Организационные аспекты деятельности судов
Организационные аспекты деятельности судов
РЕФЕРАТ
по
курсу «Общее право»
по
теме: «Организационные аспекты деятельности судов»
Введение
На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит
нравственная обязанность пред родиной и пред русским народом охранить этот суд
от порчи и способствовать его укоренению в русской жизни.[1]
Мысль, высказанная более ста лет назад, сегодня звучит свежо
и современно. И почему? А потому, что суд в России в силу многих обстоятельств
необходим российским людям, но суд им нужен не «абы какой-нибудь». Извечная
мечта у нашего народа была о суде скором, справедливом и милостивом. И видя все
его несовершенства, народ российский нередко ропщет, но все-таки устремления
свои по совершенствованию суда не оставляет, так как понимает, что суд это
человеческое учреждение: человеки в нем работают и с человеками ему разбираться
приходиться. А человеки – ох, какие сложные, непредсказуемые и неповторимые
существа. Работающим в нем нужно быть терпеливыми, вдумчивыми, не гневливыми,
без излишнего горделивого самомнения. Недостатки самого учреждения необходимо
видеть и от недостатков учреждения отличать упущения, промахи и злоупотребления
отдельных работников его. И если в суде не все для входящего в него так, как он
хотел, складывается, спроси себя: кто в этом виноват: несовершенный закон?
Председатель суда? судья? Заведующий канцелярией? Секретарь суда?
Делопроизводитель? Архивариус? Консультант суда? Секретарь судебного заседания?
Судебные приставы? Или может ты сам?
Да, большое количество должностных лиц и государственных
служащих работает в суде. И каждая единица в аппарате не лишняя Для нормальной
работы любого суда в «иерархии» судов требуются одинаковые качества: верно
исполнять законы, инструктивные предписания, расстаться с формализмом в работе,
с грубостью, волокитой, невежеством, нарушением прав. Аппарат судов устоявшийся
за долгие годы не требует «радикального реформирования». Он должен действовать
продуманно, целенаправленно, осознавая, что от него тоже зависит авторитет суда
и по действиям аппарата, по степени организованности, четкости в работе,
ответственности за каждое произнесенное слово судят о судебной власти. Одно
требование от посетителей всегда верное: аппарат суда должен работать постоянно
слажено, как хорошо отрегулированный механизм. Судебный аппарат – особый
аппарат: он помогает выполнять и проявлять (являть народу) саму Судебную
власть.
Практика работы различных учреждений, организаций, ведомств
и т.п. свидетельствует о том, что результаты их деятельности во многом зависят
от того, кто их возглавляет. Этот тезис полностью распространяется и на работу
судов. Значимость этого фактора возрастает в условиях отсутствия экономической
стабильности, снижения уровня жизни населения, роста преступности, хронического
недофинансирования судебной системы, существенного увеличения количества
уголовных, гражданских и административных дел, когда фактическая нагрузка на судей
и работников аппаратов судов превышает установленные нормы более чем в 3 раза.[2]
1. Председатель суда
Каждую структурную единицу (суд) судебной системы, кроме
мировой юстиции, в Российской Федерации возглавляет председатель суда.
Председатель районного суда выполняет те же функции, что и
судья. Он не освобождается от обязанностей рассматривать и разрешать судебные
дела: уголовные, гражданские, административные. Имея обязанности, председатель
не утрачивает соответственно и своих прав, предоставленных ему законом.
Председатель районного суда и его заместитель назначаются
на должность президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ,
основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и согласованному в порядке, установленном п.6
ст.13 Закона «О судебной системе РФ». Пункт 6 ст.13 Закона «О статусе судей в
РФ» предусматривает обязательное согласование с законодательными
(представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации.
В односоставном суде судья одновременно является
председателем суда. В многосоставных судах председателем суда является один из
судей.
Районный суд, которым приходится руководить председателю,
все также является основным звеном в судебной системе. Традиционно, как и
ранее, он является судом первой инстанции, но одновременно становится и судом
второй инстанции, т.е. наделяется контрольными функциями по отношению к
нижестоящему суду, т.е. с учетом сегодняшних реалий – по отношению к мировым
судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч.2 ст.21
Закона о судебной системе РФ).
За исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей,
Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подсудность
которых, как правило, определяется местом жительства ответчика или местом
нахождения имущества юридического лица, местом нахождения имущества в виде
строения. Основные категории дел, рассматриваемых районными судами, это дела,
связанные со спорами, вытекающими из гражданских, семейных, трудовых, земельных
отношений. Районный суд рассматривает все уголовные дела, кроме дел, отнесенных
к подсудности вышестоящих судов и военных судов, т.е. за исключением дел о
наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими.
Этому суду подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений;
дела особого производства.
Осуществляя правосудие в качестве суда первой инстанции,
районный суд рассматривает дела либо единолично, либо коллегиально в составе
судьи и двух народных заседателей.
Судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за
которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает
пяти лет лишения свободы.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей
рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание,
предусмотренное уголовным законом, является более строгим, чем пять лет лишения
свободы, но не превышает 15 лет лишения свободы, а также все дела о
преступлениях несовершеннолетних.
С принятием Нового УПК РФ к единоличному рассмотрению
предполагается отнести дела о преступлениях небольшой и средней тяжести с
максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок не более пяти лет;
коллегиальному рассмотрению в составе судьи и двух народных заседателей
подлежат дела о преступлениях, за которые может быть назначено до 15 лет
лишения свободы.[3]
Полномочия, порядок образования и деятельности районного
суда в настоящее время установлены Законом «О судоустройстве РСФСР». Принятый в
1981 году, он в значительной мере устарел. Несмотря на изменения, внесенные в
последние годы, почти все статьи нуждаются в полном изменении (например,
ст.21-24,27и 28).
Часть 3 ст. 21 Закона о судебной системе РФ определяет, что
полномочия, порядок образования и деятельности суда должны устанавливаться
федеральным конституционным законом. Возможно, таковыми будут законы «О
судоустройстве РФ», либо «О районном и приравненном к нему суду», либо «О судах
общей юрисдикции».[4]
Описанный объем работы районного суда обслуживает вместе с
судьями канцелярия суда. Председатель районного суда будучи старшим среди
равных судей, обеспечивает организацию работы суда и его нормальное
функционирование.
В процессе осуществления правосудия председатель районного
суда, по сравнению с другими судьями, не обладает большими правами и в нормах
процессуального законодательства невозможно найти различий между судьями,
которые также председательствуют в судебных заседаниях (председатель суда и
председательствующий в судебном заседании – понятия разные). При рассмотрении
дел в коллегиальном составе председатель как судья и председательствующий судья
имеют равное процессуально- правовое положение.
Однако председателю приходится заниматься решением
организационных вопросов, которые он управомочен рассматривать.
Председатель организует работу по рассмотрению судебных дел
в соответствии с нормами материального и процессуального права, распределяет
дела между судьями, заменяет судей в случае их болезни, чтобы не допускать
срыва судебного заседания, обеспечивает своевременный вызов народных
заседателей, устанавливает график приема граждан судьями, обеспечивает
своевременное распределение и рассмотрение входящей корреспонденции,
направление в предусмотренные законом сроки сторонам и другим участникам
процесса исполнительных листов, необходимых копий решений и иных документов,
т.е. производит действия, направленные на реализацию судебного заседания, и
осуществляет другие мероприятия по суду и представляет суд.
Как устанавливает ст.31 Закона о судоустройстве РСФСР председатель
районного суда:
1)
председательствует в судебных
заседаниях или назначает для этого народных судей;
2)
руководит изучением судебной практики
суда;
3)
руководит работой канцелярии суда;
4)
руководство работой судисполнителей –
утрачено в связи с изменением их статуса и образованием службы судебных
приставов;
5)
осуществляет общее организационное
руководство работой суда.
