Формы правления и государственные режимы
Формы правления и государственные режимы
Формы
правления и государственные режимы
Содержание
1.
Современные
формы правления, их виды
2.
Монархия
как форма правления, ее виды
3.
Республика
как форма правления, ее виды
4.
Государственный
режим: понятие, виды
Список
использованных источников
1. Современные формы
правления, их виды
Каждому способу
производства соответствует свой тип государства. Истории известны следующие
основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах - азиатском и
античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. От типов государства
следует отличать - формы государства. Под формой государства понимается способ
организации и осуществления государственной власти. Форма государства
раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена,
каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть.
Форма государства складывается из трех элементов:
1) формы правления;
2) формы государственного
устройства;
3) политического режима.
При этом форма правления
и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства,
а политический режим - его функциональную сторону.
Термин "форма
правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых
конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип
правления — монархия или республика. Лишь единичные государства не имеют в
официальном названии слов "монархия" или "республика"
(Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она
республика).
В государствоведческой
литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С
точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с
положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки
зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы
правления включаются отношения между органами государства и центрами
экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют
государственные органы.
Форма правления — это
характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и
исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах,
где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята
концепция "республики советов". В ряде стран для характеристики
особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов
конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных
советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении
государством.
По традиции принято
различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная
классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская
республика и др.).
Вместе с тем в
современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают
смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например,
периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный
монарх" в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические
элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские,
полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная
монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные
конституции, консультативные парламенты).
Понятие "форма государственного
правления" (или просто "форма правления") отвечает на вопрос,
кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую
(верховную) власть.
Характеристика формы правления
требует обратить внимание на следующие моменты:
- строение высших органов
государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
- характер взаимоотношений органов
высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
- порядок образования;
- степень участия населения в
формировании.
Форма правления - это
организация верховной государственной власти, структура и порядок
взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан;
система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов
законодательной, исполнительной власти. Реальный порядок их функционирования и
взаимодействия называется режимом. Понятие государственного режима не следует
смешивать с политическим режимом, который понимается как система приемов,
методов и форм осуществления политической (включая государственную) власти в
обществе. Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду
существования государства порядок политических отношений, степень политической
свободы. Следует помнить, что государственный режим связан с формой правления.
Порядком замещения
должности главы государства определяются две основные формы правления: монархия
и республика.
2. Монархия как форма
правления и ее виды
Монархия (от греч.
monarhia - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или
частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха
(короля, императора, шаха, царя и т.п.). Главный признак монархии -
наследственный характер передаваемой власти, которая считается непроизводной от
какой-либо другой власти. Глава государства занимает пост на неопределенный
срок и не несет юридической ответственности и за свои действия. Однако
встречаются случаи "выборной монархии".
Типичные черты монархической формы
государственного правления:
а) существование единоличного
носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование
верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти
монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни
при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстает как
непроизводная от власти народа (власть приобретается "милостью Божией");
д) отсутствие юридической
ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому
уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о
своих делах ответу дать не должен").
В современном мире
существует несколько видов монархий:
абсолютная монархия
(Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар) означает абсолютную
власть правителя, т.е. характеризуется всевластием главы государства: монарх
выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в
законодательной, исполнительной и судебной сферах. В государстве реально нет
иных властей: отсутствует парламент, а судебная власть либо отсутствует либо
воплощается в лице монарха или уполномоченных им лиц. В ряде стран абсолютные
монархи являются лицами, возглавляющими духовные конфессии (Саудовская Аравия, Оман).
Абсолютная монархия характеризуется наличием авторитарного политического
режима, а государственный режим - абсолютизм;
дуалистическая монархия в
чистом виде практически не встречается, с определенными оговорками можно
выделить такую монархию в Иордании, Кувейте, Марокко, Королевстве Непал. В
государстве присутствуют две ветви власти: наследственный монарх и избираемый
народом парламент. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет полномочия в
сфере исполнительной власти; наделен правом вето, исключающим вступление в
действие не одобренного монархом закона. Он может принимать акты (указы); лично
может назначать на должности премьер - министра. Правительство ответственно
перед монархом, а не парламентом. Для данного вида монархии типичен авторитарный
политический режим и ограниченный дуализм как государственный режим.
парламентарная
(конституционная) монархия - самый распространенный вид монархии. Главный
признак - ограничение власти монарха парламентом, ответственность правительства
перед парламентом, а не монархом. Последний играет роль символа государства
(монарх царствует, но не правит). Парламентарная монархия имеет место в
Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. Странах.
