Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Оглавление
Введение
Глава 1.
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления
оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование
оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2.
Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы
осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы
осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список
нормативных актов и литературы
Введение
Актуальность курсовой
работы.
Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и
методов добывания информации, преимущественно негласным характером,
сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных
прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на
конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и
пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых
граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает
любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений,
становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем
оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и
необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности,
общества и государства.
Упорядочение общественных
отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом,
динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки,
вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие
законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права,
судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих
ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД
во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм
международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных
законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Научная
разработанность:
разработкой рассматриваемых нами вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А.,
Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.
Объект: исследуемые правоотношения,
возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными
подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в
пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий
в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных
посягательств.
Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных
нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой
деятельности.
Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной
деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно
оперативными подразделениями государственных органов
Задачи курсовой
работы:
Раскрыть понятия и
основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Охарактеризовать
нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Описать конституционные и
специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Исходя
из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения
курсовой работы
1.
Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной
правоохранительной деятельности
2.
Содержанием оперативно-розыскной деятельности является проведение
оперативно-розыскных мероприятий.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 Понятия и
основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Согласно настоящему
Федеральному закону оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является
одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как
следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она
имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание
информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов
преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление
деятельности строго определено и санкционировано государством.
Становление
оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же
были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой
деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве
был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ
уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех
республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых
нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе
с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники
оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по-существу
исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически
нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в
дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты
осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в
доказательственном плане в ходе следствия и суда.
В истории современной
России ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку.
Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоит на
месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон Российской
Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в который включен ряд новелл,
не нашедших отражения в предыдущем документе.
Подобная деятельность
строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан,
осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими
средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия ОРД
можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении
мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при
следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при
пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и
безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и
т.д.
Тайные и замаскированные,
тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих
методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения
обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью
оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый
характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и
средств, в том числе и технических.
В том случае, когда
содержание, цели оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) и ее участники не
скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной.
Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также
тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных
органов (далее - ОРО), подразумевает негласную оперативно-розыскную
деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить
результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать
возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант
работы определяется при выборе цели ОРД.
Законодатель четко
установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени
государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального
закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время
оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:
- органах внутренних дел
РФ,
- Федеральной службе
безопасности РФ,
- федеральных органах
государственной охраны РФ,
- Федеральной таможенной
службе РФ,
- Службе внешней разведки
РФ,
- Федеральной службе
исполнения наказания РФ,
- Федеральной службе РФ
по контролю за оборотом наркотиков,
- внешней разведке
Минобороны РФ.
Результаты ОРД, согласно
ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного
дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для
использования и доказывания по уголовным делам.
Информация, полученная с
помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех
фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их
надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм
уголовно процессуального закона.
Под основанием в русском
языке понимается причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Исходя из
этого в теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические
(формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует
рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях,
побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою
очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие
такую информацию.
Цель законодателя - систематизировать
все имеющиеся законные основания для проведения ОРМ. Однако поставленная цель
не была достигнута, так как отдельные основания для проведения ОРМ также
упоминаются в ряде других статей рассматриваемого закона. Отдельным недостатком
комментируемой статьи является отсутствие логики среди оснований проведения
ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность определенные сведения, которые в свою
очередь, являются основаниями для проведения ОРМ (п. 2 ч. 1). Возникает
законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без совершения
соответствующих ОРМ. Думается, что законодателем в данном случае должна быть
внесена корректировка о соответствие оснований.
Основаниями для
проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного
уголовного дела.
2. Ставшие известными
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также
о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет
достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести
пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Поручения следователя,
руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по
уголовным делам, находящимся в их производстве.
Запросы других органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в
настоящей статье.
Постановление о
применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых
уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Запросы международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Кратко охарактеризуем
каждое из них.
Возбужденное уголовное
дело (п. 1 ч. 1), является достаточно распространенным юридическим (формальным)
основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД не
связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего
преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем)
и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство
устанавливает здесь некоторые ограничения.
