рефераты рефераты
Главная страница > Все об Индии  
Все об Индии
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Все об Индии

Все об Индии

Комсомольск-на-Амуре

KOST

&

AKRED

COST@AMURNET.RU

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДИИ 2
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ 6
ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ И КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА ИНДИИ 9
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ ИНДИИ. 13
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ИНДИИ 15
БУДДИЗМ 18
ПРИРОДА ИНДИИ 25
ЗАПОВЕДНИКИ ИНДИИ 26
СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИНДИИ 28
РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ 31
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ 35
ТАДЖ – МАХАЛ 47

[pic]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДИИ

Понятие государственного строя, как известно, включает две составляющие: форму правления и форму административно - территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.

В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января
1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого
Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, принятой в том же году, состоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней
- Народной палаты ("Лок сабха"). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер- министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией независимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно - территориального устройства
Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое.
Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую "Британскую
Индию". Это были крупные территориальные образования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная
Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и
Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались "Туземной
Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдарабад,
Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца 19 века одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку.
Наиболее последовательно они поддерживались партией "Индийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно- территориальные реформы осуществлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947 -1956) основной административно - территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории). В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые "комиссарские" штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант - губернаторами, к группе "Д" - Андаманские и Никобарские острова.

На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более радикальные изменения в направлении укрупнения сетки административно - территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше
- в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического
(национального) единства. Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента
Индии.

Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты
Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во- вторых, образованием штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури,
Мизор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Образование подобных штатов, в большинстве своем выросших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации народов Индии.

Современная Индия - федеративное государство (по конституции - союз штатов). В него входят 25 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты представляют собой крупные административно- территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует народ. Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся, столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пондишери), бывших португальских колоний Даман и Диу и не которые другие.

Наиболее крупные народы Индии и Ареаль их распространения (по штатам)

|Народы |Штаты |
|1 Хиндустанцы |Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш Харьяна |
|2 Бихарцы |Бихар |
|3 Бенгальцы |Западная Бенгалия |
|4 Телугу (андхра) |Андхра-Прадеш |
|5 Матархи |Махараштра |
|6 Тамилы |Тамилнад |
|7 Гуджаратцы |Гуджарат |
|8 Каннара |Карнатака |
|9 Малаяли |Керала |
|10 Ория |Орисса |
|11 Пенджабцы |Пенджаб |
|12 Раджастханцы |Раджастхан |
|13 Ассамцы |Ассам |

Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до 1/2 в Джамму и Кашмире, но этот принцип соблюдается всюду.

Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собрание и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором.

Административно-территориальное деление Индии не является изменным.
Время от времени в него вносятся отдельные коррективы, хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать, что между отдельными штатами существуют взаимные территориальные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономически важных районов.

Но главный административно-территориальный конфликт Индии, имеющий очень большое политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии на два государства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмирское княжество. После посылки и вспышки вооруженных столкновений между двумя странами было принято компромиссное решение о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия по кашмирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне, которая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия остаются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану.
Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении XX века демонстрирует таблица.

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

|Годы |Численност|Прирост за 10 лет |Среднегодов|Рост по |
| |ь | |ой Прирост,|отношен. К |
| |Населения | |В % |1901 г. В %|
| |в млн. | | | |
| |чел. | | | |
| | |В млн. |В % | | |
| | |Чел. | | | |
|1901 |238,4 |- |- |- |- |
|1911 |252,1 |+13,7 |+5,75 |0,56 |+5,8 |
|1921 |251,3 |-0,8 |-0,31 |-0,03 |+5,4 |
|1931 |279,0 |+26,7 |+11,00 |1,04 |+17,0 |
|1941 |318,7 |+39,7 |+14,22 |1,33 |+33,7 |
|1951 |361,1 |+42,4 |+13,31 |1,25 |+51,5 |
|1961 |439,2 |+78,1 |+21,51 |1,96 |+84,3 |
|1971 |548,2 |+ 109,0 |+24,80 |2,20 |+159,9 |
|1981 |683,3 |+ 135,1 |+24,66 |2,22 |+186,6 |
|1991 |843,9 |+160,6 |+23,50 |2,11 |+254,0 |

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов несложных расчетов. Они показывают, что в первой половине XX века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, -
1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX века рост населения значительно ускорился. В
1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза.
Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бразилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило
844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в
Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек.
Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права женщин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: , , и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью.
Соответственно лозунгами ее стали: , и т. п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в XXI веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак.
Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял
22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще более, увеличены, а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 1961 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется, прежде всего тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту до 1042 млн. человек.
Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.

ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ И КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА ИНДИИ

Индия - страна древней городской культуры. Такие ее города, как
Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Но до середины XX века уровень урбанизации в Индии оставался очень невысоким, что характеризовало её в основном как страну сельских жителей. Лишь во второй половине XX века он стал возрастать быстрее.

Рост городского населения Индии в xx веке

|Годы переписей |Городское |Доля городского |
| |население В |населения, в % |
| |млн. чел. | |
|1901 |25,8 |10,8 |
|1911 |25,9, |10,3 |
|1921 |28,1 |11,2 |
|1931 |33,4 |12,0 |
|1941 |44,2 |13,9 |
|1951 |62,4 |17,3 |
|1961 |78,9 |18,0 |
|1971 |109,1 |19,9 |
|1981 |159,5 |23,3 |
|1991 |217,2 |25,7 |

Несмотря на это, Индия и в начале 90-х годов относится к средне - урбанизированным странам. Тем не менее, по общему числу горожан она уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %.

Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа городов. В 1901 году их насчитывалось немногим более 1900, 1981 - 4000, а в 1991 году - 4700. В том числе больших городов 1961 году было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн. имела только Калькутта, с
1911 года этот рубеж превзошел также Бомбей, а в 1951 году таких городов - стало 5, то в 1981 году их число увеличилось до 12, а в 1991 году - до 23.

Внешний облик большинства городов Индии сложился еще в колониальный период. Для них характерно сочетание двух частей - старой и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностью, сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функциональной дифференциации торговли.
Новую же часть образует так называемый с деловым и административным центром и четко распланированными кварталами, коттеджей западного стиля, предназначенных для чиновников колониальной администрации.

Кратко познакомимся далее с четырьмя крупнейшими городами страны -
Дели, Бомбеем, Калькуттой и Мадрасом.

Городские агломерации Индии с населением более 1 млн. человек в 1991 году

|Агломерация |Число жителей |Агломерация |Число жителей|
| |в тыс. чел. | |в тыс. чел. |
|Большой Бомбей |12572 |Джайпур |1514 |
|Калькутта |10916 |Кочин |1140 |
|Дели |8375 |Компуттур |1136 |
|Мадрас |5361 |Вододара |1115 |
|Хайдерабад |4280 |Индаур |1104 |
|Бангалор |4087 |Патна |1099 |
|Ахмадабад |3248 |Мадурай |1094 |
|Пуна |2485 |Висакхапатнам |1052 |
|Канпур |2111 |Варанаси |1026 |
|Нашпуур |1661 |Лидхиана |1012 |
|Лакнау |1642 | | |
|Сурат |1517 | | |

Город Дели, расположенный на правом берегу реки Джамны, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII века - Делийского султаната, с начала XVI века - империи Великих Моголов, с 1911 года - Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с 1950 года - Республики Индии. В
1911 году население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1941 году -
700 тыс. в 1951 году - 1,4 млн. в 1971 году - 3,6 млн. в 1981 году - 5,7 млн. а в 1991 году - почти 8,4 млн. человек. Главная функция Дели - политико-административная, столичная. В этом смысле город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели также является одним из крупнейших в
Индии промышленных центров, транспортно-торговых узлов, сосредоточением науки, культуры, образования, искусства.

По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый и
Новый Дели.

Старый Дели или Шахджаханабад, расположенный в излучине Джамны, особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями. Это, прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) - грандиозное сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это также крупнейшая в стране мечеть
Джама-Масджид, построенная в середине XVII века, где хранятся такие мусульманские реликвии, как глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда. Это 70-метровая башня Кутуб-Минар, воздвигнутая мусульманскими завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на берегу
Джамны, находится мемориальный музей лидера национально-освободительной борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного , что значит . В январе 1948 года он погиб от пули фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А примерно в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира Ганди.

Бомбей и своим географическим положением и основными историческими вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на берегу
Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534 году, после начала португальской колонизации, они были захвачены Португалией, но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве приданого португальской принцессы, вышедшей замуж за английского принца, ставшего затем королем Карлом II.
Постепенно острова стали застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между собой, превратив фактически в один остров, а затем с берегом.
Более быстрый рост города начался уже во второй половине XIX века, особенно после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной фабрики.
Современный Бомбей - самый большой по населению город Индии. В пределах
Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечивает ему шестое место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и Шанхая. Бомбей также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены как отрасли тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и ее главный морской порт, обеспечивающий до 2/3 всей внешней торговли, главный финансовый центр, крупный центр науки и культуры.