2. Судебная канцелярия
От четкой, оперативной работы канцелярии суда зависит
многое: правильное и своевременное оформление входящей и исходящей
корреспонденции, учет уголовных, гражданских дел и административных материалов,
своевременное их назначение к рассмотрению в судебном заседании, составление
процессуальных документов, копий с них, обращение указаний суда к исполнению. Посетители
попадают в первую очередь в канцелярию, где получают изначально необходимую
информацию. Канцелярия – это зеркальное отражение невидимой, порой, посетителям
работы суда. Держа руку на пульте управления судом, председатель должен иметь
полное представление о работе канцелярии и оперативно ликвидировать
образовывающиеся время от времени сбои, завалы, восстанавливать рабочую цепочку
в делопроизводстве и канцелярском учете.
Работа с кадрами для председателя суда выражается в подборе
кадров, ибо залог успешной ритмичной и серьезной работы находится в их руках.
Нужно подобрать трудолюбивых, неконфликтных, легко разбирающихся в потоке
информации и документов людей на всех участках суда. На практике председатели
районных судов подбирают не только работников аппарата, но и кандидатов на
должность судей. Председатели организуют в судах учебу по повышению
профессионализма работников суда.
Держать «в уме» все направления деятельности суда
невозможно, поэтому в судах ведется планирование организационных мероприятий.
Например, списание к уничтожению из архивов дел, сроки хранения которых
истекли, требует большой подготовительной работы: создание экспертной комиссии,
отбор дел, контроль дел на правильность отбора, изъятие судебных постановлений,
отметка в архивной картотеке, заготовка акта, проекта приказа на уничтожение и
т.д. Планы разрабатываются по кварталам или полугодиям. В плане фиксируются
обобщения судебной практики отдельных категорий дел, рассмотренных судом,
анализ работы отдельных участков канцелярии и т.п.
Правильное и своевременное заполнение статистических
карточек очень важное направление в работе канцелярии, ибо на основании них
составляются статистические отчеты суда, проводятся анализы и прогнозируется
обстановка с укреплением законности в районе, городе, области, России.
Архив суда – хранилище не только дел, но и той информации,
которая способна повлиять на ситуацию через десятилетия и изменить ее к
лучшему, прекратить чьи-то притязания, остановить неверное предприятие, т.е.
архив не должен быть обойден вниманием председателя, ибо в нем должны храниться
документы в полном соответствии с инструкцией о порядке хранения, отбора и
сдачи в архив документов федеральных судов общей юрисдикции от 29 октября 1999
года.
3. Председатели вышестоящих судов и администраторы
Председатели вышестоящих судов выполняют
организационно-распорядительные функции и занимаются проблемами, аналогично
описанным. Серьезно они занимаются соблюдением сроков рассмотрения дел.
Председатели вышестоящих судов как самостоятельные субъекты
имеют право путем вынесения приказа назначить находящегося в отсутствие и
имеющего стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет, при наличии заключения
квалификационной коллегии к исполнению обязанности судьи сроком до одного года
(ст.71 Закона «О статусе судей в РФ», введена ФЗ от 21.06.1995 №91-ФЗ).
На период временного отсутствия судьи (как правило в
односоставных судах) председатель вышестоящего суда возлагает исполнение
обязанностей отсутствующего судьи на судью ближайшего районного суда. При этом
в сферу правосудия, в рассмотрение конкретных дел он не входит.
Кроме того, председатели вышестоящих судов являются
процессуальными фигурами. Председатель такого суда одновременно является
председателем президиума суда – надзорной инстанции и в этом качестве он имеет
право вносить протесты на состоявшиеся судебные решения нижестоящих судебных
инстанций судов данного региона, а также руководит работой президиума суда. С
целью разрешения поступающих надзорных жалоб они вправе истребовать судебные
дела из судов и приостанавливать исполнение решений по гражданским делам.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 16 марта
1998 года председатель суда может передать дело на рассмотрение в другой суд
при наличии оснований, прямо предусмотренных ст. 44 УПК РСФСР и 123 ГПК РСФСР,
путем вынесения соответствующего процессуального документа (постановления).