Наличие возбужденного
уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ следует
рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:
1) в случае нахождения
такого дела в производстве органов дознания;
2) в случае
неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся
в производстве следователя;
3) в случае установления
виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
В качестве второго основания
для проведения ОРМ предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД,
сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или
совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических основаниях проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Под ставшими известными
следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально
установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате
инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в
документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
Порядок приема, регистрации
и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о
происшествиях регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от
1 декабря 2005 г. № 985. В этом нормативном документе вся информация о
происшествиях делится на три группы: сообщения о преступлениях, сообщения и
письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной
безопасности, иная информация о происшествиях.
Сведения о событиях или
действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются
основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ФСБ, ФСО, СВР в
соответствии с возложенными на них задачами.
Розыск лиц, скрывшихся от
следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен
законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой
задачи следует рассматривать в первую очередь постановление следователя о
розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст.
210 УПК РФ как во время производства предварительного следствия, так и
одновременно с его приостановлением.
При получении материалов
об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного
подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в
себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица;
проверку его по учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих
разыскиваемого, и некоторые другие. После проведения первоначальной проверки,
но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о необходимости
проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все
остальные мероприятия по розыску проводить согласно плана работы по этому делу.
Поступление сведений о
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено
законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Без вести пропавшим
считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин,
местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном
исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц
предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном
исчезновении регистрируются в КУСП дежурной части органа внутренних дел, а их
проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять
необходимые оперативно-розыскные мероприятия.
При проведении ОРМ на
основании заявлений о безвестном исчезновении граждан решается двуединая
задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и,
во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи с
этим оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться сразу после получения
заявления наряду с проверочными действиями.
В соответствии с Федеральным
законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» основаниями
для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного
органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в
их производстве. Получение перечисленных процессуальных документов следует
рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В этих
документах должны содержаться фактические основания проведения ОРМ в виде
сведений, обосновывающих их необходимость.
В качестве основания для
проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание,
однако, не может рассматриваться в качестве самостоятельного, поскольку
законодатель указал на необходимость при этом наличия других оснований,
указанных в данной статье.
Под другими органами
следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так
и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом
осуществления ОРД.
Взаимные обязанности по
выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в
межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями
этих органов.
Запросы других
оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть
оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего
уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных
мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести.
В качестве основания для
проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в
отношении защищаемых лиц. Этот юридический документ установлен Федеральным
законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.
Защищаемыми лицами данный
Закон именует перечисленных в его второй статье должностных лиц государственных
и правоохранительных органов и их близких родственников, в отношении которых в
установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.
К числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены, в том числе и
сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Самостоятельным
основанием для проведения ОРМ в соответствии являются запросы международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих
ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 Закона об ОРД запросы международных
правоохранительных организаций должны выполняться «на основе и в порядке,
предусмотренных международными договорами Российской Федерации». Отсюда
следует, что юридическим основанием для проведения ОРМ могут выступать запросы
только тех международных правоохранительных организаций, членом которых Россия
является, либо признает их юрисдикцию в установленном международным правом
порядке.
В качестве
самостоятельного основания для проведения ОРМ законодатель определяет
необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта
специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением
собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих
их деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке»,
п. «т» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», п. 9 ст.
14 Федерального закона «О государственной охране», ч. 2 ст. 28 Закона РФ «О
государственной границе Российской Федерации» и т.д.).
Таким образом, ОРД
является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это
определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована
государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени
государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных
им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и
его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в
себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как
обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно
основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические
данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для
подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или
следственных действий либо тех и других в совокупности.
1.2 Нормативное
регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Конституция РФ
рассматривает нормы международного права, и международные договоры Российской
Федерации в качестве составной части правовой системы Российского государства.
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»
установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и
обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу
международного права - принципу добросовестного выполнения международных
обязательств. К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее
важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:
- Всеобщую декларацию
прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Международный пакт о
гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря
1966 г.;
- Европейскую конвенцию о
защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950
г.;
- Европейскую конвенцию о
взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля
1959 г., - некоторые другие международные правовые акты, подписанные или
ратифицированные Российской Федерацией.
Источником правового
регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые
государствами-членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная
Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Отдельную группу международных
правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными
органами государств-участников СНГ, в числе которых необходимо указать
следующие:
- Соглашение о
взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы
с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны
договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам
оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся
или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных
действий;
- Соглашение о
сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанное в г. Киеве
21 октября 1992 г.;
- Соглашение о
сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной
преступностью, подписанное в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.;
- Соглашение о
сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной
деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников
СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г. Москве, в котором регламентирована процедура
выполнения запросов на проведение наблюдения за лицами, обоснованно
подозреваемыми в совершении преступлений, при пересечении ими внутренних границ
СНГ.
