Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей
Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ
ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА
Происходящие
в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования,
коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными
изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми
беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети.
Стремительная
трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост
детской беспризорности и безнадзорности. Приводятся разные показатели
численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России)
до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся
бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до
конца не осознаны. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой
увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной
ответственности (14 лет).
В
России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а
значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды
молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.
Крайне
болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число
детей-сирот доходит до 625 тысяч. Причем следует отметить, что 90% из них имеют
родителей.
В
России примерно 400 тысяч семей, где дети — с одним отцом, примерно 5 миллионов
семей — с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 миллионов); около
300 тысяч детей рождается вне брака; 35—40 тысяч ежегодно бегут из дома.
По
данным социальных обследований, до 60% детей раннего возраста имеют проявления
рахита, гипертрофии и диатеза, а более 10% — анемии. В школьном возрасте 15—20%
детей имеют хронические заболевания, а практически здоровые составляют не более
10—14% всех школьников. Более 4,5% детей страдают различными формами
психических заболеваний.
Серьезные
нарушения прав ребенка имеются и в области образования. Это и чрезмерные
учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны
многих педагогов, и низкое материально-техническое обеспечение учебного
процесса, имеющие место необоснованные переводы детей в коррекционные классы,
спецшколы и т.д.
Ухудшение
и без того тяжелого положения детей, снижение уровня жизни и реальных доходов
родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных,
творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных
программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на
охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части
формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской
преступности.
Именно
антиобщественная установка в процессе формирования личности несовершеннолетнего
порождает преступление. Начиная с 1987 г. в России фиксируется непрерывный
рост числа несовершеннолетних преступников. Если в 1987 г. их было 117
тысяч, то в 1996 г. уже 202 877 человек, или на 76% больше. Для взрослых
этот показатель вырос только на 26%. В целом лицами 14—25 лет совершается более
50% всех преступлений.
Значительно
повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — 100 тысяч
общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность
уже составляет от 30 до 40% от общего количества преступлений, совершенных в
государстве. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии
опьянения, 14% — повторно. Ежегодно в России 120 тысяч несовершеннолетних за
различные правонарушения осуждаются условно.
Все
чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых (количество
таких преступлений возросло более чем в два раза, так, за год выявляется 25—30
тысяч преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет,
регистрируется свыше 80 тысяч случаев сексуального насилия или развратных
действий), но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
В
последние годы дети стали объектом интереса криминальных структур, которые
увидели в них свою «смену» и поэтому стали очень активно вовлекать их в свой
преступный промысел. И это является одной из главных причин значительного роста
правонарушений, совершаемых детьми, не достигшими 14-летнего возраста.
Вместе
с тем, и это необходимо отметить особо, Россия, ратифицировав Конвенцию о
правах ребенка, начала движение в направлении исполнения ее главной задачи:
приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности
всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных
органов.
Признав
кризисное положение детей в современном обществе, государство делает
последовательные шаги по изменению своей политики в области обеспечения, охраны
и защиты прав детей. Создается нормативно-правовая база, обеспечивающая
гарантии защиты прав ребенка, она приводится в соответствие с требованиями
Конвенции о правах ребенка, создаются механизмы ее реализации, происходит
постепенное изменение отношения самого общества к детям.
Так
как дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения защиты
их прав требуются дополнительные независимые механизмы. Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов
Государственной думы и неправительственных правозащитных организаций о создании
в России института уполномоченного по правам ребенка.
В
настоящее время в четырех субъектах и двух городах России такие институты
созданы и эффективно действуют. Причем защита детей должна осуществляться при
непосредственной и активной поддержке государства, при тесном взаимодействии
всех детских и молодежных организаций, так как разобщенность в их деятельности
приносит больше вреда, чем пользы.
ДОКУМЕНТЫ, ОХРАНЯЮЩИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ
К
основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:
–
Конституция Российской Федерации.
–
Семейный кодекс Российской Федерации.
–
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
–
Федеральный закон об образовании.
–
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
–
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
–
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так
же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
-
Декларация прав ребенка.
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Закон
– в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все
установленные государством общеобязательные правила.
Декларация
– провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу
рекомендации.
Конвенция
– одно из наименований международного договора; заключается на уровне
правительств.
Конвенция
и закон являются общеобязательными правилами, которые должны выполняться. А
декларация является официальным документом – рекомендацией, в которой
сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной
силы.
«КОНВЕНЦИЯ
О ПРАВАХ РЕБЕНКА». ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ
Конвенция ООН
о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права
детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и
досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах
ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором
права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит
из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от
рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных
от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США
и Сомали.
История
создания
Одним
из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было
образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).Через
два года, в 1948 году
Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и
положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав
человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но
первым актом ООН,
касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были
сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за
осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им
«счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано
давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми
правами и свободами на их благо и благо общества.
К
20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным
годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в
числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей,
рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах
ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта
Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет
после принятия Декларации прав ребенка.