Калькутта расположена в дельте Ганга, на правом берегу одного из его рукавов - Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Еще до прихода англичан в этом месте, откуда начинаются важные пути в глубь Индии, располагались фактории португальцев, голландцев, датчан. Калькутта же была основана в
1690 году агентом британской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна из которых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в 1773-1911 годах, когда Калькутта была столицей
Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. При разделе страны в 1947 году на два доминиона и образования Восточного Пакистана (затем - Бангладеш) нарушились ее традиционные связи с Восточной Бенгалией. Тем не менее Калькутта и в наши дни остается вторым после Бомбея промышленным и портовым городом Индии и крупнейшим его культурным центром. При численности населения около 11 млн. человек Калькутта замыкает десятку крупнейших городов мира.

Мадрас был основан в 1639 году английскими купцами как форт Ост-
Индской компании. Он протягивается почти на 20 км вдоль побережья
Бенгальского залива, образующего здесь один из лучших в мире пляжей -
Марина. Мадрас более город, чем другие крупнейшие города страны, контрасты между местной и европейской застройкой здесь выражены не так сильно. Заводы Мадраса выпускают автомобили, вагоны, велосипеды. Здесь находится крупнейшая в стране киностудия.


СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ ИНДИИ.

В целом Индия имеет вполне благоприятные природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Для ее земельного фонда характерен чрезвычайно высокий (более 1/2 всей территории) уровень распаханности. По общим размерам обрабатываемых земель она уступает только США.
Агроклиматические условия на большей ее части благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (сумма активных температур 4000° -8000° в год). Лимитирует лишь недостаток влаги. Вот почему в стране орошается 2/5 всех посевных площадей, и по общей площади орошаемых земель она лишь немного уступает
Китаю.

Индия - страна древней земледельческой культуры, и ее сельское хозяйство имеет ярко выраженную растениеводческую направленность.
Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5 всей стоимости сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая же часть всей посевной площади занята продовольственными культурами. Животноводство, несмотря на наличие самого большого в мире поголовья скота, развито гораздо слабее. Товарное скотоводство встречается довольно редко, а крупный рогатый скот используется главным образом в качестве тягловой силы на полевых работах. Что же касается размеров поголовья, то оно в значительной мере объясняется воззрениями индуизма, запрещающими убивать коров. В результате поголовье совершенно непродуктивного и неработоспособного беспородного скота исчисляется десятками миллионов голов.

После завоевания независимости в стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к укреплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и воспользовалась плодами начавшейся в 60-е годы , увеличив тем самым социальное расслоение общества. Об успехах в Индии написано очень много. Действительно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забывать и о том, что такое самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна (230 - 240 на душу населения в год). То же относится и к душевому потреблению других продуктов питания: мяса - 1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг, молока -55 л, яиц - 24 штуки. Причем это средние показатели, которые не должны скрывать того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему живет за официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже голода.

На этом общем фоне отдельные районы Индии сильно отличаются друг от друга как по природным условиям, так и по уровню товарности и характеру специализации, сельского хозяйства.

Наиболее благоприятна для земледелия Индо-Гангская низменность, относительно благоприятны равнины и низменности на востоке и северо-востоке страны и менее благоприятны районы, расположенные в центральной и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации земледелия, в самом общем, генерализованном виде в Индии можно выделить три главных района.

Первый из них - район с преобладанием посевов пшеницы, хотя здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные культуры, сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб, Харьяна и Уттар-
Прадеш. Хотя и меньше, чем в других, частях Индии, здесь также выражены два основных сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) и зимний (раби). В летний сезон - главным источником влаги служат муссонные дожди, диктующие все основные сроки полевых работ, а в зимний, сухой сезон поля нуждаются в искусственном орошении.

Роль основной житницы страны выполняет сравнительно небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит .
Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса, Рави, Чинаба и
Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране оросительные системы. Но после раздела бывшей Британской Индии основная их часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе с самого начала большое внимание уделялось гидротехническому строительству. Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бхакра-
Нангал, включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей длиной 4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено 1,5 млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы, и оросительные системы.

Ирригация способствовала тому, что именно в Пенджабе началась и в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии) . Она охватила, прежде всего, преобладающие здесь хозяйства кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих также сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения. В результате доля
Пенджаба в общеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби, выросла до 40%. Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого хлопчатника, других культур.

Штат Харьяну можно назвать своего рода уменьшенной копией Пенджаба.
Напоминает его и самый большой по населению штат Уттар-Прадеш - крупнейший производитель пшеницы, но также бобовых и масличных культур, сахарного тростника, картофеля и овощей, лежащий уже полностью в пределах Гангской низменности.