На основе международных
договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России,
Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации
борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на
территории государств участников СНГ, которые являются между народными
субъектами ОРД.
Центральное место в
законодательном разделе принадлежит настоящему Федеральному закону. Этот
законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г.,
который был первым в истории российского права законом, регламентирующим
оперативно-розыскную деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными
нормативными актами секретного характера. В Законе дается понятие ОРД, им
определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их
перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения),
документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок
судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан
при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД,
их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита
должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и
социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также
содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.
К законодательным актам,
устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь
отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на
выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная
деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы
дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях
обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается
легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью).
Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и
оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений;
устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное
следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу,
виды доказательств и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит
основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и
процедур ее использования в уголовном процессе.
Законодательные акты,
регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль
в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку
закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют
их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести
следующие законы:
- Закон РСФСР от 18
апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;
- Закон Российской
Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы»;
- Федеральный закон от 15
июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений»;
- Федеральный закон от 3
апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской
Федерации»;
- Таможенный кодекс
Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 10
января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
- Закон Российской
Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 27
мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;
- Федеральный закон от 8
января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Закон Российской
Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;
- Закон Российской Федерации
от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20
апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов»;
- Федеральный закон от 7
июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
- Закон Российской
Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27
июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации»
- Гражданский кодекс
Российской Федерации;
- Федеральный закон от 2
декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»;
К нормативным правовым
актам Президента РФ, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно
отнести следующие:
- «Об упорядочении
организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием
технических средств» от 12 июля 1995 г.;
- «Перечень сведений,
отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.;
- «О мерах по
упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях
продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также
использования специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации» от 9 января 1996 г.
- «Об утверждении перечня
сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.;
Правительством также
принято ряд документов, касающихся ОРД:
- «Об утверждении Правил
отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням
секретности» от 4 сентября 1995 г.;
- Инструкция о порядке
допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне
от 28 октября 1995 г.;
- Перечень видов
специальных технических средств, предназначенных (разработанных,
приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в
процессе осуществления ОРД от 1 июля 1996 г.;
- «Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не
уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с
разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств,
предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для
негласного получения информации, и перечня видов специальных технических
средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных)
для негласного получения информации в процессе осуществления
оперативно-розыскной деятельности» от 11 июля 1996 г.;
- «Об утверждении Положения
о Национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 г.;
- «О передаче
конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических
средств, изъятых из оборота или ограниченно обороноспособных на территории
Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным
полномочиями по их использованию» от 2 февраля 1998 г.;
- Положение о ввозе в
Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации от 10 марта 2000
г.
Важными нормативными
правовыми актами также являются и такие документы:
- Постановление Пленума
Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и
25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.;
- Постановление Пленума
Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.;
- Определение
Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных
положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе
гражданки И. Г. Черновой» от 14 июля 1998 г.
Значимую роль в
подзаконном разделе правового регулирования играют межведомственные и
ведомственные нормативные акты, регламентирующих организацию и тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Так, основными
нормативными актами, регламентирующими вопросы организации и тактики розыскной
работы, являются: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов
внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности
граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья
или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные Приказом МВД
России от 5 мая 1993 г. № 213; совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ
от 20 ноября 1998 г. № 83/36 и МВД России от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О
совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным
исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести»; Инструкция об
организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола,
утвержденная Приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованная с
Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об
организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и
иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола,
утвержденная совместным Приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ
России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302, а
также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска
лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств -
участников СНГ от 30 января 2002 г.
Нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие
правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие
сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
Организация и тактика
осуществления оперативно-розыскных мероприятий отнесены к государственной
тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и
тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой
печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники
и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных
органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной
деятельностью и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну.
Некоторые вопросы,
связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах
несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:
- Инструкция о порядке
представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания,
следователю, прокурору или в суд утверждена совместным Приказом Федеральной
службы налоговой полиции, Федеральной службы безопасности, Министерства
внутренних дел, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы,
Государственного таможенного комитета и Службы внешней разведки Российской
Федерации от 13 мая 1998 г. и зарегистрирована в Министерстве юстиции 3
сентября 1998 г.
