Хваршины
Хваршины
Хваршины
Хваршины,
народ в Рос. Федерации. Численность - 2 тыс. чел. Все переписи населения
включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими
диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский,
русский, тиндинский языки.
Письменность:
на основе арабской графики с кон. 18-нач. 19 вв., на основе русской графики на
авар. яз.- с 30-х гг. 20 в. Верующие - мусульмане-сунниты. Живут в Дагестане, в
юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, вдоль ущелья,
образованного р. Хваршинка, притоком р. Андийское Койсу, в 7 поселениях
(Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около
70% Хваршинов живeт на равнине - в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.
Предполагается,
что с древнейших времeн до позднего средневековья Хваршины входили в состав
военно-политического союза Ди-до. Впоследствии ненадолго вошли в состав
общества Богоз (Тинди). К началу 19 в. отделились, образовав Хваршинский союз
сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х гг. 19 в. вошли в состав
Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в Веденский район
Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в
равнинные районы Дагестана.
Осн.
занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство.
Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие -
древнейший горский плуг - баруц. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из
технических культур выращивали лeн-кудряш, из овощных - тыкву, морковь.
Промыслы -производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов,
вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной
мебели, кухонной утвари, долблeных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство,
бортничество и охота.
В
связи с тем, что существуют проблемы занятости мужского населения, Хваршины
уезжают на сезонные работы в др. районы Дагестана (в осн. в ногайские степи для
сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур).
Семья
- малая. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай
умыкания в разл. разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с
головы и т.н.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи
взаимопомощи и кровной мести.
Мужской
костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее
время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки,
войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным
убором служили белые или чeрные овчинные папахи. Наиболее распространeнной
обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простeганной подошвой и
усечeнным носком, орнамент - мелкий тeмный рисунок по белому полю. Бытовали
также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель),
чувяки (мугу-ры), кожаные полусапожки (уйлят1у), а также обувь с деревянной
подошвой и кожаным верхом без задников (хъваркине-ба).
Украшением
костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели
пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для
смазывания рук, слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную
печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из чeрного
войлока.
Голову
мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины - небольшие бороды. Одним
из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного
покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом
на груди. С конца 19 в. молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а
девушки - отрезное платье, при-сборенное или в складку. Обязательным для всех
видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный трeхметровый
кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку.
Зимой носили овчинные шубы.
Вторым
основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счeт
квадратного клина в верхней части. Низ штанин обязательно украшался тремя
полосками грубого шeлка зелeного, красного и чeрного цветов. В тeплое время
года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных
уборов бытовали два вида чухту и платок.
Устное
народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды,
сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках.
Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели
арабским языком. Сохранились домусульманские верования, связанные с тотемизмом,
культом предков, обожествлением объектов природы и еe сил.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|