Второй район - район с преобладанием посевов риса, хотя наряду с ним здесь возделываются также сахарный тростник, джут, просяные и масличные культуры, пшеница. Он занимает значительно большую площадь, чем пшеничный район, охватывая основную часть низменностей Ганга и Брахмапутры, восточную часть Деканского плоскогорья, а также Коромандельский и Малабарский берега
Индостана. Но ядро его находится в пределах штатов Западная Бенгалия,
Бихар, Орисса и отчасти Уттар-Прадеш.

Рис здесь возделывают уже на протяжении тысячелетий. Высевают его обычно в начале сезона хариф, когда стоит сухая и жаркая погода с майскими температурами до 42 - 44°С. С наступлением в начале июня муссонных дождей рисовые поля покрываются водой, а уборку урожая производят уже осенью. Но при искусственном орошении, которое обеспечивается с помощью как крупных оросительных систем, так и колодцев (скважин), рис успешно выращивается и в сезон раби.

Третий сельскохозяйственный район Индии занимает основную часть
Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой специализации. Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие просяные, но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических - коротковолокнистый хлопчатник.
Общий уровень сельского хозяйства, его урожайность и товарность здесь значительно ниже, орошается только 1/7 посевных площадей. Даже хлопчатник выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы используются преимущественно наиболее плодородные темноцветные глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность хлопчатника в Индии составляет 26 ц/га, что значительно ниже среднемировой (55 ц/га), не говоря уже о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех посевов хлопчатника в мире, но по сбору хлопка она занимает лишь четвертое место.

Кроме этих трех основных районов, в Индии можно выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского хозяйства. Это, например, низовья Ганга в Западной Бенгалии, где фактически монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще в конце
XIX века превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих районов мира.
Или Малабарское побережье - крупнейший поставщик кокосов, а также черного перца и других пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.

Внешнеэкономические связи Индии

Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой. Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора.

Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования. Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке.
Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств. Преодолевая явное и скрытое действие империализма, Индия ведет борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономических связей, важнейшими элементами которых являются внешняя торговля, получение иностранной технической помощи на межправительственной основе, а также инвестиции иностранного частного капитала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере укрепления национальной экономики. К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов.
Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправительственной основе.
Следует отметить роль государственной помощи стран Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство приих содействии машиностроительных, химических, металлургических предприятий, атомных электростанций, учебных и научных центров укрепило, а в ряде случаев заложило практически на пустом месте базу научно- технического прогресса страны. В настоящее время в связи с коренными изменениями, произошедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Индии приходится заново переориентировать свои экономические связи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капиталистическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укрепления собственной производственной базы и некоторые экономические трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития.
Использования Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей. Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала. Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия.

БУДДИЗМ

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем
Буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Буддизм появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого государства, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, которые осложнялись пестротой этнического состава населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Буддизм был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Буддизм универсальностью предложенного им пути к
"спасению" приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешенностью от конкретно- исторической ситуации Буддизм оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил.

Уже в первые столетия своего существования Буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе
(около 477 да н. э.), - в Вайшали (около 367 до н. э.), в Паталипутре (3 в. до н. э.) и в Кашмире (2 в. н. э.). Важнейшим событием в истории Буддизма было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков
(сторонников "большой общины"), знаменовавшее начало раскола Буддизма, который привёл в начале н. э., к разделению его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну ("малая колесница" или "узкий путь") и махаяну ("большая колесница", или "великий путь"). В течение 1-5 вв. окончательно сформировались главные религиозно-философские школы Буддизма: в хинаяне - вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада
(буквально - учение старейших).

Время расцвета Буддизма в Индии - середина 1-го тыс. до н. э. - начале 1-го тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма, ознаменовался в истории Буддизма определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине,
Буддизм не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э.) - деятельного приверженца
Буддизма, он распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э. до середины 1-го тыс. н. э. Буддизм утвердился на Цейлоне, в Индонезии и
Индокитае; в первые века н. э. Буддизм начал проникать в Китай, Тибет, в 4-
6 вв. - в Корею, Японию, в 16-17 вв. - в Монголию, В 18 в. - в Бурятию.) В юго-восточных странах утвердилась хинаяна, получившая название южный
Буддизм; в северных - махаяна, ставшая известной под именем северного
Буддизма.

Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма
(веданты и йоги). Столкнувшись же с условиями и культами северных стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в
Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в
Тибете и т.д. В своём внутреннем развитии разбившись на ряд сект, северный
Буддизм образовал, в частности, секту дзен (возникла в 5 в. в Китае, китайский чань; в настоящее время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется особое направление Буддизма - ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием которого возникло новое направление
Буддизма - ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым, к разнообразным идеологическим комплексам, Буддизм, однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии.