Надо сказать, что право и процедура принесения протеста в
настоящее время подвергается основательной критике.
При этом делаются ссылки на то, что решение вопроса о
принесении протестов или об отказе в том, единолично, одним лицом, нарушает
принципы гласности, коллегиальности и состязательности, т.е. основополагающих
принципов судопроизводства. Однако изменений в процессуальное законодательство
пока не внесено.[5]
Представляется, что от того, кто и как руководит районными,
городскими, областными, краевыми, верховными судами республик зависит
эффективность правосудия и авторитет судебной власти вообще. Думается, что
такое утверждение не является преувеличением.[6]
Законом от 31 октября 1996 года №1-ФЗ «О судебной системе
Российской Федерации» аппарат суда находится в подчинении председателя суда и
уже по описанию функций канцелярии можно было убедиться насколько многообразны
обязанности аппарата суда. Естественно, председатель не в состоянии лично
бывать на каждом участке и контролировать его, что предполагает передачу
председателем суда части своих полномочий по руководству аппаратом суда –
администратору. Администратор выступает не только в роли простого исполнителя поручений
председателя, мудрый председатель наделит его полномочиями по организации
работы аппарата и обслуживающего персонала. Администратор по всем вопросам, не
касающимся осуществления правосудия, является «правой рукой» председателя, в
связи с чем председатель непосредственно подбирает лицо на эту должность, хотя состоит
администратор в штате управления судебного департамента в субъектах РФ.
Если говорить о роли администратора суда, то основное его
предназначение заключается в освобождении председателя суда от выполнения
несвойственных ему функций, создание для судей (в том числе и председателя
суда) соответствующих условий для качественного отправления правосудия.[7]
В штате суда состоят еще и такие работники суда: заведующий
канцелярией (при малом количестве составов - один, при многосоставном суде с
большим объемом работы – два заведующих: по уголовным и гражданским делам),
секретари суда, секретари судебных заседаний, архивариусы, консультанты,
делопроизводители. Назначаются на должность, продвигаются, поощряются и
получают дисциплинарные взыскания перечисленные работники приказом председателя
суда.
4. Заведующий
канцелярией
Основаниями для принятия как мер поощрения, так и мер
взыскания являются представления руководителей участков (подразделений) суда,
судей и оценки самого председателя, надлежащим образом оформленные.
Надлежащее исполнение обязанностей работником аппарата суда
зависит не только от его личных качеств, но и от степени профессиональной
подготовки. В настоящее время постепенно развивается сеть средних юридических
учебных заведений (техникумов, колледжей, лицеев с юридической
направленностью), получение образования в которых дает предпочтение при приеме
на работу и облегчает дальнейшее обучение в вузе.
Вместе с тем, Судебный департамент в порядке своей
компетенции повышает квалификацию работников аппарата районных судов, увязывая
ее с конкретными делами, новым законодательством, складывающимися правовыми
ситуациями.
Организует работу канцелярии, руководит работой секретарского
состава и архивом суда заведующий канцелярией.
Вся сложная, кропотливая работа суда по рассмотрению и
разрешению гражданских, уголовных, административных дел может быть сведена на
нет, если в результате недостаточно хорошей организации работы канцелярии будет
срываться вызов участников процесса или вступившие в законную силу решения,
приговоры, определения, постановления будут исполняться несвоевременно и
неправильно. Исполнение приговоров, решений, определений является конечной,
завершающей стадией гражданского и уголовного процесса, в которой получают
реализацию цели и задачи правосудия.
