной защиты и на основании заявления о приеме в
дом-интернат, медицинской карты, оформляемых райгоротделами социальной защиты и
лечебно-профилактическим учреждением, справки МРЭК (для мужчин моложе 60 лет,
женщин 55 лет).
При наличии
свободных мест в домах-интернатах, престарелые и инвалиды могут приниматься на
временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. В
доме-интернате могут открываться отделения дневного, недельного содержания
престарелых и инвалидов, платное отделение. Контроль за качеством
медобслуживания осуществляют органы социальной защиты и здравоохранения.
На каждого
поступившего заводится личное дело, в котором хранятся путевка, заявление,
пенсионное удостоверение, справка МРЭК, медицинская карта. Паспорт хранится в
канцелярии и выдается по первому требованию проживающего.
В
соответствии со ст.143 КоБС администрация дома-интерната в необходимых случаях
выполняет обязанности опекунов и попечителей в отношении проживающих и
нуждающихся в этом.
Проживающие
размещаются по отделениям и комнатам. Им выплачивается пенсия в размере
предусмотренном ст.84 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» -
10% назначенной пенсии, но не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц,
а инвалидам Отечественной войны и участникам Отечественной войны – 25%
назначенной пенсии и не менее 20% минимальной пенсии по возрасту.
Проживающие
могут пользоваться своими вещами (приемники, телевизоры и др.). В
домах-интернатах организуется трудовая терапия.
За работу в
мастерских и на подсобном хозяйстве проживающим выплачивается 100% стоимости
выполненных работ.
Они могут
работать в доме-интернате с неполным рабочим днем. Могут предоставляться
платные услуги (уход за лежачим индивидуально и др.) за счет собственных
средств или других (благотворительных).
Проживающим
разрешается временное выбытие из дома-интерната по их желанию до 3 месяцев в
году. Если проживающий выбыл из дома-интерната на срок свыше месяца,
назначенная ему пенсия сохраняется полностью.
Проживающие,
не вернувшиеся без уважительных причин в течение 2-х недель – подлежат снятию с
государственного обеспечения.
При
установлении проживающему 3 группы инвалидности, за систематическое нарушение
правил внутреннего распорядка и за нарушение общественного порядка, проживающие
отчисляются из дома-интерната, независимо от наличия жилой площади и средств к
существованию.
При выписке,
проживающим выдается закрепленная одежда, обувь, белье по сезону, личные вещи и
ценности.
В случае
смерти проживающего, если его погребение производит дом-интернат, то пособие на
погребение родственникам не выплачивается. Если желают родственники хоронить,
то им выдается справка о смерти и погребальная одежда с обувью. Остальные
расходы несут родственники.
Прием в
интернат ветеранов войны и труда производится по путевкам Министерства труда и
социальной защиты, которые выдаются на основании следующих документов:
-
заявления
о приеме в интернат;
-
медицинской
карты;
-
акта
обследования материально-бытового положения;
-
ходатайства
отдела социальной защиты рай (гор) исполкома;
-
справки
о размере получаемой пенсии с установленными надбавками.
Условия
приема, содержания и выписки из специального дома-интерната отличаются от общих
условий. В эти дома помещаются потерявшие социальные связи инвалиды 1 и 2
групп, престарелые граждане (мужчины старше 60 лет, женщины – 55) из числа
освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц,
за которыми установлен превентивный надзор, направляемых из
приемников-распределителей, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к
административной ответственности за нарушение общественного порядка.
Направление производится с их согласия на основании заключения медицинской
комиссии о том, что они нуждаются в постороннем уходе, при отсутствии
трудоспособных родственников, обязанных их содержать.
В специальные
дома могут направляться лица, проживающие в домах-интернатах для престарелых и
инвалидов общего типа, допускающие нарушения общественного порядка,
систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, к которым
неоднократно принимались меры административного и общественного воздействия, с
учетом мнения трудовых коллективов дома и проживающих в них престарелых граждан
и инвалидов.
Прием
производится по путевке управления социальной защиты облисполкомов на основании
представления местных исполнительных и распорядительных органов.
Временное
выбытие допускается по личным мотивам с согласия директора дома-интерната на
срок не более 1 месяца с учетом заключения врача, органов внутренних дел (при
выбытии лиц, над которыми установлен превентивный надзор).
