Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
Реферат
"Основы судебно-экспертной деятельности
в Российской Федерации"
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном
уровне определены правовые основы, принципы организации и основные направления
судебно-экспертной деятельности, используемой в гражданском, административном и
уголовном судопроизводстве.
Экспертная деятельность основывается на Конституции России,
Федеральном законе от 31.05.2001 г. 73-ФЗ "О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ)
ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях,
Таможенном, Налоговом кодексах РФ, законодательстве о здравоохранении, других
федеральных законах, а также нормативных правовых актах федеральных органов
исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной
экспертизы.
Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание
содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание,
следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию
по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных
знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается
на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав
юридического лица, а также независимости эксперта, объективности,
всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных
достижений науки и техники.
При производстве судебной экспертизы эксперт не может
находиться в зависимости от органа или лица, назначивших экспертизу, сторон и
других лиц, заинтересованных в исходе дела; он дает заключение, основываясь на
результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными
знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов,
судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров,
а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц
в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в
интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат
ответственности в соответствии с законодательством РФ (в частности, ст. 302 УК
РФ).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и
практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в
полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих
возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе
общепринятых научных и практических данных.
Законом 73-ФЗ на федеральном уровне впервые нормативно
установлен ряд межотраслевых, междисциплинарных понятий, которые используются и
в правовой бухгалтерии (ст. 9 Закона 73-ФЗ).
Так, судопроизводство определено как регулируемая
процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или
судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных
дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя
или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и
предварительного следствия.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из
проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение
которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или
ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания,
лицом, производящим дознание следователем или прокурором, в целях установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и
результаты исследований, проведенных экспертом.
Повреждение объекта исследования - это изменение свойств и
состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических
методов при проведении исследований.
А объектами исследований являются вещественные
доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного
исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная
экспертиза (ст. 10 Закона 73-ФЗ).
При проведении исследований вещественные доказательства и
документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут
быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для
проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно
содержаться в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы либо
соответствующем письме.
Повреждение вещественных доказательств и документов,
произведенное с разрешения органа или лица, назначивших экспертизу, не влечет
за собой возмещение ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным
учреждением или экспертом.
В случае, если транспортировка объекта исследований в
судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие
экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и
возможность его исследования.
На законодательном уровне подробно регламентируется правовой
статус государственных судебно-экспертных учреждений, действующих в системе
исполнительной власти Российской Федерации и созданных для обеспечения
исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих
дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства
экспертизы.
Их деятельность по организации и производству судебной
экспертизы регулируется анализируемым Законом 73-ФЗ, процессуальным
законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными
правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти
(например, Министерства юстиции, МВД РФ и др.).
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того
же профиля осуществляют деятельность по организации и производству экспертизы
на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике,
профессиональной подготовке и специализации экспертов. Они производят судебную
экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими
федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном
порядке производят экспертизы для органов дознания, органов предварительного
следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется
соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае
невозможности производства экспертизы в государственном судебно-экспертном
учреждении, обслуживающем указанную территорию (в связи с отсутствием эксперта
конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо
специальных условий для проведения исследований) экспертиза для органов
дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена
государственными экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по
организации и производству экспертизы для других государств осуществляется в
соответствии с международными договорами РФ.
В ст. 41 Закона 73-ФЗ подтверждено, что в соответствии с
нормами процессуального законодательства Российской Федерации экспертиза может
производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами,
обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или
ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На
судебно-экспертную деятельность таких лиц распространяется действие
соответствующих норм федерального законодательства.
Законом 73-ФЗ регулируются следующие важные вопросы, имеющие
отношение и к курсу "Правовая (судебная) бухгалтерия": обязанности и
права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения
(ст. 14-18); производство судебной экспертизы в государственном судебно-
экспертном учреждении (ст. 19-25); особенности производства судебной экспертизы
в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц (ст.
26-36); финансовое, организационное, научно-методическое и информационное
обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (ст.
37-40); заключительные положения (ст. 41-43).
В целях укрепления правовой основы и принципов организации
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и
совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную
деятельность, 20 декабря 2002 года Министром юстиции РФ издан Приказ за номером
347 (зарегистрирован в Минюсте РФ 5.01.2003 г. 4093), утвердивший Инструкцию
по организации производства судебных экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
Инструкция определила условия и порядок организации
производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных
учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) в
соответствии с требованиями УПК, ГПК, АПК, КоАП, а также Таможенного кодекса
Российской Федерации (ТК), Налогового кодекса Российской Федерации (НК) и
Федерального закона от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и других
нормативных правовых актов. Остановимся на отдельных положениях данной
Инструкции, регулирующих вопросы, не нашедшие отражения в процессуальных кодексах
и ФЗ от 31 мая 2001 года.
Так, на руководителя СЭУ возложена обязанность по организации
работы по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на
современном научно-техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального
закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав,
связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему
заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения,
которое он возглавляет.
Руководитель СЭУ обязан:
- по получении постановления или определения о назначении
судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее
производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения,
при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта-организатора.