Для обеспечения надлежащего оперативного оформления всей
текущей документации и ведения постоянных контрольно-учетных журналов и
карточек, взаимосвязи всех отделов суда на заведующего канцелярией возлагается:
-
распределение работы между сотрудниками
канцелярии суда и контроль за исполнением ими своих обязанностей;
-
распределение поступившей
корреспонденции;
-
контроль за ведением документов
первичного статистического учета;
-
учет и регистрация поступающих в суд
предложений, заявлений, жалоб, контроль за сроками их рассмотрения;
-
контроль за своевременной отправкой дел
с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд;
-
учет частных определений и контроль за
ведением переписи по их исполнению;
-
ведение книги приказов и распоряжений
по суду, личных дел и карточек на сотрудников суда;
-
учет и контроль за исполнением судебных
поручений, направленных в другие суды или поступивших из других судов, в том
числе, связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям;
-
организация работы по учету и хранению
гражданских, уголовных, административных дел, других материалов и вещественных
доказательств;
-
ведение архива в судах, где не
предусмотрена деятельность архивариуса;
-
ведение сводных и контрольных
исполнительных производств, составление статистических отчетов, связанных с
этой работой.
5. Секретарь,
делопроизводитель и консультант суда
Секретарь суда ведет с небольшими объемами суда
делопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам, а именно:
-
регистрирует, учитывает и хранит все
судебные дела, находящиеся в производстве суда (не сданные в архив), жалобы,
протесты на решения, приговоры, определения, постановления суда;
-
ведет учетно-регистрационные журналы и
карточки;
-
подготавливает и направляет документы
по исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений,
постановлений и осуществляет контроль за получением сообщений об их исполнении;
-
составляет статические отчеты;
-
регистрирует и учитывает исполнительные
документы, переданные на исполнение судебным приставам-исполнителям;
-
подготавливает и сдает в архив
законченные дела, журналы и карточки.
В многосоставных судах с большим количеством
рассматриваемых дел секретари, как правило, специализируются отдельно по
уголовным, административным и гражданским делам с перечисленными функциями по
закрепленным категориям дел.
Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего
канцелярией и секретаря суда.
Консультант ведет систематизацию законодательства, судебной
практики вышестоящих судов, учитывает юридическую литературу. На него может
быть возложена обязанность информировать сотрудников об изменениях в
законодательстве и судебной практике вышестоящих судов, ведение протоколов
оперативных совещаний, учет частных определений и контроль за их исполнением и
ряд других поручений, связанных с пониманием и знанием судопроизводства и
законодательства, а также анализ статистических данных по суду, подготовка
запросов и ответов по жалобам и заявлениям.
6. Архивариус и секретарь судебного совещания
Архивариус:
–
принимает, хранит, учитывает, выдает по
запросам: дела, материалы, копии документов из архивных дел, подлинники
документов, справки с разрешения судей и председателя суда;
–
ведет журналы архива суда;
–
следит за соблюдением необходимого для
сохранения дел режимом архива (температура, степень влажности, отсутствие
плесени, проветривание и т.д.);
–
подготавливает и оформляет дела, подлежащие
сдаче в архивное учреждение для постоянного хранения дел, имеющих особую
историческую, правовую и иную ценность;
–
производит отбор судебных дел,
материалов, нарядов и других документов для постоянного хранения в суде или
оформления их для уничтожения.
Секретарь судебного заседания – процессуальная фигура. Он
субъект процессуальной деятельности. Его права и обязанности указаны в
гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве (например,
ст. 20, 228 ГПК и др., ст.244, 272 УПК и др.). Согласно Временной инструкции на
секретаря судебного заседания возлагается:
-
выполнение поручений судьи
непосредственно связанных с приемом граждан;
-
оформление и вывешивание для общего
сведения списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;
-
проверка явки лиц, вызванных в судебное
заседание по конкретному делу;
-
ведение протоколов судебных заседаний;
-
оформление судебных дел после их
рассмотрения;
-
своевременная (практически в день
заседания) отметка в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном
заседании (занесение их в журнал учета до начала судебного заседания), отметка
о результатах их рассмотрения;
-
выписка исполнительных листов по
решениям, подлежащим немедленному исполнению, а также по делам, решения и
приговоры по которым вступили в законную силу.
Из перечисленных обязанностей главная у секретаря судебного
заседания – ведение протокола судебного заседания, который имеет важнейшее
процессуальное значение, так, например, если приговор и отраженные в протоколе
обстоятельства, представленные доказательства или дата приговора и протокола,
указанные в них составы суда не будут соответствовать друг другу, то приговор
подлежит отмене вышестоящей инстанцией.