- Инструкция по
организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в
расследовании и раскрытии преступлений утверждена Приказом МВД России от 20
июня 1996 г. № 334 (регламентирован порядок взаимодействия следователей с
оперативными аппаратами при реализации материалов, полученных в результате
проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организация работы
следственно-оперативных групп);
Таким образом, правовой
основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов,
регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовое
регулирование условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой
структуры можно назвать конституционный раздел. В него входят нормы Основного
закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм. К
международно-правовым относятся акты общего характера, ратифицированные,
утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась. Следующим разделом
является законодательный раздел. В него входят настоящий Федеральный закон, УК,
УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПРЕТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Конституционные
принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Задачи
оперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать для
реализации ее цели, а вот принципы определяют, чем необходимо руководствоваться
при осуществлении ОРД. Законодательно им придан официальный статус, закреплено
их руководящее значение, которое подтверждено иными положениями.
Основополагающие идеи,
исходное начало, основные правила поведения - понятия, представляющие собой
обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность
познаваемых явлений и процессов реальной действительности признано считать
принципами. В комментируемом Федеральном законе принципы оперативно-розыскной
деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и
влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для
законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Четкое
исполнение принципов оказывает воздействие на практику данной деятельности,
корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма,
равенства граждан перед законом и др. В настоящем Федеральном законе закреплены
четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к
двум видам: конституционным и отраслевым.
Все действия органов,
осуществляющих ОРД, должны основываться на установке: «разрешено только то, что
разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). Вот поэтому принцип
законности является ключевым. Его содержание состоит в том, что только закон
определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами
Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных
правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества
и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных
нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации
и тактики проведения ОРМ. Законность предполагает существование системы
государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при
осуществлении ОРД, которая проводится только на основе настоящего Федерального
закона. Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в
сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных
актах (наставлениях, инструкциях, приказах). В частности там сказано, что
запрещено осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом;
изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий
возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения
ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.
Одной из целей ОРД
является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом
должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в
связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано,
что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы
человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и
свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим
Федеральным законом.
Для проведения
оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и
свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В настоящем
Федеральном законе подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и
основания и порядок судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон
допускает распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из
числа родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в
отношении которого они осуществляются. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод
на них распространяется в первую очередь. В ст. 5 настоящего закона
предусмотрены меры по восстановления нарушенных прав. Соблюдение прав и свобод
имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД.
Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их
социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности
конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.
На лиц, замышляющих,
подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами
ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На
основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и
свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На
основании судебного решения при соблюдении определенных условий настоящий Закон
допускает возможность ограничения у таких лиц, например на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на
неприкосновенность жилища.
Ни при каких условиях
принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного
закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство
личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его
умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое
охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена
норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных
действий органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта
норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению
законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные
гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРО путем
применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ,
осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.
Принцип уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление
получил в ст. 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, принцип
законности заключается, прежде всего, в том, что все участники ОРД, обязаны,
безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные
нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и
закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в
процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на
законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных)
связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое
ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время, Конституционный
Суд в п. 7 своего определения от 14 июля 1998 г. указывает на допустимость
распространения оперативно-розыскных мероприятий на, вступающих в контакты с
лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача
ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.
2.2 Специальные
принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
В качестве важнейшего
отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, который
отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.
Конспирация (скрытность,
маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих добиться успеха. Она позволяет
сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты
осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих.
Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные
способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих
средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов
поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих,
быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных
предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил
делопроизводства и др. В ходе ОРД закон позволяет в случае необходимости
уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы,
зашифровывающие личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих
им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).
Порядок и правила
конспирации закреплены в ряде статей настоящего Федерального закона. Так,
например, ст. 5 Закона ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся
объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Даже введено
ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих
содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также
требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в
представляемых судье оперативно-служебных документах (ст. 9); (ч. 5 ст. 5; ч.ч.
3 и 7-9);
В ст. 6 и 15 заложена
возможность использования помощи должностных лиц и отдельных граждан на
негласной основе. Законодатель возлагает на уполномоченные органы проводить ОРД
обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ (ст. 14) и определил
перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих
государственную тайну.
