Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними
Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними
Введение
Воспитательные
колонии предназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними,
осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательные
колонии имеют особое значение. Задача их — возвращение несовершеннолетних,
совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного в обществе
правопорядка, интересов других граждан, общества и государства. В этих колониях
в процессе исполнения лишения свободы главное внимание сосредоточено на
воспитании осужденных - несовершеннолетних. Это находит отражение в штатной численности
персонала воспитательной колонии, которая составляет 48% от среднегодовой
численности осужденных, тогда как в исправительных колониях она равна всего 17%.
Особенности отбывания
наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними
В истории российского
государства исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении
несовершеннолетних всегда уделялось особое внимание. Даже в годы культа
личности учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в значительно меньшей
мере были подвержены тем недостаткам и извращениям, которые имелись в других
исправительных учреждениях, особенно в лагерях. УИК РФ[1]
эту положительную традицию не только воспринял, но и развил значительно дальше,
существенно смягчив условия отбывания наказания и увеличив возможности воспитательного
воздействия на данную категорию осужденных.
В ст. 132—142 УИК детально
прописаны условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в
воспитательных колониях. Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ предусматривали
два вида воспитательных колоний — общего и усиленного режимов. В воспитательных
колониях общего режима отбывали наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние
мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние
женского пола. В воспитательные колонии усиленного режима (а таких колоний в
России было всего три) направлялись отбывать наказание несовершеннолетние
мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы. При чем
условия отбывания наказания в колониях общего и усиленного режима были
одинаковыми. Поэтому в редакции ФЗ от 21 февраля 2001 г. упразднил деление
воспитательных колоний на два вида, а ввел только один вид для всех категорий несовершеннолетних
осужденных. Данный Закон уточнил редакцию ст. 58 УК РФ[2],
указав, что лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения
судом приговора 18-летнего возраста, отбывание наказания назначается в
воспитательных колониях. Это вносит существенную корректировку в сложившуюся
практику направления судами в воспитательные колонии лиц в случае, если они
совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте и не достигли возраста 19
лет. Дело в том, что согласно ст. 139 УИК РФ осужденные к лишению свободы,
достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии, до окончания срока наказания, но не
более чем до достижения ими возраста 19 лет. При этом на таких лиц распространяются условия отбывания
наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для
несовершеннолетних осужденных.
Подобная мера продиктована
сугубо воспитательными задачами и осуществляется по постановлению начальника
воспитательной колонии, санкционированному прокурором. Отрицательно
характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигнувшие возраста 18 лет,
переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в
изолированной участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная
колония общего режима, при его наличии или исправительную колонию общего
режима. Все категории осужденных, достигшие возраста 19 лет, переводятся в
исправительную колонию общего режима.
В воспитательных колониях
устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания
наказания. По сравнению с исправительными колониями, предназначенными для отбывания
наказания взрослыми осужденными, здесь вводится еще один вид условий — льготные
условия отбывания наказания.
В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание
несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме
ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления,
совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные,
переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.
Для перевода осужденного в облегченные условия необходимы два условия:
1) отсутствие взысканий
за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестное
отношение к труду и учебе;
2) нахождение в обычных
условиях в течение определенного срока (не менее трех месяцев — для лиц женского
пола и осужденных мужчин, отбывающих лишение свободы впервые; и не менее шести
месяцев для осужденных мужчин, ранее отбывавших лишение свободы).
Льготные условия отбывания наказания устанавливаются
для лиц, находящихся в облегченных условиях и подготавливаемых к освобождению.
В строгих условиях отбывают наказание лица, осужденные за
умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы, а также
признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и
облегченных условий. Чтобы быть переведенным из строгих условий в обычные,
осужденный должен там находиться не менее шести месяцев, не иметь взысканий за нарушения
порядка отбывания наказания и добросовестно относиться к труду и учебе.