Парламент может
формировать правительство и в необходимых случаях увольнять его в отставку,
т.е. выражать реальный вотум недоверия. Хотя власть монарха не распространяется
на законодательную сферу, тем не менее в большинстве стран монарх подписывает
законы. Но либо по традиции, либо по закону монарх не имеет права вето, и
должен подписывать любой, принятый парламентом закон. В конституции Японии это
записано прямо, а в конституциях других стран - подразумевается, но фактически
никогда не оспаривается монархом. В некоторых странах сохранено формальное
право монарха издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Но акты монарха
приобретают юридическую силу после процедуры контрассигнации, т.е. подписания
премьер - министром, министром.
За монархом также
сохраняется полномочия подписания специального акта для вступления главы
правительства в должность. Но часто у него нет выбора, т.к. главой становится
лидер победившей партии, лидер парламентской правительственной коалиции. Для
данной формы правления характерны два государственных режима: парламентаризм и
министериализм. При последнем юридически парламент осуществляет контроль за
правительством, но правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей
в парламенте большинством, через эту партийную фракцию контролирует работу
парламента.
Выделяют старые и новые
конституционные монархии. В старых монархиях (Англия) монархи лишились власти
150-200 лет назад, но там сохраняются "спящие" полномочия монарха,
когда в обычной жизни невостребованные полномочия применяются в кризисной
ситуации. Это -право королевы Англии назначать премьер - министра, если места в
парламенте разделились пополам и нет доминирующей партии. Указами монарха
распускается парламент. Фактически решения принимает премьер - министр, но
оформляется это указом короля. Монархи также принимают послов; их вверительные
и отзывные грамоты; награждают граждан орденами, медалями; присваивают почетные
звания, титулы; олицетворяя государство, совершают официальные визиты.
3. Республика как форма
правления, ее виды
Республика (лат.
espublica от res - дело и publicus - общественный) - это форма правления, при
которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается
производной от избирателей или представительного органа, а все органы высшей
власти избираются населением посредством прямых или многоступенчатых выборов.
Прямые выборы президента присущи Мексике, Египету, Венесуэл, косвенные - США.
Для республиканской формы
государственного правления характерны следующие черты:
а) выборность высших органов
государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
б) наличие выборного главы
государства;
в) избрание органов верховной
государственной власти на определенный срок;
г) производность государственной
власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" ("государство
- всенародное дело");
д) юридическая ответственность главы
государства.
Выделяют три основных
разновидности республики - президентскую, парламентскую и смешанную
(полупрезидентскую).
Президентская республика
характеризуется доминирующей ролью президента в системе государственных
органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой
исполнительной власти. Классический пример президентской республики - США, где
и была впервые введена эта форма правления. Преобладает президентская
республика в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия
и др.), а ряде стран Азии и Африки в виде "суперпрезидентской"
республики.
Отличительная черта
президентской республики - жесткое разделение законодательной и исполнительной
ветвей власти. Президент возглавляет исполнительную власть: назначая
правительство (без участия парламента или с минимальным его участием), он
является его главой. Если в стране есть премьер - министр, он скорее является
помощником президента. Правительство ответственно перед президентом, а не перед
парламентом. Последний не имеет права объявлять вотум недоверия правительству и
премьер - министру, иногда может объявить вотум лишь отдельному министру.
Президент не имеет права роспуска парламента. Отношения между парламентом и
президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости.
Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через
утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на
решения парламента и правом законодательной инициативы. Однако есть и
исключения. Согласно Египетской конституции парламент может высказать недоверие
правительству, а президент может распустить парламент за это, или может вынести
спорный вопрос на всенародный референдум. Для данной формы правления характерен
дуалистический государственный режим.
Для президентской республики
характерно:
а) соединение в руках президента
полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия,
Мексика);
б) президент избирается населением
или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не
исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно
перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими
полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать
деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право
вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
В парламентской
республике главное звено - парламент, который формирует правительство, избирает
министров, главу правительства и главу государства - президента, являющегося
переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль,
Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти
принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после
регулярных выборов депутатов, эти представители образуют правительство, которое
затем управляет страной. Более 90% законопроектов, рассматриваемые и
принимаемые парламентом, вносит правительство.