Протокол – специальный процессуальный документ, фиксирующий
все действия суда при рассмотрении дела.
Секретарь судебного заседания должен тщательно следить за
выпиской повесток, извещением участвующих в судебном разбирательстве лиц,
свидетелей, экспертов, специалистов, точно указывать место и время рассмотрения
дела.
В частности, по уголовным делам он должен учитывать, что
копия обвинительного заключения должна быть вручена подсудимому не позднее, чем
за 3 суток до рассмотрения дела в судебном заседании.
За верность протокола отвечают судья и секретарь судебного
заседания.
7. Судебные приставы и работники арбитражного суда
В настоящее время после издания Федерального закона от 21
июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в судах появились судебные
приставы, в обязанности которых при нахождении в суде входит:
-
обеспечивать в судах безопасность
судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей;
-
обеспечивать в рабочее время охрану
зданий судов, совещательных комнат, залов судебного заседания и судебного
помещения в целом;
-
осуществлять привод лиц, уклоняющихся
от явки в суд;
-
предупреждать и пресекать преступления
и правонарушения в зданиях суда, совещательных комнатах, судебных помещениях,
нарушителей задерживать и передавать в органы внутренних дел;
-
исполнять решения суда и судьи о применении
к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального
характера;
-
проверять подготовку судебных помещений
к заседанию;
-
взаимодействовать с подразделениями по
конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и
безопасности;
-
поддерживать общественный порядок в
судебных помещениях, выполнять другие обязанности, предусмотренные Федеральным
законом «О судебных приставах».
Много общего с организационными аспектами деятельности
судов, изложенных выше, имеют работники аппарата арбитражного суда.
Функции работников аппарата арбитражного суда закреплены в
ст.45 Федерального конституционного закона об арбитражном суде. Не допуская
излишней детализации, следует отметить, что конкретные функции соответствующих
работников аппарата арбитражного суда определяются приказами и распоряжениями
заместителей председателя, издаваемыми в соответствии с их компетенцией и
должностными инструкциями, исходя, из структуры, штатной численности и других
условий деятельности суда.
Заключение
Принципы организации деятельности судов продолжают
развиваться и совершенствоваться вместе с изданием новых законов, касающихся
структуры и функционирования судебной системы Российской Федерации. Поиски
лучших форм и методов организации никогда не закончатся, т.к. не оканчивается,
не замораживается, а наоборот, развивается общество и все разнообразие
правовых, экономических и иных отношений внутри него. Поэтому нельзя говорить о
каком-либо законодательном установлении одного принципа в организации работы
судов. Правильное решение организационных вопросов для каждого суда может быть
найдено, исходя из конкретной обстановки, с учетом местных условий, когда
принимаются во внимание главные, существенные особенности организации,
предписанные Законом и подзаконными актами, а обеспечиваются они еще и
многообразием подходов к делу и способов осуществления контроля, над чем и
должен работать председатель, судьи и весь аппарат суда.
Список
источников
1. Батова С.А., Боботов С.В.
Судебная сисема в Российской Федерации. М. 2006. (Глава 1. Правосудие в системе
разделения властей).
2. Жуйков В.М. Реализация
конституционного права на судебную защиту. М. 2005.
3. Изварина А.Ф. Гражданский
процесс в вопросах и ответах. Ростов н/Д. 2005.
4. Стецовский Ю.И. Судебная
власть. М. 2004.
5. Савицкий В.М. Организация
судебной власти. М. 2003.
[1]
Кони А.Ф. Избранные произведения. М. 1956.с. 46-47.
[2]
Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в
профессию. М. 2000. с. 40.
[3]
Еришов В.В. и др. Судебная система России. М. 2000.с.с. 186, 190.
[4]
Ерисов В.В. и др. Судебная система России. М. 2000.с.с. 186, 190.
[5]
Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М.
2000. с.с.43.
[6]
Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М.
2000. с.с.43.
[7]
Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М.
2000. с.44.
|