Блат и коррупция в системе властных структур
Блат и коррупция в системе властных структур
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Читинский государственный университет»
Заочный
факультет
ГМУ и Политики
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Политология»
на тему: «Блат
и коррупция как компоненты властных структур»
Выполнил:
ст. гр. УПз-10-1
Максимова
В.М.
Проверил:
Макарова
О.А.
Чита – 2011
Содержание
Введение
1.
Коррупция
2.
Результаты исследования СМИ
3.
Блат
4.
Пример
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Характерным признаком
коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его
работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами
общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому
должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной
власти.
Коррупции может быть
подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над
распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению
(чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор,
экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность
получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных
полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
1.
Коррупция
Коррупция (от лат.
corrumpere – «растлевать») – термин, обозначающий обычно использование
должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях
личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее
часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и
политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет
более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского
слова. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям,
коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию,
способным поставить под угрозу любые преобразования.
Долгое время коррупция
для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные
чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть, на средства от лиц,
заинтересованных в его деятельности.
С 1715 года получение
взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали
платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом
возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для
чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после
смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному
жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными
деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с
металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению
коррупции.
В Советской России
взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс
1922 года предусматривал за это преступление расстрел. В СССР до начала 80-х
годов тема коррупции открыто не поднималась.
Первым громким
коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981-82).
Борьба со взяточничеством и злоупотреблениями органов власти активизировалась с
приходом на пост Генсека Юрия Андропова в 1983 г.; тогда были начаты знаменитое
«хлопковое» дело и дело Моспродторга, по которому был расстрелян директор
Елисеевского гастронома Юрий Соколов.
В эпоху перестройки
коррупция в высших эшелонах власти стала одной из наиболее резонансных тем.
Всесоюзную популярность приобрели московские следователи Тельман Гдлян и
Николай Иванов, расследовавшие «хлопковое» дело еще при Андропове. В 1989 году
после открытого заявления о взяточничестве в Политбюро, что не было
подтверждено, оба были отстранены от следственной работы за клевету, исключены
из КПСС и примкнули к демократической оппозиции.
В 1998 году доктор
юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления,
коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые
даже и не снились партгосчиновникам советского периода».
В 1999 году академик
РАН Д.С. Львов и доктор экономических наук Ю.В. Овсиенко оценивали коррупцию в
России как «тотальную».
В начале 1999 года
заместитель генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит
в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной
из самых деструктивных сил в российском государстве.
В мае 1999 года
заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и
бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом.
В 2006 году ВЦИОМ провёл
опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось, и значительная доля
населения даже не считает коррупцию преступлением. Согласно опросу ВЦИОМ,
проведённому в 2006 году, более половины опрошенных имеют личный опыт дачи
взяток.
20 ноября 2009 года
Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления
государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет
взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции».
По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.
Согласно опросам «Левада-центра»,
в 2005–2006 годах 50% респондентов называли коррупцию в числе главных
препятствий на пути экономического подъёма в России.
В 2006 году первый
заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым
экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним
млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только
в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с
33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков
федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень
взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10
до 136 тыс. долл.
2.
Результаты исследования СМИ
По результатам
исследования СМИ во втором квартале 2010 года наибольшая доля профессиональной
коррумпированности, по-прежнему, приходится на чиновников – 42% от общего
количества упомянутых в СМИ фактов взяточничества и злоупотреблений.
Значительный скачок совершили работники образования – 12% против 5% в первом
квартале 2010, и вышли на вторую позицию по коррумпированности во втором
квартале 2010 года. Подобный рекорд связан с тем, что традиционно, на период с
01.04–30.06 приходится несколько ключевых моментов: запись детей в школу и
детский сад, сдача ЕГЭ, сессия и поступление в ВУЗы. Сохранили свои позиции
работники правоохранительных органов и медицины: милиция 10% (8% в первом
квартале) и медицина 6% (5% в первом квартале) от общего количества случаев
взяточничества описанных в СМИ.
По-прежнему, СМИ
регулярно фиксируют факты коррупции и взяточничества среди работников ГИБДД,
судебной системы, сотрудников ФСИН, налоговых и таможенных служб, а также
военных. В раздел «другие» вошли следующие категории: пожарные, лесники и
служители культа. Несмотря на малочисленность зафиксированных в СМИ
коррупционных фактов в этих профессиональных категориях суммы взяток и откатов
вполне солидные. Лесничие, например, требуют откаты за каждый кубометр законно
заготовленной древесины в общей сумме порядка 600 тысяч рублей, или «закрывают
глаза» на проведение лесозаготовительных работ за 370 тысяч рублей, или
скрывают факты незаконных порубок.
По итогам 2-го квартала
2010 года в наиболее весомом коррупционном сегменте (среди чиновников)
наибольшее количество фактов коррупции и взяточничества зафиксировано среди
глав региональных и местных администраций – их доля составляет 39%. Депутатам
принадлежит 34% коррупционных фактов отображенных в средствах массовой
информации. Работники региональных министерств и ведомств использовали
служебное положение в коррупционных целях в 22% случаев.