Парламент обладает правом
вынесения вотума является правительству, что влечет за собой отставку
правительства либо парламента и проведение досрочных выборов. Но в
большинстве случаев вотум уравновешивается правом правительства распускать
парламент. Формально этим правом обладает президент, но он издает указы по
официально оформленной просьбе премьер - министра. Президент назначает премьер
- министра, других министров с согласия парламента. Президент может издавать
акты, но они должны проходить процедуру контрассигнации. У правительства может
быть солидарная ответственность, то есть недоверие к одному из ключевых
министров: обороны, финансов, внутренних дел, может вызвать отставку всего
правительства. Эти отставки часто влекут роспуск парламента, так как
правительство может потребовать от президента этого и он обязан выполнить. При
данной форме правления может существовать либо парламентарный либо
министериальный государственный режим.
Главной отличительной особенностью
парламентской республики является принцип политической ответственности
правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими
чертами:
а) верховная власть принадлежит
парламенту, избираемому населением;
б) президент является главой
государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только
парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии
(располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед
парламентом;
д) президент избирается либо
парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности
премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей
партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до
тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в
двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой
поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис,
либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения
внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства
обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает
главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Смешанная республика
(полупрезидентская, полупарламентская) сочетает сильную президентскую власть с
эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная
черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. От
президентской такая республика сохранила избрание президента непосредственно
народом, от парламентской то, что глава исполнительной власти имеет право
роспуска парламента, а парламент обладает правом на вотум недоверия. Так, во
Франции Президент должен назначить главой правительства лицо, пользующееся
доверием парламента. Смешанная республика существует сегодня в Австрии,
Финляндии, Франции, Польше, Македонии, Португалии и ряде других стран.
В теократической
республике главным лицом является духовный глава государства (Исламская
республика Иран).
В настоящее время
существуют и гибридные формы республик. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах
президента страны раз в 5 лет избирают эмиры - монархи, возглавляющие эмираты.
По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата - Абу - Даби.
В 1996 г. он был переизбран в пятый раз. Африканское государство Малави
является республикой с пожизненной должностью президента, на Гаити власть
президента передается по наследству.
Примеры советской
республики представляли собой союзные республики бывшего СССР. Такой республике
присущи следующие черты:
1) экономическая основа -
единственный сектор в экономике - социалистический в форме государственной и
колхозно-кооперативной собственности, отсутствие многоукладности экономики;
2) политическая основа -
Советы народных депутатов, отсутствие политического плюрализма;
3) ядро политической
системы - коммунистическая партия, отсутствие многопартийности;
4) господство
командно-административной системы.
В настоящее время в
республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России,
Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики
президентского типа.
4. Государственный режим
и его виды
Политический режим - это
совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется
власть в конкретном государстве. Кроме термина "политический режим" в
научной литературе используется термин "государственный режим".
Под государственным
режимом понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия частей
государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому,
что написано в конституции, а может и не соответствовать. Например, в
конституции записан один порядок избрания или отстранения президента от власти,
а на самом деле применяется другой, который иногда не записан. В таком случае
реальный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.
Данные понятия синонимами
не являются, т.к. чаще всего их значения не совпадают. Политический режим
понимается как нечто более объемное и значительное, включающее в себя не только
деятельность органов государства, но также деятельность и реальный статус
других элементов политической системы: партий, общественных организаций и т.д.
В политический режим включаются также реальный статус и правовое положение
граждан, наличие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в
первую очередь характеризует деятельность государственных органов, их
взаимоотношения и проявления власти.
В литературе по
зарубежному государственному праву нет единой классификации государственных
режимов. Чаще всего выделяют те же виды государственных режимов, что и
политических: демократический, авторитарный (властный), тоталитарный. Вместе с
тем существует специальная классификация государственных режимов, включающая:
-
абсолютистский
государственный режим;
-
министериальный
государственный режим, когда правительство формируется одной крупной фракцией;
-
дуалистический
государственный режим (ограниченный дуализм власти) при абсолютной и
дуалистической монархиях;
-
парламентарный
государственный режим при системе, когда правительство формируется партийной
парламентской коалицией;
-
президентский
государственный режим;
-
легитимный
государственный режим;
-
нелигитимный
государственный режим;
-
либеральный
государственный режим;
-
режим социальной
демократии.
Список использованных
источников
1. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран:
учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: Книжный
Дом, 2006. – 480с.
2. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран:
учебник / В. Е. Чиркин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 669с.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник:
в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.
4. Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран:
учебник для вузов / К. В. Арановский. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 488с.
|