Религиозно-философская литература Буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и др. языках. Большая часть хинаянской литературы входит в так называемый палийский канон - "Типитаку"
(буквально "Три корзины"). Из неканонических сочинений школ хинаяны наибольшее значение имеют "Милиндапаньха", а также "Абхидхармакоша"
Васубандху. К махаянскои литературе, включавшей в санскритском переводе большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с так называемыми основными махаянскими сутрами, такие источники, как "Махавасту",
"Дивьявадана" ("Собрание божественных авадан"), "Лалитавистара", сочинения
Ашвагхоши (наиболее важное "Буддхачарита"). Арьяшуры ("Джатакамала", или
"Гирлянда джатак"), Шантидевы и др. Умозрительная философия махаяны представлена множеством сочинений, из которых наиболее значительны сочинения Нагарджуны ("Мадхьямика-карика") и Асанги. Все произведения махаянского и большая часть хинаянского канонов были переведены с санскрита
(а иногда непосредственно с пали) на китайский, затем и на тибетский языки.
В Тибете эти переводы наряду со многими оригинальными текстами составили два многотомных собрания - "Ганджур" и "Данджур".

Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала Буддизм выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг - практическая доктрина "спасения", или
"освобождения". Она изложена в учении о ^четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче - существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Буддизма) - как бытие - это страдание, Буддизм определяет страдание, прежде всего некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу.

Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и прочие. Т. е. страдание в
Буддизме выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Буддизме психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям.

В основе интерпретации страдания как космической реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внешним миром, в частности о психофизических элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, то есть находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания.
Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской литературе горению пламени светильника с характерным для Буддизма подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции.
Следствием признания существования дхарм является отрицание Буддизмом души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого "я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, так называемых скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы и сознание.

Буддизм исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в Буддизме освобождение, прежде всего, выражено в категориях пути, то есть предстаёт как "правильное поведение" и "правильное знание". В Буддизме нет жёсткого канона поведения и, по существу, отрицается значение любой внешней формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, например, в раннем Буддизме, дзен и др. В нравственном плане это означает признание разнообразия и относительности нравственных норм, уравнение нравственно-противоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Главными чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, "текучесть"; это
- мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдалённости субъекта всему, что его окружает. Буддизм считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено
Буддизмом в доктрине так называемого среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, главной чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутреннего бытия, Одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана.

В текстах развитого Буддизма это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния бытия, проявленного в состояние не проявленного, истинного бытия.
Утверждая, что нирвана есть определённое психическое состояние субъекта,
Буддизм, в отличие от многих индийских религиозных и философских систем, отрицает потусторонность освобождения от "этого мира". Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный абсолют, причём в философском аспекте абсолют в Буддизме описывается как шуньята (буквально - пустота), в религиозном - как дхармакая (органическая общность всего существующего), понимаемая как космическое тело Будды.

По существу Буддизм утверждает лишь бытие психологического процесса.
Поскольку мир оказывается вовлечённым в "я" (не существует противопоставления "я" и мира), для Буддизма в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творческим началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение "я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность, (Даже ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от основных положений Буддизма и представляющая собой особую систему йогической практики созерцания, в которую в качестве важнейшей части включен эзотерический ритуал, служащий средством концентрации "духовной силы", основана на общем принципе Буддизма - утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовно- телесного бытия человека.) Философскую позицию Буддизма можно охарактеризовать как субъективно-идеалистическую, однако внешний мир при этом включен в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта.

Из неабсолютной значимости для Буддизма всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В
Буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, то есть вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания "не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу.

Направления и школы в Буддизме подчёркивают те или иные его отдельные тенденции, В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преимущественно личного совершенствования (идеал архата, то есть лица, "достигшего освобождения"). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (буквально "тот, чья сущность - просветление") - существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ.

В ходе своего развития Буддизм пришел к признанию необходимости внешних форм религиозной жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растет за счёт введения в него как богов исконно индийского происхождения, так и заимствованных из религий принявших Буддизм народов. Главными божествами считаются будды Гаутама,
Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого
Первобудды. Однако все боги Буддизма, включая, самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматических свечей и прочее. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным, прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился культ в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религиозном воздаянии, включавшее представление об аде и рае.

Вскоре после возникновения Буддизма появились также сангхи
(монашеские общины), упорядочившие и определенным образом регламентировавшие анархический образ жизни первых последователей Буддизма.
Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.
Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религиозный наставник.
Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и уже, поэтому оказавшегося окруженным ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение. В странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в общественной жизни. Совет, даваемый монахом, - закон для верующего.
Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников и в важные политические центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения
(особенно в деревнях), чем правительственные учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т.д.