Выписка из
дома-интерната производится по заявлению престарелого, инвалида с разрешения
управления труда и социальной защиты, при наличии жилой площади, средств к
существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников,
которые могут и согласны его содержать, в случае установления инвалиду 1 и 2
групп при очередном освидетельствовании – третьей группы инвалидности.
3. Социальные
службы, структура и порядок их работы
Порядок
предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам полустационарного и
срочного социального обслуживания, а также социальной помощи на дому
регулируется Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социальной
защиты от 24 августа 1999 г. № 73.
Структурными
подразделениями Центра являются отделения социальной помощи на дому, дневного
пребывания и срочного социального обслуживания. Они создаются и действуют на
основании Положения об отделении социальной помощи на дому (утверждено
Министерством социальной защиты 01.08.94 г.).
В
соответствии с названными положениями на территории района, города, городского
поселка, села создается одно отделение социального обслуживания в надомных
условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие
частичной утраты способности к самообслуживанию.
Основные
направления деятельности центра и отделения это:
-
выявление
и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
-
оказание
социально-бытовой помощи пенсионерам и инвалидам на дому;
-
предоставление
необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
-
организация
сбора и хранения одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
-
организация
работы по оказанию материальной помощи;
-
содействие
в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных
действующим законодательством;
-
организация
социального бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов предприятиями
торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства,
учреждениями здравоохранения, нотариальными учреждениями, шефствующими
предприятиями…
-
установление
и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные;
-
направление
граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного
разрешения вопросов;
-
участие
в обследовании жилищно-бытовых условий жизни граждан, нуждающихся в уходе;
-
проведение
организационной работы по их оформлению на надомное обслуживание…
Отделение
осуществляет выполнение следующих услуг:
-
доставку на дом
продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости,
медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
-
оплата
за жилую площадь, коммунальные и другие услуги;
-
сдача
и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт,
сдача стеклотары;
-
содействие
в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение
обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях, вызов врача на дом,
сопровождение в необходимых случаях больного в поликлинику;
-
оформление
заказов на доставку угля, дров, растопка печей, доставка воды;
-
заготовка
овощей на зиму;
-
содействие
в организации ремонта жилья, уборки квартиры, обработки приусадебного участка,
заготовке кормов;
-
помощь
в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и
попечительства, обмене, приватизации жилья, помещении в стационарные учреждения
органов социального обеспечения;
-
содействие
в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
Социально-бытовое
обслуживание граждан на дому производится как бесплатно, так и за плату.
Социально-бытовые услуги на дому бесплатно предоставляются:
-
одиноким
престарелым гражданам, достигших возраста (женщины 55, мужчины 60 лет);
-
инвалиды
1 и 2 групп;
-
престарелым
гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных родственников, обязанных
содержать их по закону, в населенном пункте проживания, в городах, имеющих
районное деление, в районе проживания.
Частично надомные услуги
оплачивают престарелые граждане и инвалиды, имеющие родственников, обязанных по
закону их содержать, и проживающие с ними в одном населенном пункте, в одном
районе города, имеющем районное деление.
Оплата
за надомное обслуживание взимается в размере 25% минимального размера пенсии.
Оплата надомных услуг в
полном объеме взимается с престарелых граждан и инвалидов, проживающих в
семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и со всех
категорий граждан при оказании социально-бытовых услуг, не входящих в перечень,
предусмотренных настоящим положением.
Плата на
надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социально-бытовых
услуг, утвержденному в установленном порядке.
Зачисление
на обслуживание осуществляется на основании:
-
личного
заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных
услуг;
-
документа,
удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении – для
лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном
порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
-
заключения
лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний
к принятию на обслуживание;
-
акта
материально-бытового положения граждан;
-
удостоверения,
справки, свидетельства или другого документа установленного образца о праве на
льготы в соответствии с действующим законодательством;
-
справки
с места жительства о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена
семьи и родственных отношений;
-
справки
о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Документы
могут быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном
порядке.
Противопоказанием
к зачислению на обслуживание является наличие у этих граждан психического
заболевания, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных
заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных
тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях
здравоохранения.