В срок нахождения
несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срок
пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к
несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он
не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые
к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Если осужденный
находится в льготных условиях отбывания наказания и признается злостным
нарушителем, то его переводят в обычные условия отбывания наказания; в эти же
условия могут быть переведены и злостные нарушители с облегченных условий отбывания
наказания (но они могут быть переведены и в строгие условия).
В отличие от других видов
исправительных учреждений в воспитательных колониях не создаются комиссии по
определению условий отбывания наказания; здесь этот вопрос решается иначе.
В воспитательных колониях
функционируют советы воспитателей в отрядах, учебно-воспитательный совет
колонии, а также попечительский совет при воспитательной колонии. Совет
воспитателей и учебно-воспитательный совет как раз и выполняют в определенной
мере роль указанной выше комиссии. Совет воспитателей отряда рассматривает
вопрос о целесообразности перевода осужденного из обычных условий в облегченные
условия отбывания наказания и дает представление начальнику колонии, который
своим постановлением осуществляет такой перевод. Все остальные виды переводов
из одних условий в другие рассматриваются на учебно-воспитательном совете
колонии, где и выносится коллективное решение о возбуждении представления начальнику
учреждения о переводе конкретного осужденного в те или иные условия отбывания
наказания. Начальник рассматривает данное представление и принимает
соответствующее решение. Попечительский совет может рассматривать практику переводов
с одних условий отбывания наказания в другие, вынося необходимые рекомендации
администрации воспитательной колонии.
В отношении осужденных,
содержащихся в воспитательных колониях, также предусматривается возможность
повторных переводов из одних условий отбывания наказания в другие на тех же
условиях, что и первичные переводы. Лишь осужденные, которые находились в
льготных условиях и были признаны злостными нарушителями, за что их перевели в
обычные условия отбывания наказания, вновь могут быть переведены в льготные
условия только в случае перевода их в облегченные условия и пребывания там не
менее шести месяцев.
Осужденные,
отбывающие наказания в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Они могут ежемесячно расходовать
средства заработанные
осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные
пособия могут без ограничения на приобретение продуктов питания и предметов
первой необходимости и иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере
четырех тысяч рублей; иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных
свидания в течение года.
Осужденные,
отбывающие наказания в облегченных
условиях, ежемесячно
могут расходовать средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими
пенсии и социальные пособия без ограничения на приобретение продуктов питания и
предметов первой необходимости и иные средства имеющиеся на их лицевых счетах,
в размере шести тысяч рублей; иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре
длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной
колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной
колонии. Эти осужденные
также проживают в общежитиях на территории колонии.
Существенные
отличия имеют льготные
условия отбывания наказания.
Сейчас осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в
общежитиях (а ранее, как правило, за пределами воспитательной колонии без
охраны, но под надзором администрации колонии). Им разрешается расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся
на их лицевых счетах, без ограничения; иметь краткосрочные свидания без
ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с
проживанием за пределами воспитательной колонии. Осужденным, отбывающим
наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии
может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии
без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае
им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.
Весьма
жесткие ограничения устанавливаются в строгих условиях отбывания наказания. Прежде всего, осужденные проживают в
изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы
время (однако эти помещения не могут оборудоваться по типу камер). Права
осужденных здесь существенно ограничены: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и
предметов первой необходимости средства
заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и
социальные пособия и иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере
трех тысяч рублей; иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года (длительные свидания не предоставляются).
В
отношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, наряду с
общими мерами поощрения и взыскания, предусмотренными ст. 113 и 115 УИК РФ,
применяются дополнительно и другие. Так, за хорошее поведение, добросовестное
отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций
осужденных и в проводимых воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним
осужденным дополнительно к общим мерам поощрения могут применяться такие меры поощрения,
как: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных
мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудника данной
колонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении
родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условий
отбывания наказания в обычные.