Буддизма оказал существенное влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его стран. Распространение Буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. В развитии буддийской культуры в средние века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей.

Социальная роль Буддизма определяется основными положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Буддизм в своём развитии, его центральным принципом является религиозная идея о необходимости освобождения от пут профанического, "земного", существования. Всякая связь, в том числе любая социальная, рассматривается Буддизмом как зло.
Отрешённость Буддизма от всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей Буддизма от борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы. Вместе с тем во многих странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в общественной и политической жизни; так, в Южном Вьетнаме буддисты включаются в национально-освободительную борьбу; в то же время есть страны, где буддисты выступают против национально-освободительного движения и социальных реформ в этих странах.

Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны. В Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от государственной власти. В Таиланде же
Буддизм является государственной религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также считается главой местной буддийской общины.

Последователи Буддизма, приверженцы хинаяны, составляли в 60-х гг.
20 в. в Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде около 90% населения, на Цейлоне - около 60%. Махаяна имеет последователей в Китае (около 17% населения),
Японии (около 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число буддистов имеется в
Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной (около 170 тыс. чел.) и Южной (около 140 тыс. чел.) Америке. Кроме того, имеется небольшое число новообращённых буддистов в США (около 16 тыс. чел.), в Европе (около 8 тыс. чел.). Махаяна в её ламаистской разновидности имеет некоторое число приверженцев в МНР, а также на территории СССР - в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР, в Усть-
Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах, Иркутской и Читинской областей. Буддийская община в СССР возглавляется Духовным управлением буддистов СССР, избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамболама. Его резиденция помещается в
Иволгинском дацане (монастыре), находящемся в 40 км к югу от Улан-Удэ. В современном Буддизме существует ряд международных организаций. Наиболее влиятельная - Всемирное братство буддистов, созданное в 1950 на
Международном конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон). Духовное управление буддистов СССР является членом Всемирного братства буддистов.

Природа Индии

Полуостров Индостан - это целый континент, климатическое и географическое своеобразие которого способствует процветанию животного и растительного мира.

В Индии насчитывается около 45 тыс. видов растений, из них 15 тыс. встречаются только в Индии. Леса в Индии покрывают площадь 639 тыс.кв.км, что составляет 19,45% всей территории страны.

В Индии насчитывается приблизительно 82 тыс. различных видов животных, из них 850 видов млекопитающих, 2000 видов птиц, 2500 видов рыб,
150 видов амфибий, 450 видов рептилий, приблизительно 60 тыс. видов насекомых.

Хотя ареалы видов накладываются друг на друга, каждый регион имеет своеобразие. Зона обитания хангула ограничивается долиной Кашмир в Северной
Индии, носороги встерчаются в отдельных поймах вдоль реки Брахмапутра на востоке, черный лангур - в Западных Гатах, а Западная Индия служит убежищем последним оставшимся азиатским львам.

Два самых впечатляющих вида - это бенгальский тигр и индийский слон, все еще встречаюся на всекй территории, хотя в последнее время их популяция сильно сократилась.

Бенгальский тигр достигает в длину 3 метров и веса до 290 кг. Еще в недалеком прошлом тигров беспощадно уничтожали, и к 1973 году, когда была начата специальная программа по восстановлению популяции бенгальских тигров, их насчитывалось всего 1827 особей. К 1986 г. чиленность популяции бенгальских тигров возросла до 4230 особей.

Индийский слон несколько уступает в размерах африканскому слону. Его размер доходит до 3 метров в высоту и 3,2 - в длину. И, в отличии от африканского, хорошо поддается дрессировке и уже давно стал домашним животным. В Древнем Мире индийский слоны часто использовались в вооруженных силах.

Азиатский(гирский) лев сохранился только в Гирском лесу на полуострове Катхивар на Западе Индии. Его численность достигает 210-220 особей.

Гаур или индийский бизон - самое крупное копытное животное Индии.
Самец достигает 95 см в высоту и весит более 900 кг.

Большой индийский носорог достигает 180 см в высоту и 335 см в длину.Длина рога достигает 61 см. Индийские носороги водятся главным образом в Казирангском национальном парке.

Единственный представитель человекообразных обезья - гиббон Хулока - водится в лесах Ассама. Высота самца достигает 90 см, вес до 8 кг.

Лангур - самый распостраненный в Индии вид обезьян. Самец лангура достигает 75 см в высоту, вес - до 21 кг.

Королевская кобра - самая большая ядовитая змея Индии. Достигает в длину 5, 5 м. Укус королевской кобры смертелен даже для слона.

Индийская кобра(еще один вид ядовитых змей) достигает в длину 180 см.