Во
время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были
организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и
специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить
информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека —
прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября
1989 года, 26 января
1990 года началось
подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после
ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам
человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году
Конвенция стала универсальной для всех государств.
В
настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали
участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только
[США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт
от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл
Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).
СССР ратифицировал данную
Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция
вступила в силу для Российской
Федерации 15 сентября
1990 года. После
ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории
статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в
государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
В
1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН
текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября
отмечать как День прав ребенка.
ПРИЧИНЫ
ПРИНЯТИЯ РОССИЕЙ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
К Конвенции
по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его
правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе
Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени
были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие
практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как
Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации.
Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.
Одной из
основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является
построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится
реализовать права человека и детей в том числе.
По
мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право
ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно
нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о
правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их
нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку
или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью
некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и
беспризорных детей».
Из
этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического
механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас
для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия
приняла «Конвенцию о правах ребенка».
СТРУКТУРА КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Конвенция
о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей,
детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати
лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и
нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.
Преамбула
Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире,
историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.
Первая часть Конвенции
·
Статьи
1-4 определяют понятие «ребенок»
и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
·
Статьи
5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя,
гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на
неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
·
Статьи
12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на
свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка
к распространению информации.
·
Статьи
20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а
также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
·
Статьи
28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также
права на образование, отдых и досуг.
·
Статьи
32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от
эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли
детьми.
·
Статьи
37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права
детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
·
Статьи
41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и
механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
А
также о правах
Третья часть Конвенции
·
Статьи
46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами
положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах
ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог
стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
ПРАВА
РЕБЕНКА, ГАРАНТИРУЕМЫЕ КОНВЕНЦИЕЙ
Согласно
Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета
интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о
социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В
соответствии с этими принципами:
1.
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2.
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство,
имя и семейные связи.
3.
Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это
право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или
печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по
выбору ребенка.
4.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического
насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со
стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица,
заботящегося о ребенке.
5.
Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и
помощь, предоставляемые государством.
6.
Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в
умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и
достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют
его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7.
Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая
социальное страхование.
8.
Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие
личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом
полном объеме.
9.
Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих
родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой
группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10.
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и
развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11.
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения
любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо
наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному
развитию.
12.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и
сексуального совращения.
13.
Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут
пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам
обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или
произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на
незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14.
Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и
невозвращением детей из-за границы.
15.
Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного
права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства
принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали
прямого участия в военных действиях.
Признавая
ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами
задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в
«духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
МЕХАНИЗМ
ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Помимо
законов, охраняющих права детей в России, существуют правительственные
федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных
условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой
программы может служить Программа "Дети России", принятая
в августе 1994. Она включила в себя ФЦП:
- "Одаренные
дети",
- "Организация
летнего отдыха детей",
- "Дети
семей беженцев и вынужденных переселенцев",
- "Дети
Чернобыля",
- "Дети-сироты",
- "Дети-инвалиды",
- "Дети
Севера",
- "Планирование
семьи",
- "Развитие
индустрии детского питания", а также "Безопасное
материнство". С 1997 в составе программы "Дети
России" еще две ФЦП:
- "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
- "Развитие
социального обслуживания семьи и детей".
С 1999 —
ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту".
В марте
2001 состоялась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам
российских детей — "Гражданское общество — детям России".
На конференции был принят проект Концепции первоочередных мер
по защите прав ребенка в России. Тут же было принято решение о создании
Союза общественных региональных организаций "Гражданское общество —
детям России" — совместного инструмента в отстаивании детских
интересов на всех уровнях государственной власти. Через год, в апреле
2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых так или
иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный
Совет "Гражданское общество — детям России", где утвердили
Концепцию и выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала
Элла Памфилова.
Согласно
Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области
защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта
наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты
прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:
-
поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия
и полноценного развития будущих поколений нации;
-
продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;
-
поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;
-
организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных,
творческих и спортивно-оздоровительных инициатив;
-
профилактика детской инвалидности;
-
реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию
интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать
свои собственные ресурсы для полноценного развития;
-
развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского
попечения;
-
социальная ре-интеграция выпускников интернатов
-
воссоздание в России системы ювенальной юстиции;
-
внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля
за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном
уровнях — таких, как уполномоченные по правам детей, общественные
инспекторы, и др.;
-
развитие сотрудничества с государственными органами и структурами,
в том числе через систему социального заказа по программам,
осуществляемым в интересах детей;
-
развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;
-
продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах
детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.
Таким
образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства
в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей.
Подводя
итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась
система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная
соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной
задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции
о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конвенция
о правах ребенка – М.1989
2.
Декларация
о правах ребенка – 1959
3.
Онлайн
энциклопедия «Кругосвет» www.krugosvet.ru
4.
Свободная
энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia.org
|