Билль о правах в США в 1791 г.
Билль о правах в США в 1791 г.
План
1. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах
2. Характеристика Билля о правах
Список литературы
3 сентября 1783 г. в Версале
были подписаны мирные договоры между воевавшими государствами, по которым США
признавались независимым суверенным государством.
Победив Англию, молодая страна
оказалась в крайне сложном положении. С исчезновением военной опасности
порвались те узы, которые удерживали вместе 13 американских штатов. Из-за
восьмилетней войны ухудшилось финансовое и экономическое положение страны. Чтобы
спасти молодое государство, необходимо было установить в стране закон и порядок.
Становление основных идей
конституционного права и принятие первых конституций (США 1787 г., Франции и
Польши 1791 г) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии,
возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права,
"права-привилегии".
Представители "третьего
сословия" и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Ш. Монтескье, Д. Локк,
Ж.Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу
современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении
властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентаризме,
ответственном правительстве и др.).
Эти идеи нашли воплощение в
первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г.,
конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина
1789 г., в польской конституции 1791 г.
Конституция США - самая "старая"
из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана
конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября
1787 г.
Выработанная им конституция
отражала воззрения наиболее консервативной части американской правящей элиты. Один
из "отцов" конституции адвокат Гамильтон рассуждал так: народ
беспокоен и непостоянен, он редко рассуждает "правильно", поэтому
надо предоставить власть тем, кто богат: "изменения не сулят им никаких
выгод, и они будут всегда сохранять хорошее правительство".
Конституция 1787 года не
ликвидировала политической автономии штатов. Она противопоставила ей сильную
центральную власть. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным
государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежит
Конгрессу, а высшая исполнительная власть - президенту.
Основополагающим принципом был
провозглашен принцип "разделения властей", выдвинутый англичанином
Локком и развитый французом Монтескье.
Каждая из основных властей - законодательная,
исполнительная и судебная - получала некоторую, может быть даже значительную,
независимость.
Полная независимость, например,
судей выражалась в их несменяемости и в праве не применять законов,
противоречащих Конституции.
При существовавших в стране
всевозможных вероисповеданиях, дробившихся на множество сект, в США не было
установлено господствующей религии и была допущена полная веротерпимость.
Как видно, многое в Конституции
США было заимствовано из идей французских просветителей. Политическая теория
видела в этом гарантию против произвола: одна власть "сдерживает" другую.
Создав более прочный
государственный союз (федерацию) взамен непрочного межгосударственного союза,
сколоченного в ходе войны за независимость (конфедерации), конституция 1787 г. значительно
облегчала промышленное развитие США, движение товаров, отвоевывание новых
земель и их колонизацию.
Конституция упрочивала
международное положение нового государства, облегчала его оборону против
возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранявших
колоссальные земельные владения во всех трех частях Америки (Северной,
Центральной, Южной).
Она была республиканской
конституцией, и это было вызовом само по себе: то был конец XVIII века. Вместе
с Биллем о правах американская конституция 1787 года являлась в известном
смысле документом большого демократического значения, что, несомненно,
сказалось в последующей истории Европы и Латинской Америки.
Д. Мэдисон внес решающий вклад в
подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утвердил в
1789 - 1791 гг., поправки, ставшие известны как Билль о правах. Поправки,
составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению
правового статуса американского гражданина.
В этом Билле закреплены свобода
вероисповедания, свобода слова, печати, права обращения с петициями к
правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности,
право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного
обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.
Названные права и свободы
относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют
социально-экономические права и свободы. Фактически последние ограничиваются
положениями поправки V, устанавливающей, что "никакая частная
собственность не должна отбираться для общественного пользования без
справедливого вознаграждения" и никто "не должен лишаться... имущества
без законного судебного разбирательства".
Нельзя не отметить и то
немаловажное обстоятельство, что формулировки Билля довольно расплывчаты, что
открывает широкий простор для их толкования и регламентации. Однако если оценивать
объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для
своего времени он был достаточно велик[1].
"Билль о правах" не
отменял в США системы рабовладения, но вводил в молодой республике основы
буржуазной демократии.
Уже при ратификации Конституции
законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее
статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в
качестве обязательного условия вступления в силу Конституции.
Давление широких слоев
населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя
к принятию первых десяти поправок к конституции ("Билль о правах").