Лица, принимаемые на
надомное обслуживание за плату заключают с отделением договор, определяющий характер
и объем оказываемых услуг, порядок и размер оплаты за них. Договор может
заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его
родственниками, обязанными по закону его содержать, или с каждым из них при
оплате на долевых условиях и с трудовыми коллективами, оплачивающими
обслуживание.
Денежные средства
зачисляются на расчетный счет отделения и направляются на текущее содержание и
развитие отделения.
По ходатайству местных
исполнительных органов в порядке исключения отдельные граждане, подлежащие
платному обслуживанию, могут быть взяты на надомное обслуживание бесплатно,
если родственники по каким-либо причинам не могут их обслужить и не имеют
достаточных средств для оплаты надомных услуг.
Снятие с обслуживания
пенсионера или инвалида производится по их личному заявлению.
Снятие с обслуживания
может быть произведено без заявления в случае:
-
выявления
медицинских противопоказаний;
-
скрытия
факта проживания в одном населенном пункте трудоспособных родственников,
обязанных содержать их по закону;
-
нарушение
договорных условий оплаты за обслуживание;
-
антиобщественного
поведения обслуживаемого лица;
-
смерти
престарелого или инвалида.
Решение о снятии может
быть обжаловано в районный отдел социальной защиты, в рай(гор) исполком или в
суд.
Обслуживание
осуществляется социальными работниками, состоящими в штате отделения. Могут
привлекаться рабочие и служащие в порядке совместительства, на условиях
неполного рабочего времени, пенсионеры, женщины, занятые в домашнем хозяйстве,
студенты с оплатой данной работы пропорционально должностному окладу и
установленной нагрузке социального работника. Должности вводятся из расчета
обслуживания одним работником 8-10 пенсионеров и инвалидов, проживающих в
городе, 4-8 – в сельской местности или в городском частном секторе. Обслуживание
на дому производится не реже 2 раз в неделю.
Социальным работникам
выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание
предприятиями торговли, общественного питания, связи и т.д. Социальные
работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью, инвентарем. Вместо
специальной одежды может выплачиваться ежегодно компенсация. Производится
оплата расходов по проезду.
Отделение социальной
помощи создается и ликвидируется решением соответствующего исполкома.
4. Трудоустройство
инвалидов
Под трудовым устройством
инвалида понимается
осуществление комплекса организационно-правовых мер помощи лицам, частично
утратившим трудоспособность, в устройстве на работу, оказываемом
уполномоченными на это государственными органами и общественными организациями.
Действующее
законодательство обязывает нанимателей предприятий, учреждений, организаций,
колхозов, совхозов обеспечивать работой в соответствии с трудовыми
рекомендациями МРЭК, рабочих и служащих, колхозников, получивших инвалидность
во время работы на этих предприятиях, а также тех инвалидов, которые в порядке
трудоустройства направляются к ним отделами по труду и социальной защиты и
центрами занятости населения.
Трудовое устройство и
профессиональное обучение инвалидов – слепых и глухих осуществляют Белорусское
общество слепых (БелОС) и Белорусское общество глухих (БелОГ).
Законодательство о труде
предусматривает для инвалидов сокращенный рабочий день, неполную рабочую
неделю, другие льготные условия труда. Этому вопросу посвящена глава 21
Трудового кодекса Республики Беларусь «Особенности регулирования труда
инвалидов».
В законе Республики
Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября
1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 № 418-З) записано
в статье 23 – трудоустройство инвалидов обеспечивается государственной службой
занятости и обществами инвалидов. Направление отделов по трудоустройству о
приеме на работу инвалидов на специально созданное рабочее место или бронируемое
обязательно для предприятий, организаций независимо от форм собственности и
хозяйствования. Предусматривается бронирование рабочих мест не менее 5% от
численности работающих на предприятии (если число работающих не менее 20
человек).
В случае несоздания
нового рабочего места для потерявшего трудоспособность и признанного инвалидом
на данном предприятии, при его увольнении предприятие должно внести в
государственный фонд содействия занятости взнос равный 10-кратной годовой
заработной платы данного работника.
Для инвалидов
организуется и надомный труд.
Социальное обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов – это комплексная система социальных
услуг, адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу
достижения определенного возраста и (или) состояния здоровья. Эти услуги дают
им возможность восстановить социальные связи и положение в обществе.
|