Выход
осужденных за пределы воспитательной колонии для посещения спортивных или
зрелищных мероприятий либо в сопровождении родственников осуществляется в
принадлежащей им одежде гражданского образца. Продолжительность такого выхода
определяется начальником воспитательной колонии, но он не может быть определен
более восьми часов; а также не допускается выход в ночное время.
К несовершеннолетним
осужденным наряду с общими мерами взыскания, такими как выговор и
дисциплинарный штраф в размере до 200 руб., предусмотренными ст. 115 УИК РФ,
применяются следующие взыскания: лишение права просмотра кинофильмов в течение
одного месяца, водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с
выводом на учебу (в ранее действовавшем законодательстве в дисциплинарный
изолятор водворить несовершеннолетнего осужденного можно было на срок до 10
суток). Из точного толкования текста закона вытекает, что сейчас
несовершеннолетнего осужденного в порядке взыскания нельзя лишать в разовом
порядке (как это имело место раньше) посещения концерта, участия в спортивных
играх, хотя в воспитательном плане это было весьма полезно.
Во
время пребывания осужденного в дисциплинарном изоляторе ему запрещаются длительные
свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов
первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование
настольными играми и курение. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два
часа.
Из текста закона
следует, что этим лицам предоставление краткосрочных свиданий не запрещается.
Однако это целесообразно делать лишь в случае, когда, например, приехали
родители или близкие родственники на длительное свидание, а осужденный
находится в дисциплинарном изоляторе и освобождать досрочно его оттуда нет
оснований. В других случаях краткосрочные свидания следует предоставлять после
выхода осужденного из дисциплинарного изолятора. Если осужденный, находясь в
дисциплинарном изоляторе, допускает нарушения установленного порядка, то к нему
могут применяться все указанные выше взыскания, кроме водворения в дисциплинарный
изолятор. В ранее действовавшем законодательстве было установлено ограничение в
применении дисциплинарного изолятора (не более 40 суток в год), теперь данное
ограничение снято, в том числе и в связи с введением такого порядка, когда
злостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания наказания.
В воспитательных колониях
действуют несколько отличный порядок и круг лиц, обладающих правом применения
мер поощрения и взыскания. Таким правом в полном объеме обладает начальник
воспитательной колонии или лицо, его замещающее. Но кроме них это еще и
воспитатели отделений (отряд осужденных в воспитательных колониях делится на отделения
численностью до 25 человек), и начальники отрядов. Начальнику отряда
предоставлено право самостоятельно поощрять осужденных: объявлять благодарность;
разрешать дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и
предметов первой необходимости (до одной четверти минимального размера оплаты
труда); досрочно снимать наложенное им взыскание. Начальник отряда вправе
объявить выговор и лишить на один месяц права просмотра кинофильмов. Воспитатель
отделения вправе объявить благодарность и досрочно снять ранее наложенное им
взыскание (выговор, который он может наложить самостоятельно).
Отрицательно
характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет,
переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в
изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как
исправительная колония общего режима, при его наличии или в исправительную
колонию общего режима. Решение о переводе осужденного, достигшего возраста 18
лет, в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как
исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию принимается
судом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации. Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся
для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из
изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как
исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по
постановлению начальника воспитательной колонии.
В воспитательных колониях
организуется единый учебно-воспитательный процесс, который соединяет
общеобразовательную и профессиональную подготовку осужденных, закрепляемую в
процессе трудовой деятельности. Собственно воспитательное воздействие на
осужденных как раз и концентрируется вокруг этих сфер деятельности. Участие в
спортивных мероприятиях, в работе самодеятельных организаций, в художественной
самодеятельности и других видах деятельности лишь дополняет портрет личности
осужденного, основные контуры которого вырисовываются, прежде всего, в учебе и
производительном труде.
Единый учебно-воспитательный
процесс осуществляется в целях исправления осужденных и подготовки их к
самостоятельной жизни на свободе. Этот процесс направлен на формирование у осужденных
законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе,
получению начального профессионального образования, профессиональной подготовки,
повышению образовательного и культурного уровня.