По конституционному Биллю о
правах и в соответствии с различными специальными положениями законов частные
лица защищены от определенных видов дискриминации.
Первые десять поправок к
Конституции, ратифицированные 15 декабря 1791 г., образуют Билль о правах.
Особое место в Билле о правах
занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний.
Так, поправка I говорит о
свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться
и обращаться к правительству с петициями: "Конгресс не должен издавать ни
одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего
свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо
право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об
удовлетворении жалоб".
Сохранение свободы
вероисповедания (религиозной) было и является одним из самых старых и наиболее
важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы
вероисповедания является важным компонентом гражданских прав.
Важность такой свободы доказана
историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год). Религиозные
свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу
вероисповедания и недоказуемость религии. Чтобы избежать вмешательства в
свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными
причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не
отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной
религии.
Полная защита религиозной
свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права,
защищающих от дискриминации по политическим мотивам.
На первой поправке и до сих пор
базируются основные права граждан и политических объединений - партий,
профсоюзов, ассоциаций и конфессий.
II поправка признает, что в
целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ - хранить
и носить оружие: "Поскольку хорошо организованное народное ополчение
необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и
носить оружие не должно нарушаться".
Вокруг нее идут многолетние
споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.
Поправка III запрещает
расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время:
"В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без
согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в
порядке, предусмотренном законом". В настоящее время утратила свое
актуальное значение.
Положения IV поправки
гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся
защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство
государства в определенные сферы индивидуальных активностей: "Право народа
на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и
арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при
наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или
торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего
обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту".
Эти положения, обычно
осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том,
что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания
и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в
частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества.
Эти меры защиты частной жизни
обычно объединяются под термином "гражданские свободы".
Существовало большое количество
толкований 4-й поправки. В 1928 Верховный суд решил, что установление
подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит
физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 новым
постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.
В поправке V говорится о суде
присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной
собственности: "Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое
смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или
обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в
сухопутных или военно-морских силах либо в народном ополчении, когда оно
призвано на действительную службу во время войны или угрожающей обществу
опасности; никто не должен за одно и то же преступление дважды подвергаться
угрозе нарушения телесной неприкосновенности или лишения жизни; никто не должен
принуждаться в каком-либо уголовном деле давать показания в качестве свидетеля
против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности
без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься
для общественного пользования без справедливого возмещения".
Поправки VI, VII и VIII
посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг
уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием
присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а
также жестокие и необычные наказания.
Поправка VI: "При всяком
уголовном преследовании обвиняемый имеет право па скорый и публичный суд
беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом,
где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленный о
сущности и основаниях обвинения, право на очную ставку со свидетелями,
показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей
стороны и на помощь адвоката для своей защиты".
Поправка VII: "Во всех
исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска
превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт,
рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом
Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава".
Поправка VIII: "Не должны
требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы либо назначаться
жестокие и необычные наказания".
Поправка IX устанавливала
принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых
конституцией: "Перечисление в Конституции определенных нрав не должно
толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом".
Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав.
Поправка Х вообще не касалась
гражданских прав: "Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам
настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам,
сохраняются за штатами либо за народом".
Сторонники суверенитета штатов,
в частности, в период Гражданской войны США, часто опирались на 10-ю поправку. В
1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах,
постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных
федеральным законом.
Принятие Билля о правах явилось
несомненной победой американской демократии. В то же время этот документ, как и
сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах.
Содержащиеся в Билле о правах
краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных
решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.
Билль о правах использовался при
разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и
аналогичных документов, действующих во многих странах мира.
1.
Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1995.
2.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М. - Юристъ,
1999. - 608с.
3.
История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Часть 2/Под
общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА • М, 1998. - 712
с.
4.
Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Под ред. В.В. Маклакова.
- 2-е изд., исправ. и доп. - М.: БЕК, 1999. - 584 с.
5.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. - М., 1998.
6.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996.
7.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.,
1997.
8.
Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.
Крашенинникова. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.
9.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра,
Е.В. Поликарповой. - М.: Юрист, 1996.
10.
Хрестоматия по истории государства и права. - М., 1994.
[1]
Жидков О.А.- История государства и права зарубежных стран. Часть 2. М., 1998.
С. 29.
|