Принцип конспирации
означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и
использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил
обращения с оперативно-служебными документами.
Организация и тактика ОРД
и способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных
нормативных правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица,
имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в Положениях об
МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.
Большое значение в ОРД
имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположны
по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих
тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по
выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке
анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».
Под методом ОРД
понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения
оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.
Средствами ОРД являются
объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается
(обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств
могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т.д.
Выбор органом,
осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся
ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут
использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а
также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в
уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять
с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут
выступать в качестве источников доказательств.
Сочетанием гласных и
негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация,
зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной
оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность
выдвигаемых версий и др.
В основу
оперативно-розыскной деятельности, кроме перечисленных в настоящем Федеральном
законе, положены и другие принципы, базирующиеся на Конституции РФ и уголовном
судопроизводстве, и являющиеся основополагающими началами оперативно-розыскной
деятельности. Прежде всего, необходимо отметить принцип равенства граждан перед
законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции, который нашел отражение в ч. 1
ст. 8 настоящего Федерального закона. В ряде статей Закона используется принцип
подконтрольности оперативно-розыскной деятельности, который заключается в
установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и
ведомственного контроля.
При решении задач борьбы
с преступностью и защиты безопасности государства с помощью ОРД особое место
имеет принцип адекватности (соразмерности) ее использования, т.е. она может
проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели
невозможно.
Невозможно представить
ОРД без принципов наступательности и непрерывности, которые необходимы при
поиске сведений о признаках преступной деятельности и выявлении неизвестных
ранее лиц, намеревающихся совершить преступление.
Принцип разделения
полномочий имеет важное значение в организации оперативно-розыскной
деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД,
решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий,
установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, принципы -
это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все
законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как нормативно-правового
акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице
его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи
специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.
Принцип конспирации
отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной
деятельности и заключается в организации и осуществлении ее, таким образом,
чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства
совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом
ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению
преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных
методов и средств сформулирован в ст. 1 Настоящего Закона а, следовательно, он
отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной
деятельности.
Данный принцип означает
тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по
выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в
качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а
также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в
уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять
с помощью гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной,
протокольной формы документов, которые могут выступать в качестве источников
доказательств.
Заключение
В курсовой работе нами
была исследована оперативно-розыскной деятельности как вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных
органов.
Мы установили, что ОРД
является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это
определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована
государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени
государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных
им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его
защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя
как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства,
побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания
проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения
о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или
опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо
тех и других в совокупности.
Правовой основой ОРД
является совокупность законодательных и иных нормативных актов,
регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовое
регулирование условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой
структуры можно назвать конституционный раздел. В него входят нормы Основного
закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм. К
международно-правовым относятся акты общего характера, ратифицированные,
утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась. Следующим разделом
является законодательный раздел. В него входят настоящий Федеральный закон, УК,
УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
Принципы ОРД
сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были
обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в
действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие
Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам
ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.
Принцип законности
заключается, прежде всего, в том, что все участники ОРД, обязаны, безусловно и
точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные
нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и
закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в
процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных
граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц,
ставших объектами ОРД. Принцип конспирации отражает специфический
разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности и заключается в
организации и осуществлении ее, таким образом, чтобы сохранить в тайне от
посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных
оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом ОРД осуществляется в
тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от
окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств
сформулирован в ст. 1 Настоящего Закона а, следовательно, он отражает сущность
ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности.
По положениям, выносимым на
защиту:
По первому положению: «Оперативно-розыскная
деятельность является разновидностью государственной правоохранительной
деятельности»
ОРД является
разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это
определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована
государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени
государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных
им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и
его защиту специфическими средствами и методами.
По второму положению: «Содержанием
оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных
мероприятий»
С содержательной стороны
оперативно-розыскную деятельность составляет проведение оперативно-розыскных
мероприятий, перечень которых строго ограничен комментируемым Законом. Однако
ОРД не исчерпывается только процедурой их проведения. Она охватывает также
проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, осуществление
мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД частных лиц,
применение специальных технических средств и химических веществ, которые
способствуют проведению конкретных оперативно-розыскных мероприятий или их
совокупности. Важно отметить, что и организационные, и тактические, и
обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто
предшествуют им либо являются их следствием, логически, технически, методически
из них вытекают.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Всеобщая
декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН
резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10
декабря 1998 г.