Гангский гавиал обитает в долине Ганга. Длина этого крокодила достигает 6,6 м. Популяция этого крокодила довольно малочиленна.

С целью сохранения редких и малочисленных видов флоры и фауны, в
Индии созданы созданы 83 национальных парка, 447 заповедников, 23 тигровых заказника, 200 зоопарков и 8 биосферных резерваций.

Заповедники Индии

Национальный парк Дачигам (Кашмир)

Широкая долина: горные склоны. Здесь обитают редкий вид оленя - хангул, черные и бурые медведи, леопарды; гнездовья цапель. Аэропорт:
Сринагар, 22 км. Железнодорожная станция: Джамму, 311 км. Сезон: июнь - июль. Проживание: Сринагар - дома на воде на озерах Дал и Нагин.

Заповедник птиц Говинд Сагар (Химачал-Прадеш)

Птичий заповедник населен журавлями, утками, гусями, чирками.
Аэропорт: Чандигарх, 135 км. Железнодорожная станция: Нангал, 13 км.
Проживание: можно остановиться в Бакре.

Национальный парк Корбетт (Уттар-Прадеш)

Предгорья Гималаев в окрестностях Дикала; солончаковые леса и равнины. Фауна: тигры, слоны, леопарды и разнообразные птицы. Отличная рыбалка в реке Рамганге. Аэропорт: Пантнагар, 115 км. Железнодорожная станция: Рамнагар, 51 км. Сезон: ноябрь - май. Проживание: на территории парка.

Национальный парк Дадва (Уттар-Прадеш)

Граница Непала. Здесь обитают тигры, медведи-губачи и пантеры.
Аэропорт: Лакхнау, 251 км. Железнодорожная станция: Дадва, 4 км. Сезон: ноябрь - май. Проживание на территории парка.

Национальный парк "Цветочная долина" (Уттар-Прадеш)

Во время цветения этот "сад на крыше мира", вознесен ный на высоту
3500 м, ослепляет буйным разноцветьем. Местоположение: 44 км от Бадринатха.
Железнодо рожная станция: Ришикеш, 280 км. Сезон: июнь - июль.

Национальный парк Сариска (Раджастхан)

Около 200 км от Дели. Лес и открытые равнины. Самбар (самый крупный из индийских оленей), четал (пятнистый олень), нилгаи (индийская антилопа), черный олень, леопард, тигр; хороший ночной обзор. Аэропорт: Джайпур, 160 км. Железнодорожная станция: Алвар, 35 км (автобусное сообщение). Сезон: февраль - июнь. Проживание: на территории парка.

Рантхамбхор (Саваи-Мадхопур - Раджастхан)

Холмистые леса, равнины и озера. Самбар, чинкара (индийская газель), тигр, медведь-губач, крокодилы и перелетные водоплавающие птицы. Аэропорт:
Джайпур, 162 км. Железнодорожная станция: Саваи- Мадхопур, 11 км. Сезон: ноябрь - май. Проживание: на территории парка и в Саваи-Мадхопур.

СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИНДИИ

Состояние окружающей среды в Индии зависит от многих факторов, среди которых следует, очевидно, выделить два главных: длительность сельскохозяйственного использования территории и быстрый рост населения.

Археологические и исторические данные позволяют выделить пять этапов в использовании территории этой страны: древнейший земледельческий (3 - 2-е тысячелетия до н. э.), скотоводческий, (1-е тысячелетие до н. э.), богарного земледелия (III век до н. э. - XIV век), примитивного богарного и орошаемого земледелия, и более интенсивного орошаемого земледелия (с середины XX века). В результате природа Индии подверглась очень сильной
, и ныне более 60% ее территории характеризуется сильно и измененными антропогенными ландшафтами. Это всего орошаемые районы Пенджаба и Индо-Гангской низменности, ландшафты речных долин и дельт, приморские аллювиальные равнины, пенепленизированные равнины Деканского плоскогорья, оазисы пустыни Тар.

Понятно, что демографический взрыв, происходящий во второй половине
XX века еще более увеличил на территорию. Естественная необходимость обеспечить почти 850 млн. человек пищей, дровами, пастбищами для 270 млн. голов крупного рогатого скота - больше и 120 млн. голов овец и коз имела прямым следствием деградацию многих природных ландшафтов, нарушение, а иногда и разрушение важнейших экосистем. К тому же они затронули практически все компоненты географической оболочки.