Общее
образование, начальное профессиональное образование и профессиональная
подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы,
профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой)
мастерской воспитательной колонии.
Несовершеннолетним
осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего
и высшего профессионального образования.
Начальное
профессиональное образование в воспитательных колониях осуществляется в имеющихся
там профессионально-технических училищах или их филиалах. Профессиональная
подготовка происходит в мастерских и на производстве путем индивидуального,
группового, бригадного и курсового обучения рабочей профессии.
Уголовно-исполнительный
кодекс предусматривает участие
общественных объединений в
работе воспитательных колоний в двух формах — в виде деятельности
попечительских советов и родительских комитетов. Попечительские советы при
воспитательных колониях создаются из представителей государственных предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Их цель состоит в
оказании помощи администрации воспитательных колоний в организации
учебно-воспитательного процесса и укреплении их материально-технической базы, в
решении вопросов социальной защиты осужденных, их трудового и бытового
устройства после освобождения из колонии. Порядок формирования, компетенция,
организация его деятельности регулируются примерным положением о Попечительском
совете, на основе которого в каждой воспитательной колонии разработано
собственное положение о таком совете.
Родительские комитеты создаются
при каждом отряде осужденных из родителей, лиц, их заменяющих, либо других
близких родственников с целью повышения эффективности воспитательного
воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательной
колонии. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым
начальником колонии.
Заключение
Во многих воспитательных
колониях (прежде всего недавней постройки) созданы в целом неплохие условия
жизнеобеспечения осужденных: возведены добротные общежития, школы,
профессионально-технические училища, помещения для проведения воспитательной и
спортивной работы и т. п. Но вместе с тем значительное число воспитательных
колоний организовано на базе бывших монастырей (7), тюрем (3), исправительных
колоний (29), лагерных пунктов (3), детских домов (7) и других специфических
учреждений.
Сейчас некоторые
культовые здания возвращены церкви, и там после восстановления вновь в ряде
случаев создаются монастыри (например, в Ярославской области). Естественно, что
в таких неприспособленных помещениях трудно организовывать на надлежащем уровне
выполнение упомянутых выше задач.
В конце 1993 г. ГУИН МВД
России подготовил Программу совершенствования деятельности
воспитательно-трудовых колоний на 1993—2000 годы, которая, к сожалению, так и
не была принята Правительством РФ, причем не только из-за больших ресурсных
затрат, но и по другим причинам. Поэтому массовой реконструкции воспитательных
колоний в ближайшее время не предвидится и рассчитывать следует лишь на
имеющиеся ресурсы самой уголовно-исполнительной системы и помощь со стороны
властных структур субъектов РФ. На такую реконструкцию требуются исключительно
большие средства.
Для примера типовое
описание комплекса зданий и сооружений, необходимых для нормального функционирования
воспитательных колоний.
Жилая зона включает в
себя следующие объекты: общежития для проживания осужденных с набором подсобных
и вспомогательных помещений и оборудования (спальные помещения, комнаты
начальника отряда и воспитателей, комната воспитательной работы, кладовая для
хранения обменного фонда, комната для хранения личных вещей, комната для сушки
одежды и обуви, комната быта, гардеробная, санузел, водопровод, канализация,
центральное отопление, горячая вода); школа; профессионально-техническое
училище; столовая; кухня с типовым набором помещений; медчасть со стационаром и
набором вспомогательных кабинетов; дисциплинарный изолятор; карантин;
баня-прачечная; парикмахерская; отдельно стоящая сушилка; отдельно стоящая
умывальня; отдельно стоящая душевая; отдельно стоящие туалеты; помещения для
выдачи одежды; склад для личных вещей повседневного пользования; ремонтная
мастерская одежды и обуви; лаборатория; спецкабинет; библиотека и читальный
зал. Кроме того, в жилой зоне располагаются и другие здания и помещения;
комната краткосрочных свиданий; помещение для граждан, прибывших на свидание;
помещение для хранения посылок, передач и бандеролей; клуб со вспомогательными
сооружениями; магазин; спортзал; летняя эстрада; спортплощадка; комната
длительных свиданий; помещение для проведения отпусков воспитанников
(профилакторий).