2.
Международный
пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с
иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.
3.
Конвенция о
защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с
изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6
ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
4.
Европейская
Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург,
20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня
2000 г., № 23.
5.
Соглашение о
взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы
с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.) // Текст Соглашения официально
опубликован не был.
6.
Соглашение о
сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992
г.) //правовая система Гарант.
7.
Конституция
Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //
Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.
8.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
9.
Гражданский
кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации
от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
10. Федеральный закон от 12 августа 1995
г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
11. Федеральный закон от 20 апреля 1995
г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от
24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
12. Федеральный закон от 10 января 1996
г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской
Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143.
13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г.
№ 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства
Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269.
14. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №
57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской
Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
15. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I
«О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29
апреля 1993 г. № 17 ст. 594.
16. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №
101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29, ст. 2757.
17. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №
1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503.
18. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации
от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316.
19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №
103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995
г., № 29, ст. 2759.
20. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г.
№ 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»//
Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15.
21. Таможенный кодекс Российской
Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2066.
22. Федеральный закон от 10 января 1996
г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
23. Закон Российской Федерации от 1
апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».
24. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №
57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской
Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
25. Федеральный закон от 8 января 1998 г.
№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2 ст. 219.
26. Закон Российской Федерации от 21 июля
1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской
Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
27. - Закон Российской Федерации от 17
января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.
28. Федеральный закон от 20 апреля 1995
г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от
24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
29. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №
126-ФЗ «О связи»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля
2003 г. № 28 ст. 2895.
30. Закон Российской Федерации от 11
марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., № 17,
ст. 888.
31. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //
Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть
I) ст. 3448.
32. Федеральный закон от 2 декабря 1990
г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных
депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.
33. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995
г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных
мероприятий с использованием технических средств»// Собрание законодательства
Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 31 (часть I).
34. Указ Президента РФ от 9 января 1996
г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации,
приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее
пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации» // Собрание законодательства Российской
Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 153.
35. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г.
№ 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10, ст. 1127.
36. Постановление Правительства РФ от 4
сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к различным степеням секретности»// Собрание
законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10.
37. Постановление Правительства РФ от 28
октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных
лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
38. Перечень видов специальных
технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации в процессе
осуществления ОРД от 1 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской
Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292 // Собрание законодательства
Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
39. Постановление Правительства РФ от 1
июля 1996 г. № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности
физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление
оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством,
реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и
вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных
(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения
информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных,
приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в
процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // Собрании
законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
40. Постановление Правительства РФ от 14
октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном
бюро Интерпола» // Российской газете от 23 ноября 1996 г.
41. Постановление Правительства РФ от 2
февраля 1998 г. № 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных
радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или
ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным
органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» //
Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 1996 г. № 43 ст.
4916.
42. Постановление Правительства РФ от 10
марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и
вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации, и списка видов специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз
которых подлежат лицензированию» // Собрание законодательства Российской
Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292.
43. Постановление Пленума Верховного Суда
РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции
Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации, 1994, № 3.
44. Постановление Пленума Верховного Суда
РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации, 1996 г., № 2, с. 1.
45. Определение Конституционного Суда РФ «По
делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от 14
июля 1998 г // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 августа
1998 г. № 34 ст. 4368, в «Российская газета» от 11 августа 1998 г. № 152.
46. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин
А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: «Деловой двор» 2008.
47. Китрова Е.В., Кузьмин В.А.
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». -
Система ГАРАНТ, 2007 г.
48. Киселев А.П. Комментарий к
Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности». – «ОСЬ-89» 2006 г.
49. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс
административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов.- М.:
«Проспект», 2004.
50. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров
С.М.: Административное право России: Учебник. - М.: «Эксмо», 2005.
51. Кучерена А.Г. Общение с
правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008.
52. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев
З.А. Российское административное право.
53. Бозров В. Результатам
оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе//
Российская юстиция, 2004, № 4.
54. Голубев В.В. Интернет и
оперативно-розыскная деятельность// Законодательство, 1999, № 11.
55. Докучаев О.О. Взаимодействие военных
следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, на этапе, предшествующем возбуждению уголовного дела// Право в
Вооруженных Силах, 2008, № 2.
|