При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков
производства экспертизы;
- в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в
оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы,
письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить
устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки
не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной
экспертизы;
- разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и
обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную
экспертизу, предупредить и об уголовной ответственности за дачу заведомо
ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с
заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства
судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая
принцип независимости эксперта;
- по окончании производства экспертизы проверить полноту и
качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и
материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить условия, необходимые для сохранения
конфиденциальности исследований и их результатов;
- обеспечить соблюдение правил техники безопасности и
производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и
материалов дела;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи
с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения,
которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения,
составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну
(п.п. 7-8 Инструкции).
Руководитель СЭУ не вправе:
- истребовать без постановления или определения о назначении
судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства
судебной экспертизы;
- самостоятельно, без согласования с органом или лицом,
назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не
работающих в данном учреждении;
- давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов
по конкретной судебной экспертизе (п. 9 Инструкции).
Руководитель СЭУ вправе:
- возвратить без исполнения постановление или определение о
назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты
исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной
специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных
условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится
возврат;
- ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили
судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих
в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
- организовать производство судебной экспертизы с участием
других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении
судебной экспертизы (п. 10 Инструкции).
Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении
судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и
регистрируется в журнале регистрации экспертиз. При назначении судебной
экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к
разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того
же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным
заключением.
При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность
объекта для последующей судебной экспертизы.
Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде,
регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и
копии определения (постановления) суда в СЭУ (п. 19 Инструкции).
Государственным судебным экспертом является аттестованный
работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную
экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Статьей 13 Закона 73-ФЗ определены профессиональные и
квалификационные требования, предъявляемые к государственному эксперту.
Должность эксперта в государственных судебно-экспертных
учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее
профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной
экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами
соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального
органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать
гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное
образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и
аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы
осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов
исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит
пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Согласно ст. 16 Закона 73-ФЗ эксперт обязан: принять к
производству порученную ему руководителем соответствующего государственного
судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу; провести полное
исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и
объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; составить
мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить
данное сообщение в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если
поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты
исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения
исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный
уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы; не
разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством
судебной экспертизы, в том числе те, которые могут ограничить конституционные права
граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную
охраняемую законом тайну; обеспечить сохранность представленных объектов
исследований и материалов дела.
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные
соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть
поручено производство экспертизы (а в случаях, когда указанное производство
начато, оно немедленно прекращается), если установлены обстоятельства,
подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения
(ст. 18Закона 73-ФЗ),
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной
экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее
производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным
законодательством Российской Федерации.
В развитие положений Закона 73-ФЗ Приказом Минюста России от
23.01.2002 г. утверждено Положение об аттестации работников на право
самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных
учреждениях Минюста России
Положение устанавливает порядок аттестации работников на
право самостоятельного производства экспертизы с целью определения их уровня
профессиональной подготовленности.
Для этого образуются Центральная экспертно-квалификационная
комиссия в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте России
(РЦСЭ) и Зональные комиссии в региональных центрах и центральных лабораториях
судебной экспертизы.
Право самостоятельного производства экспертизы присваивается
работникам судебно-экспертных учреждений, имеющим высшее профессиональное
образование, прошедшим подготовку по конкретной экспертной специальности и
обладающим специальными познаниями, необходимыми для производства конкретных
родов (видов) судебных экспертиз.
Он должен знать действующее законодательство по вопросам
судебной экспертизы, ведомственные нормативные акты, регулирующие экспертную
деятельность, теоретические основы судебной экспертизы в целом и конкретного ее
рода (вида), современные методы и методики производства экспертиз по своей
экспертной специальности и владеть ими.
Право самостоятельного производства экспертизы в системе
судебно-экспертных учреждений Минюста России присваивается сроком на пять лет. Через
каждые пять лет экспертно-квалификационной комиссией рассматривается вопрос о
его продлении.
Полноценную, независимую, законную и эффективную деятельность
эксперта обязан обеспечить руководитель экспертного учреждения, правовой статус
которого также находит подробное отражение в ст. 14, 15 Закона 73-ФЗ.
Так, руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении
судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для
производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом,
назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не
работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по
конкретной судебной экспертизе.
При производстве судебной экспертизы в государственном
судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса,
которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве
экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать
объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной
экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии
совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза
производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не
допускается.
В случае если участник процесса, присутствующий при
производстве экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить
исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу,
об отмене разрешения на его присутствие при экспертизе.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов
эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают
его. Подписи эксперта или комиссии удостоверяются печатью государственного
судебно-экспертного учреждения.
Согласно ст. 25 Закона 73-ФЗ в заключении должны быть
отражены:
- время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначивших судебную
экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении,
об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы,
ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено
производство экспертизы;
- предупреждение эксперта в соответствии с законодательством
Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные
эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при
производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных
методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка
выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (комиссии
экспертов), прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы,
фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в
судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших
экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
|