Бюрократизм в современной политике Украины
Бюрократизм в современной политике Украины
1.
Введение.
2.
Характеристика
политической деятельности.
3.
Взаимоотношения
бюрократии и власти.
а.
Функции бюрократии.
б. Роль
бюрократии в реализации демократии.
4. Заключение.
Введение.
В
обществе происходит разделение и перераспределение способов власти,
осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль над
политическими элитами, которые управляют и другие формы политической активности
социальных общностей, граждан – все это отображение осуществления политическими
субъектами своих функций. Реализация политическими субъектами функций
распределения и перераспределения способов власти не только признается и
поощряется политическим режимом, властными структурами, но и осуждается как не
легитимные. Естественно, политический процесс охватывает и нелегитимные
действия политических субъектов, несистемные для общества формы политической
активности населения: заговоры, террор, саботаж, деятельность нелегальных
политических партий и т.д.
В
общественно-политической жизни постоянным спутником масс, неотъемлемым
структурным элементом всей государственной политической системы выступает
бюрократия как сфера управления общественными делами, которая опирается на
разветвленную иерархическую структуру чиновнического аппарата. В разных
конкретно-исторических условиях бюрократия, исполняя свои функциональные
обязанности, играет далеко не однозначную роль: когда способствует развитию
общественного прогресса, деятельность бюрократов, как и всей системе
бюрократизма, воспринимается с интересом, но когда бюрократия превращается в
замкнутую касту управленцев, недоступную для масс социальную структуру, которая
порождает негативный процесс, который называется бюрократизмом, вызывает чувство
недоверия и осуждения.
Характеристика политической деятельности
Политическая
деятельность – совокупность политических действий
социальных общностей, социальных слоев – классов, наций, политических партий и
движений, и индивидов, направлена на реализацию их политических интересов,
прежде всего, завоевание и удержание власти.
В отличие от
других форм деятельности, политическая деятельность – прагматичная и тесно
связана с реально существующим общественно-политическим строем и не носит
прогностические, теоретико-конструктивные функции. Если же основная цель
политической деятельности – реализация политических интересов, то неправомерно
в демократическом обществе сосредоточивать политическую деятельность только на
разрешении классовых или общественных разногласиях. Политическая деятельность
именно и сосредотачивается на реализации интересов власти с полнейшим учтением
наиболее широкого спектра плюралистических интересов. Естественно, политика
осуществляется людьми, уровень активности которых значительно зависит от знания
механизма её регуляции: закономерностей, специфической цели, интересов и
институционных образовательных норм, способов реализации политической цели.
Двигателем общественной деятельности выступает политическое сознание, которая
формируется при помощи институтов политической системы, политических и правовых
норм, традиций, политической культуры. Конечно же, факторами политической
деятельности, определенной ее цели, содержания и размаха, выступают
политические и правовые нормы.
Взаимоотношения
бюрократии и власти
Парадокс бюрократии как социального явления заключается
в том, что бюрократы сами собой – это не больше, чем служащие, которые не имеют
никакой особенной социальной, а тем более экономической власти.
Корни властвования бюрократии скрываются в отношении отчуждения,
то есть в такой социальной обстановке, когда общественные отношения становятся
вражескими для человека. Впоследствии отчуждения от естественного состояния общества,
по которому главное это отношения между людьми и
созданными ими вещами, возникает другой
искусственный, который стоит над обществом, мир.
В бюрократизме существуют свои писанные и неписанные
законы, которые ставят каждого на свое место, в свое социальное «гнездо»,
создают у населения общества чувство всевластности бюрократов и безысходности, неизбежности.
И даже самый полномочный член бюрократической машины, который осмелился в
чем-то не подчиниться ее писаным и неписаным законам, поглощается монстром – бюрократизмом.
Итак, корни бюрократии значительно глубже, хотя многие
считают, что бюрократизация общественной жизни – это просто угроза
эффективности управления, задержки. Все же отдельные критики и видят и
настоящих творцов – народные массы.
Одной из многочисленных причин такого подхода к проблеме
бюрократии это стремление новых элементов возрожденной бюрократической системы
закрепится окончательно на волне критики предшественников и подготовили
общественное мнение к уважительному восприятию новых бюрократов, даже если их
действия не достаточно популярны в народе. Апологетика такого процесса в
обществе является ни чем иным, как осуществлением социального заказа будущих
хозяев и их слуг-бюрократов. Бюрократия, выступая в форме субъекта
общественного управления, постоянно расширяет границы и вместо исполнения
функций управления социально-экономическим развитием, узурпирует их. И чем
настойчивее необходимость такого управления, тем шире в обществе становится
прослойка бюрократии.
Функции бюрократии.
В демократичном обществе основные функции бюрократии
сводятся к тому, что, во-первых, бюрократическая система обеспечивает
функционирование политической системы, политических и социальных институтов.
Во-вторых, бюрократическая система способствует изготовлению соответствующих
интересов народа, демократических концепций и механизмов их реализации
практически. В-третьих, осуществление контрольных функций за деятельностью
отдельных элементов бюрократической системы с целью отведения их возможного
отхода от демократических принципов политического и общественного управления,
закрытости и недоступности для какого-либо гражданина общества. В-четвертых,
руководство деятельностью специальных институтов по изучению политических
процессов, которые происходят в обществе, обобщения опыта и выработки
рекомендаций углубления демократизации политической жизни.
Роль бюрократии в реализации демократии.
Проблема
соотношения демократического государства и бюрократии одна из центральных в
мировой политической мысли. Остро стоит проблема бюрократии и демократии в
работах социологов и политологов Украины. Это обусловлено сложностью процессов,
которые происходят в общественно-политической жизни Украины и закономерным
ожиданием масс приобрести, наконец, такой демократический порядок, который стал
бы надежным препятствием бюрократизму. Рассматривая проблемы соотношения
бюрократии и демократии, политологи Йельского университета в США выходят из
посланий, что, во-первых, государство – главный институт политической системы.
Ее отличительная черта – суверенность, которая отображается в праве официально
представлять все общество, издавать законы и другие нормативные акты,
обязанности к исполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие.
Во-вторых, государственная власть имеет в распоряжении профессиональный аппарат
управления, а также специальные военные отряды людей – армию, полицию.
Естественно, государство выступает как сила, которая способна осуществлять
насилие в отношении к какому-либо члену общества. В-третьих, в теоретических
источниках все чаще отождествляются понятия демократии как тип государства и
правового государства. Народ особенно привлекает: верховенство права в обществе
во всех сферах; полная независимость трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной; политический плюрализм; равенство и свобода
личности; народовластие; высокая политическая культура масс и аппарата
правления; объективное и полное информирование граждан обо всем, что происходит
в стране и за ее пределами и т.д.
Заключение
Политическая деятельность приводит в действие
рычаги, которые определяют прогресс каждой сферы и успех всех видов
жизнедеятельности общества. Вот почему какая-либо деятельность, а тем более
политическая, должна быть целеустремленной. Цель, ближайшая, и дальняя, всегда
требует серьезных усилий политических партий, государства, определения их
приоритетов для эффективной реализации её. Жизнь показывает, что игнорирование
определения цели и способов ее реализации вызывает критические явления,
инертность и пассивность людей в политической жизни.
Для большинства граждан какого-либо государства
политика – это то, что осуществляют поставленные к ним администраторы, которые
представляют управление. Ни более, ни менее, чтобы там не было записано в
законах.
Список использованной литературы:
1.
Политология // Под ред. Проф. Кремень В.Г.,проф. Горлача М.И.- Харьков:
Печатный центр «Единорог»,2002.
|