В производственную зону
включаются: здания и цеха (рабочие места), санпропускник на стыке жилой и
производственной зон, складские и подсобные помещения, площадка для
производства погрузочно-разгрузочных работ, помещение для технологического и
учебно-производственного оборудования и его монтажа, транспорт,
погрузочно-разгрузочные механизмы.
Большое количество зданий
и сооружений создается за пределами жилой и производственной зон — в так
называемой хозяйственной зоне. Это: продовольственный склад; овощехранилище;
квасильно-засолочный пункт; ледник (холодильник); вещевой склад; склад личных
вещей; склад хозинвентаря; аптека; гараж; склад горюче-смазочных материалов;
склад лакокрасочных материалов; котельная; помещения для проживания осужденных,
переведенных в льготные условия отбывания наказания и расконвоированных;
помещение военизированной пожарной охраны и пожарное депо; подсобное хозяйство
(свинарник на 100 голов, коровник на20 голов, тепличное хозяйство). В
хозяйственной зоне также располагаются другие вспомогательные здания и
сооружения: штаб с контрольно-пропускным пунктом и охранные сооружения,
располагающиеся по периметру, как правило, протяженностью не менее 2200 метров.
Они состоят из: а) основного ограждения (железобетонного, кирпичного,
деревянного либо смешанного заполнения полотна); б) маскировочного забора; в)
предупредительного забора (из сетки "рабица" и колючей проволоки); г)
противопобеговых заграждений и противотаранных укреплений. На основном
ограждении предусматривается использование системы различных
инженерно-технических средств охраны.
Все эти объекты
предназначены исключительно для обслуживания осужденных. Однако оно невозможно
без создания соответствующей инфраструктуры для жизнеобеспечения и надлежащей
работы персонала, а он достаточно многочислен и должен располагаться, как
правило, рядом или вблизи воспитательной колонии.
Вот такой сложнейший
комплекс жизнеобеспечения и нормального функционирования должен быть создан в
каждой воспитательной колонии, что в принципе и обеспечит эффективную
деятельность данных исправительных учреждений, конечно, при условии
необходимого не только штатного, но и, главное, качественного обеспечения.
Список использованных
источников
1 Конституция Российской Федерации:
[принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] с изм. ФКЗ от 25.03.2004
г. № 1-ФКЗ//Российская газета № 237
2. Уголовно – исполнительный Кодекс
РФ: [принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. в ред. ФЗ от 27.12.2009 N
377-ФЗ//"Российская газета", N 9, 16.01. 1997
3 Уголовный Кодекс РФ: [принят Государственной
Думой 24 мая 1996 г.] в ред. ФЗ от от 29.12.2009 N 383-ФЗ//"Российская
газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118,
25.06.1996
4 Уголовно - процессуальный кодекс
РФ: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г.] в ред. ФЗ от 29.12.2009 N
383-ФЗ//Российская газета N 249, 22.12.2001
5 Зубкова
А.И. Уголовно-исполнительное право России:
теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца
XIX — начала XXI века: учебник
для вузов/ Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. — 720 с.
6 Трунова И.Л. Уголовно-исполнительное
право Российской Федерации: учебник/Под ред. И.Л. Трунова. — М.: Изд-во Эксмо,
2005. — 768 с.
[1] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997
г. №1-ФЗ в ред. ФЗ от 27.12.2009 N 377-ФЗ/ СЗ 13.01.1997, N 2, ст. 198
[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ в
ред. ФЗ от 29.12.2009 N 383-ФЗ/ СЗ 17.06.1996, N 25, ст. 2954
|