Пожалуй, в наибольшей мере процессы такой деградации коснулись почвенного покрова. Коррозия почвы - едва ли не главный бич земледельческих ландшафтов Индии. Она охватила более половины территории страны, и в особенности сильно распаханные и обезлесенные ИндоТангские равнины, Декан.
Индийские ученые-аграрники, собрав данные специальных исследовательских станций подсчитали, что ежегодно в результате процессов водной и ветровой эрозии страна теряет более млрд. т. почвы. При этом некоторые участки становятся полностью непригодными для земледелия, превращаясь в .
К этому нужно добавить вторичное засоление и заболачивание почв - главным образом в Пенджабе, штатах Уттар-Падеш, Западная Бенгалия и других районах распространения ирригации, резко возросшее во второй половине текущего столетия загрязнение почв пестицидами.

На западе Индии в Раджастхане, большую угрозу представляет собой опустынивание. В 3 - 2-м тысячелетиях до нашей эры это был один из важных очагов древней цивилизации. Но потом пески поглотили города, засыпали караванные пути, о чем свидетельствуют раскопки города Мохенджо-Даро
(теперь находится в Пакистане ). И ныне территории этого штата занимают подвижные пески пустыни Тар. Продвижение их к востоку представляет большую угрозу и для соседних штатов.

Очень сильно нарушен также растительный покров Индии. Хотя лесистость в стране в два раза выше, чем в Китае, и составляет 34%, в значительной степени это уже не первичные, а вторичные леса, кустарники, антропогенная саванна. В последнее время особенно большую тревогу вызывает уничтожение девственных лесов в предгорьях Гималаев. В основе такого обезлесивания лежат две главные причины. Первая из них - насущная необходимость расширения посевных площадей в условиях фактически повсеместного малоземелья (не говоря уже о широком применении в прошлом в предгорных районах хищнической подсечно-огневой системы земледелия). Вторая
- продолжающееся массовое использование древесины в качестве топлива. Ещё в начале 80-х годов доля дров в структуре топливо потребления Индии достигла
1/3.

В результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5 млн. га. Но и это не может обеспечить потребности страны. Из-за низкой продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины составляет примерно 40 млн. м3, то есть из расчета на душу населения всего 0,046 м3 дровяной и деловой древесины (в США только деловой древесины на каждого жителя приходится 1,86 м3, или в 40 раз больше). Индийское правительство оценивает потребности страны в древесине к 2000 году в 290 млн. м3, что в семь раз больше того объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря ожидаемому приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов, наносящая большой экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.

В свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические последствия для водного хозяйства Индии: нарушился режим рек, увеличился твердый речной сток (Ганг ежегодно выносит в Бенгальский залив 1,5 млн. т. наносов, немного уступая в этом отношении только Хуанхэ). Согласно индийским данным, в наши дни наводнениям подвержены 400 тыс. км. территории страны. Чаще всего они случаются в дождливый летний сезон, когда муссоны приносят влажный воздух с Индийского океана. Ежегодно наводнениям подвергаются в среднем 8 млн. га, половину из которых составляют сельскохозяйственные земли, и страдает от них более 30 млн. человек.
Добавим, что нарушение режима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и на соседней стране - Бангладеш.

К этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое загрязнение водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и городские отходы обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех городов Индии только
8 полностью, а 210 частично оборудованы системами канализации. А ведь только по течению Ганга распложены (Катастрофическое наводнение в
Бангладеше в августе-сентябре 1988 года охватило более 2/3 территории этой страны, оставив без крова 30 млн. человек. Осенью 1990 года в результате наводнения погибло по разным оценкам от 150 до 300 тыс. человек.) 114 городов с населением свыше 50 тыс. человек. Свои неочищенные отходы сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых фабрик. И это при том, что снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от ресурсов речного стока.

Загрязнение атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов.
Еще несколько десятилетий назад основными источниками ее загрязнения были домашние очаги (мангалы), где в качестве топлива обычно использовался кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные производства - "ГЭС, предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимии.
Считается, например, дышать воздухом Бомбея - это то же самое, что выкуривать десять сигарет в день. Растущие выбросы серы и азота уже приводят к возникновению кислотных дождей, влияющих на посевы, воды и сооружения. Очевидна опасность, которая грозит знаменитой гробнице Тадж-
Махал в связи с выбросами соседних нефтеперерабатывающих заводов.

На первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии не уделялось большого внимания - прежде всего из-за отсутствия средств. Но затем необходимость таких мер была осознана и правительственными кругами и общественностью, и средства, хотя и небольшие, выделены. В середине 80-х годов был принят , который предусматривал установление мониторинга за состоянием вод реки и начало строительства канализационных систем в городах. Тогда же была создана национальная комиссия по борьбе с опустыниванием, основной задачей которой стало ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные спутники стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80 резерватов дикой природы.

Однако все это можно рассматривать только в качестве первоначальных мер.


рефераты
Новости