3.
Блат
Блат (нем. blatt
–
«лист») – жаргонное слово, широко распространённое на территории бывшего СССР,
означающее знакомство или связи, используемые в личных целях и ущемляющие
интересы третьих лиц. Нынешнее значение слова «блат» – полезные связи,
знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход
общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или
государства. «По блату» – благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей.
В начале XX века,
очевидно в Одессе, это понятие перешло в жаргон еврейского уголовного мира и
стало означать, соответственно, членов воровских шаек, живущих в соответствии с
воровским законом, и людей, к сообществу не причастных.
В русской
лингвистической литературе слово «блат» впервые зафиксировано в 1908 году в
словаре В.Ф. Трахтенберга «Блатная музыка. Жаргон тюрьмы».
В СССР слово «блат»
приобрело также другой смысл. В этих условиях дефицита приобретение товаров
часто зависело от знакомств с продавцами или чиновниками, распределявшими тот
или иной товар. Для обозначения таких полезных знакомств, а также самого
процесса приобретения товаров таким способом и стало использоваться слово «блат».
Происхождение понятия
связано с появлением иностранных технических специалистов в период
индустриализации 1920-30-х годов. В закреплённых для их обслуживания магазинах
им продавали товары, отсутствующие в общей продаже, при предъявлении особого
документа на листе бумаги – продавали по «блату» (на немецком – лист).
Вадим Шефнер в своих
мемуарах подтверждает, что явление возникло в 1930-е годы. В те годы вползло в
быт словечко «блат», появились «блатмейстеры», то есть ловкачи, которые по
знакомству добывали себе всё, чего хотели.
Таким образом, слово «блат»
стало использоваться для обозначения неформальных связей, контактов, знакомств,
а также покупок на чёрном рынке. Пример: «Невеста поняла, что я женюсь на блат»
(Аркадий Северный), то есть для бумажки, по расчёту.
Проявление блата влечет
за собой негативные последствия такие как:
-
Трудоустройство
по блату создает в обществе сильное социальное неравенство.
-
Уничтожается
конкуренция между кадрами.
-
Сильно
снижается мотивация для профессионального и личностного роста.
-
Повышается
уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола.
-
Как
следствие, заметное снижение экономической и социальной эффективности
производства.
- Появляется
эффект «наследственной аристократии».
4.
Пример
Экс-сотрудники Счетной
палаты Василий Корягин и Сергей Климантов приговорены к 4 и 8 годам заключения
за получение взятки в $120 тыс. Кроме того, оба лишены права занимать должности
на государственной службе сроком на 3 года. Как передает РИА Новости, такой
приговор вынес сегодня Мосгорсуд. Согласно приговору, трое фигурантов дела
будут отбывать наказание в колонии строгого режима.
Суд признал бывшего
замглавы департамента Счетной палаты Корягина и начальника инспекции Счетной
палаты Климантова виновными в получении взятки в крупном размере, сопряженном с
вымогательством (часть 4 статьи 290 УК РФ), а бывший замглавы администрации
Владивостока, представитель администрации города в Москве Дубовицкий признан виновным
в пособничестве в получении взятки.
Судья определил
назначить Корягина наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в
колонии строгого режима, а Сергею Климантову – в виде 8 лет заключения в
колонии строгого режима.
В качестве
дополнительного наказания суд постановил лишить бывших сотрудников Счетной
палаты классного чина, а также запретить им в течение трех лет после
освобождения занимать должности в госорганах.
Кроме того, суд взыскал
со всех трех подсудимых 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального
вреда бизнесмену Шайхисламову, с которого они вымогали взятку.
Заключение
Коррупция, помноженная
на «неприкосновенность» отдельных представителей законодательной власти,
порождают вседозволенность и безнаказанность. Как следствие, возникает
катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.
Коррупцией пронизана
вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной
деятельности, где распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо
злоупотребление должностными лицами своим служебным положением.
Коррумпированные
чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия,
ежегодно получают $20–40 млрд. взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл.
Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке
организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным
Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток
увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе –
августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества – на 4 % больше,
чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере
(свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219.
Блат, в свою очередь, резко
сокращает возможности и шансы на успех и приличную работу детей из
неблагополучных, а также малообеспеченных семей. Это создает сильное расслоение
общества, и, как следствие увеличивает уровень преступности и криминала.
Список
использованных источников
1.
Аналитический Центр Юрия Левады – Экспертные опросы: www.levada.ru
2.
Бекетова В.А. – Коррупция в зеркале российских СМИ: – www.s-pravdoy.ru
3.
Всероссийский центр изучения общественного мнения – Социально-экономические
исследования: www.wciom.ru
4.
Газета Ведомости от 01.09.2009:- www.vedomosti.ru
5.
Энциклопедия:
www.wikipedia.org
|